НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.

Чулымский район

Район расположен в центре Новосибирской области, в восточной части Барабинской низменности. Граничит с Убинским, Каргатским, Кочковским, Ордынским, Коченёвским и Колыванским районами Новосибирской области.

По территории района пролегает сеть малых рек, наиболее крупная из них река Чулым, имеется множество озёр, самое большое оз. Иткуль. Расстояние до Новосибирска 130 км.

В Чулымском районе 52 населённых пункта в составе одного городского и 13 сельских поселений. В 2016 году население 22 457 человек. Административный центр — город Чулым.

Район образован в 1925 году в составе Новосибирского округа Сибирского края (бывший Каинский уезд), с 1930 в составе Западно-Сибирского края. В 1937 году район был включён в состав вновь образованной Новосибирской области.

История

Деревня Чулымская возникла в связи со строительством Сибирского тракта на пересечении с рекой Чулым (тюрк. «гнилая вода, гнилая река») как ямской поселок.

Вновь построенные Колывано-Воскресенские заводы (медеплавильные – в 1726 г. и сереброплавильные – в 1744 г.) потребовали и необходимых путей сообщения, особенно тракта для связи с Европейской частью страны.

В 1764 году Колывано-Воскресенская канцелярия свидетельствовала, что крестьяне, «переселенные по распоряжению Сибирских губернаторов Мятлева и Соймонова в Барабинскую степь для устройства дороги и ямской гоньбы, совершили трудное и изнурительное для них дело и только теперь начинают приниматься за пашню». Но трудное дело проложения, а впоследствии обслуживания тракта, продолжалось и позднее. Сухопутная дорога требовала постоянного ремонта.

«За время с 1762 по 1780 г.г. на тракту были основаны селения: Чулымское и Иткульское. В свое время раскольники – староверы бежали не только в Сибирь, но и за границу. Часть их укрылась в Польше, заселив так называемую «Польскую Ветку».

Екатерина II добилась вывода всех 20 тысяч беглецов на Родину, но поскольку люди, выведенные с чужбины, оказались на Родине в худших условиях, они роптали и открыто порицали царицу. Екатерина II повелела всех без исключения сослать в Сибирь.

Часть сосланных была оставлена в Барабе, а большая часть отправлена на Алтай. Эти ссыльные поселенцы долгое время в Сибири известны были под странным названием «поляков» (т.е. выходцев из Польши). Первыми засельщиками Чулыма явились те самые «поляки». Были здесь, конечно, и поселенщики, т.е. крепостные, сосланные из России, и «шпана», но «поляки» преобладали. Местное население занималось ямщиной, коневодством, шорным производством, разведением скота, переработкой молока.

В 1875 году в 5 километрах севернее Чулыма появилось переселенческое село Романовское, которое в ходе строительства Сибирской магистрали становится пристанционным, принимая переселенцев из губерний Центральной России, Малороссии, Западного края, Томской губернии.

В 1926 году население села составляло 3919 человек, здесь располагался сельский совет, РИК, две школы – начальная и семилетка, библиотека, изба-читальня, лавка, районная больница, ветпункт, мельница, банк, маслозавод.

При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 году среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым был выстроен разъезд «Чулымский», который позднее превратился в станцию «Чулымскую». Строительство железной дороги от Омска до Чулымской было закончено в 1894 году, что кардинально изменило развитие села Романовское, которое населяли переселенцы из России, искавшие в Сибири лучшей жизни.

Вначале в Романовском насчитывалось несколько домиков и население его почти не увеличивалось. В 1896 году пошли первые поезда от Челябинска до Красноярска, и Романовское оказалось пристанционным селением, в котором почувствовалась нехватка рабочих рук для обслуживания железной дороги.

Из окрестных сёл, большей частью из Чулыма потянулись сюда крестьяне. Поселения, возникшие по берегам реки Чулым и озера Иткуль, были населены невольными переселенцами и ссыльными.

Часть крестьян из с. Чулым переселилась в поселок, а само село стало называться Старым Чулымом. По переписи 1926 года в деревне Старый Чулым располагался сельский совет, начальная школа, библиотека, изба-читальня, конно-приводной маслозавод, население составляло 981 человек.

В 20-е годы прошлого столетия в п. Чулымский переселилась значительная часть жителей окрестных деревень – железной дороге требовались рабочие руки. Вскоре п. Чулымский получил статус рабочего поселка. В 1926 году станция уже имела одиннадцать приёмо-отправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.

Впервые электричество появилось в Чулыме в 1930 году, его вырабатывал генератор мощностью 22 Квт. Находился он в расположении депо. Кроме депо ещё освещался вокзал, всего 1 лампочка на перроне. На весь Чулымский район имелось всего два врача, два фельдшера и две акушерки.

В 1929 году для вывоза леса-кругляка начали строить одноколейную железную дорогу Кокошино - Пихтовка. Вдоль нее возникло около 30 поселений. В Чулыме появились железнодорожные предприятия: вагоноремонтный пункт, ставший затем основой вагонного депо, подразделения по ремонту и содержанию пути, превратившиеся в дистанцию пути, оборотное локомотивное и паровозное депо. В 1932 году село Романовское по настоянию жителей было переименовано в Чулым. Так же в этом же году была основана и «Чулымская газета» («За Коммунизм»).

В 1934 году был привезён новый генератор мощностью 100 Квт. Вокзал освещали теперь 12 лампочек, освещались также несколько других служб и квартир вблизи станции. В 1935 году на станции (тогда эта была Томская железная дорога) открывается вагонно-ремонтный пункт (ВРП) ставший основой будущего вагонного депо, кроме того были построены: деревянная плотина на реке Чулым у железнодорожного моста, образовавшая водохранилище шириной 30-40 метров и длиной до 200 метров. К сожалению, в наши дни она разрушилась почти полностью.

Так же в этот год были построены: элеватор, районный дом культуры, железнодорожная школа № 7, был открыт райпромкомбинат. Благодаря такому развитию в 1937 году Чулым стал рабочим посёлком, так же в этот год было выстроено новое здание под электростанцию и установлен генератор мощностью 400 Квт. Теперь освещался железнодорожный вокзал и 5-6 улиц города.

В 1947 году Чулым стал городом.

В последующие годы, в связи с электрификацией железной дороги, внедрением новых технологий, удлинением участков обслуживания составов электровозами транспортное значение Чулыма снизилось. Близость к крупному транспортному узлу Инская, выполняющему весь комплекс работ по обслуживанию поездов, ремонту и экипировке электровозов и вагонов, привела к тому, что аналогичные предприятия в Чулыме закрылись.

С падением спроса на местный лес пришел в упадок леспромхоз, была закрыта и демонтирована железнодорожная одноколейка. Это привело к переселению жителей близлежащих сел в районный центр и другие поселения района и области и к росту населения, занятого в сельскохозяйственной отрасли. Тем не менее, и теперь транспортная отрасль лидирует по количеству рабочих мест в районе.

В настоящее время в районе действует три промышленных перерабатывающих предприятия – это ОАО Маслосыркомбинат «Чулымский», ООО «Маслопром», ООО МПО «Фоменское». По территории района, с запада на восток проходят Западно-Сибирская железная дорога, федеральная автодорога «Байкал» с твердым покрытием, нефте - и газопровод.

Сельскохозяйственным производством занимаются 14 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, 19 фермерских хозяйств. В сельском хозяйстве занято 33,8 % всех работающих. Основная специализация сельскохозяйственных предприятий - животноводство и растениеводство.

Чулымский район располагает развитой социальной и культурной инфраструктурой. В нем имеется 31 общеобразовательное учреждение, в том числе 20 средних школ, вечерняя сменная общеобразовательная школа, профессиональное техническое училище, 27 клубных учреждений, 24 библиотеки, детская музыкальная школа, спорткомплекс «Радуга», 3 больницы, 2 амбулатории, 23 сельских ФАПа.

Источники:

http://www.nso.ru/page/2730

http://vmuseum.ucoz.ru/index/istorija_zaselenija_zemli_chulymskoj/0-9



Народная летопись

История Ужанихинской средней школы

Рассказ о истории образования  Ужанихинской средней школы.
Светлана Степаненко

Пётр Кожемякин прошёл всю войну

Сапёры готовили опоры и на руках подтаски­вали к реке, командир с несколькими бойцами, находясь по грудь в воде, принимал опо­ры и устанавливал их на дно. Не бросали работу даже во время налётов вражеской авиации, и через 6 часов адского труда переправа была готова, но тут фашисты разбомбили часть моста... Старшина Кожемякин с бойцами вновь пошёл в воду и стал чинить переправу.
Авторы-составители: С. Станков, С. Виноградов

Георгий Иванов - герой из села Гуськи

19 августа 1944 года в бою при отражении вражеских контратак западнее города Шяуляй (Литва) заряжающий орудия младший сержант Иванов в составе орудийного расчёта уничтожил 8 танков, 5 автомашин и до двух рот пехоты противника.

С заводом связанные судьбы

Мало кто из чулымцев знает, что в дело обеды внесли свой достойный вклад наши земляки - труженики тыла, работники эвакуированного из Москвы военного завода «Метрострой-2». Первая встреча учащихся школы №1 с рабочими военного завода состоялась в 1989 году. В то время о тружениках тыла не вспоминали, и эта встреча – торжественная, волнующая, оказалась значимой: городской Совет ветеранов и школьный поисково-краеведческий отряд «Вега» положили начало пропаганде трудовых традиций жителей района.

У отца с войны руки не стало... Николай Рыбачек

"Прорвались из окружения, и тут рядом граната взорвалась, вижу – чья-то рука летит, глянул – моя, правая… Очнулся в госпитале, по подбородок серым одеялом накрыт. Медсестричка приносит яйцо, стакан какао и булочку: «Ешь быстрее, солдат…» Я ей объясняю, что руки у меня правой нет, а она: «Как же ты дальше жить собираешься?». Вот тогда-то я первый раз понял, что зря у меня пистолет забрали, пустил бы пулю в лоб и все дела»...
Больше никогда папа о войне не рассказывал...

Герой Советского Союза Геннадий Ворошилов

Ночью, едва различая друг друга, пулемётчики нескольких отделений разместились на плотах и шестами оттолкнулись от берега. Все прекрасно понимали, что на переправе успех зависел, главным образом, от скрытности и быстроты действий. Никто ни одним звуком не нарушил тишины. Противник обнаружил десантников, лишь когда они стали спрыгивать на песчаную отмель...

Школьный музей «Сердцем прикоснись к истории» из Чулыма

3 февраля 2008 г. в чулымской школе №1 состоялось официальное открытие музея «Сердцем прикоснись к истории». Первый экспонат музея – лапоть. Его принес ученик 8 класса Александров Володя в 1986 г. Это настоящий ношеный лапоть, который нашли в огороде, когда копали колодец.

“Сибирь спасла нас от смерти» – история ленинградца

В июне этого года в село Кабинетное пришло письмо из Санкт-Петербурга от Ю. Г. Иванова. Копию этого письма в редакцию «Чулымской газеты» передала директор Кабинетной школы Ирина Витальевна Пернак. Мы решили, что его должны прочитать все жители района, потому что Великая Отечественная война не обошла ни одну семью, на каждой оставив свой суровый отпечаток.

Чулымские истории

Наше поколение может гордиться – нам удалось жить в одну эпоху с не менее великими воинами, победившими в другой войне – Великой Отечественной. Для нас они уже сами по себе награда, гордость и величайшая ценность. Но война – это не только поле брани. Это жизнь в тылу в очень сложных условиях, это самоотверженный труд, болезни, которые некому и нечем было лечить, это дети, которым пришлось повзрослеть раньше, чем положено.

«Мордовский след в истории государства Российского и моей семьи»

    Почему так бывает в нашей жизни? Иной человек живет и для него не имеет большого значения его национальность. Все равно кто он: немец, украинец, русский. Ему не интересно, кто были его предки. Другой же, напротив, по крохам собирает то, действительно, родное, которое для него представляет несомненную ценность- все, что касается его происхождения, его языка. Эти люди гордятся своими корнями, своими предками, своим языком и традициями.

Экскурсия в школьный музей «Сердцем прикоснись к истории» МКОУСОШ №1 Чулымского района

Школьный музей внесен в реестр «Туристические достопримечательности Новосибирской области».
На основе  учебно – исследовательского проекта «Туристическими тропами Чулымского района» (автор: Омельченко Олег, член команды ВЕГА-ТУР),  режиссером программы «Пешком по Новосибирской области»  А.Харитоновым снят фильм, который будет показан 1 ноября 2016 года на канале  ОТС Новосибирского телевидения.

Маслосыроделие - точка роста Чулымского района в кризис

В 90-е годы XX столетия в Чулымском районе как и по всей стране началась депрессия предприятий, закрылись или сократили производство предприятия пищевой промышленности, перерабатывающие местное сырье. Пережив самые трудные времена, единственное предприятие, определявшее основу районного бюджета – маслозавод «Чулымский», в 2006 году объявляется банкротом и продается за бесценок предпринимателям из Новосибирска.

Кладовая

Нет материалов для отображения

Галерея