НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич


Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов – известный российский художник. Родился 21 ноября 1947 года в г. Барабинске Новосибирской области. Михаил Сергеевич проживал в нашем городе до шестилетнего возраста. Его папа был известным в Барабинске человеком – занимал должность редактора местной газеты «Коммуна». Он активно и много работает, начиная с 1970-х годов. С середины семидесятых его известность приобрела всесоюзный масштаб. В 1981-м он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 2000-х годах – заслуженным художником Российской Федерации и членом-корреспондентом Российской академии художеств. Список званий и наград очень велик. Но важнее следующее: почти вся жизнь Омбыш-Кузнецова связана с Новосибирском, а искусство его – явление далеко не местного масштаба. Картины мастера всегда играли особую роль в художественной жизни города и страны в целом, появление некоторых из них можно оценить как событие в изобразительном искусстве. Среди молодых советских живописцев 70–80-х годов Омбыш-Кузнецов выделялся глубиной и своеобразием манеры исполнения, которые отличают и современные работы художника.
В 1970 году Михаил Сергеевич окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. На первых порах именно образование определило тематику его творчества: городской пейзаж, индустриальный мотив, композиция на современную тему. Рано определился и с живописным подходом к этим темам: выявление конструктивной логики изображаемого, подчёркивание геометрических форм и «каркаса» работы, жёсткая, рационалистическая манера и сдержанная декоративность. В дальнейшем появились картины в разных жанрах: пейзаж, портрет, бытовой, натюрморт, который у Омбыш-Кузнецова часто неотделим от бытового жанра.
Первый большой успех художника и интерес к нему зрителей и критики связаны с серией работ «Нефтехим» (1973). В них труд и вся жизнь людей «завязаны» на технике, красота показана там, где раньше её не видели. Акцент сделан на технике и архитектуре, которые изображены так ясно, лаконично и точно, что живописное полотно напоминает архитектурный чертёж. Своеобразная красота индустрии и техники подчёркивается также за счёт пространственного решения, цветовое решение – лаконичное и строгое. Такая же эстетизация индустрии – главное качество художника – ощущается и в картине 1975 г. «Артерии Нефтехима».
Со своей темой, образами и стилистикой Омбыш-Кузнецов органично вошёл в генерацию «семидесятников». В 70–80-х он пишет работы, связанные с поездками по Сибири, которая в то время привлекала внимание многих деятелей искусства. Особенно важны «Дорога на Уренгой», «Сибирские нефтяники», «Освоение» (все 1980 г.) и другие работы «Тюменского цикла». «Дорога на Уренгой» – поиск и развитие новых живописных принципов и приёмов. В ней соединяется «репортажный» принцип изображения современной стройки с приёмами фотографии и кинематографа. Включённые в живописную ткань полотна фотографии – как документы истории, как факты: три друга позируют для снимка на память, люди укладывают рельсы – всё это напоминает «стоп-кадры» в документальном кино. Автор словно монтирует документальные кадры и репортажные зарисовки по методу коллажа. Это придаёт изображаемому ощущение подлинности, образам – новые грани. Реальные события переданы в цвете, а монохромные изображения – это воспоминания, которые будто проецируются на воображаемый экран. Введение в картину условного чертежа – это третий временной пласт, будущее. Работа представляет собой развёрнутую метафору. Позднее метафорическое начало будет встречаться в произведениях художника разных жанров. Также и монтажный принцип построения, и приёмы фото и кино, и своеобразное «полиэкранное» изображение. Картины «Освоение» и «Сибирские нефтяники» близки «Дороге на Уренгой», а в «Сибирских нефтяников» включены убедительные и почти документальные портреты рабочих. Тем самым автору удалось создать монументальный образ героя нового времени. Такой же поход к изображению современников в его «Бригаде» и других полотнах.
В «Формуле хлеба» (1984) и «Метро для Новосибирска» (1985) также видно стремление показать суть и красоту трудового процесса. Но если в «Формуле хлеба» художник откровенно прославляет труд и создаёт обобщённый образ-символ человека труда, то в «Метро для Новосибирска» ощущаются новые веяния, новое отношение к труду. Уже не звучат бодрые оптимистические ноты. И в лицах рабочих нет прежней красоты и образной яркости. Как и в более ранних работах, действие каждой разворачивается во времени, используются монтажный принцип композиции, крупные планы, выразительные детали, а фотомонтаж – ещё более смело.
С конца 80-х образная и пластическая системы Омбыш-Кузнецова несколько меняются. В ряде работ – «Большие гонки» (1988), «Большой город» (1987), «Репетиция. Ночной клуб» (2002–2003) – очевидно влияние фотореализма. Исчезает оптимизм и пафос, а живописные метафоры не всем понятны: при восприятии картины надо уйти от конкретного факта в область символов и ассоциаций. Важную роль в образной системе мастера играет тема частной жизни, произведения о семье, об окружающих человека бытовых предметах. Большое место занимает натюрморт, а изображение предметов несколько меняется: другие проблемы, другие предметы. В натюрмортах и жанровых композициях появляются ирония, рассказ о житейских радостях и слабостях. В «Состоянии полёта» (2001) именно через предметы и композицию, близкую к натюрмортной, передаётся состояние блаженства.
В живописи Омбыш-Кузнецова и раньше встречались эстетические парадоксы. С 80-х годов его творчество становится неким «собранием парадоксов» – это делает произведения многоплановыми и интересными, а искусство художника – живой системой. В работах встречаются неожиданно острые констатации, оригинальные ассоциации, своеобразные композиции («Незнакомка», «С любовью к женщине», 2010). Многие картины несут отпечаток трагедии, даже если их смысл не сразу поддаётся расшифровке («Золотой век», 1997; «Монумент», 1990; «Снятие с креста», 1993). В «Чёрной речке» (2004) место гибели Пушкина действительно превращается в чёрный поток, по которому плывут белые гипсовые маски поэта. Характерный для художника приём: особая значительность изображения предмета, на который переносится смысловой акцент. Маски так явственно напоминают о смерти поэта, что полотно приобретает трагический смысл, представляя собой всем понятную метафору.
В 1990–2000-х годах снижается социальная направленность произведений и наиболее интересными становятся работы, написанные вне социального заказа. Активно развивается своеобразный жанр – назовём его предметной композицией. В таких работах изображены не люди, а вещи, но по идейно-тематическим и пластическим признакам они более близки к сюжетным картинам, чем к натюрмортам. Это, например, «Советская икона» (1991–1994), где на абсолютно реально изображённую икону как бы нанесён другой символ – скульптура «Рабочий и колхозница», написанная в стиле супрематизма. Это подмена понятий, символов и идолов, идейных и стилевых.
 В 2004-2014 гг. – заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.
В 2018 г. в Барабинском краеведческом музее проходила выставка народного художника России Михаила Омбыш-Кузнецова. Произведения находятся в общественных и частных собраниях России, а также Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Франции и Японии.


Дата публикации: 07 Декабря 2023

Автор: Дуболазова Наталия

Отправитель: Наталия Дуболазова

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


  • Комментарии
Загрузка комментариев...