НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.

Чулымский район

Район расположен в центре Новосибирской области, в восточной части Барабинской низменности. Граничит с Убинским, Каргатским, Кочковским, Ордынским, Коченёвским и Колыванским районами Новосибирской области.

По территории района пролегает сеть малых рек, наиболее крупная из них река Чулым, имеется множество озёр, самое большое оз. Иткуль. Расстояние до Новосибирска 130 км.

В Чулымском районе 52 населённых пункта в составе одного городского и 13 сельских поселений. В 2016 году население 22 457 человек. Административный центр — город Чулым.

Район образован в 1925 году в составе Новосибирского округа Сибирского края (бывший Каинский уезд), с 1930 в составе Западно-Сибирского края. В 1937 году район был включён в состав вновь образованной Новосибирской области.

История

Деревня Чулымская возникла в связи со строительством Сибирского тракта на пересечении с рекой Чулым (тюрк. «гнилая вода, гнилая река») как ямской поселок.

Вновь построенные Колывано-Воскресенские заводы (медеплавильные – в 1726 г. и сереброплавильные – в 1744 г.) потребовали и необходимых путей сообщения, особенно тракта для связи с Европейской частью страны.

В 1764 году Колывано-Воскресенская канцелярия свидетельствовала, что крестьяне, «переселенные по распоряжению Сибирских губернаторов Мятлева и Соймонова в Барабинскую степь для устройства дороги и ямской гоньбы, совершили трудное и изнурительное для них дело и только теперь начинают приниматься за пашню». Но трудное дело проложения, а впоследствии обслуживания тракта, продолжалось и позднее. Сухопутная дорога требовала постоянного ремонта.

«За время с 1762 по 1780 г.г. на тракту были основаны селения: Чулымское и Иткульское. В свое время раскольники – староверы бежали не только в Сибирь, но и за границу. Часть их укрылась в Польше, заселив так называемую «Польскую Ветку».

Екатерина II добилась вывода всех 20 тысяч беглецов на Родину, но поскольку люди, выведенные с чужбины, оказались на Родине в худших условиях, они роптали и открыто порицали царицу. Екатерина II повелела всех без исключения сослать в Сибирь.

Часть сосланных была оставлена в Барабе, а большая часть отправлена на Алтай. Эти ссыльные поселенцы долгое время в Сибири известны были под странным названием «поляков» (т.е. выходцев из Польши). Первыми засельщиками Чулыма явились те самые «поляки». Были здесь, конечно, и поселенщики, т.е. крепостные, сосланные из России, и «шпана», но «поляки» преобладали. Местное население занималось ямщиной, коневодством, шорным производством, разведением скота, переработкой молока.

В 1875 году в 5 километрах севернее Чулыма появилось переселенческое село Романовское, которое в ходе строительства Сибирской магистрали становится пристанционным, принимая переселенцев из губерний Центральной России, Малороссии, Западного края, Томской губернии.

В 1926 году население села составляло 3919 человек, здесь располагался сельский совет, РИК, две школы – начальная и семилетка, библиотека, изба-читальня, лавка, районная больница, ветпункт, мельница, банк, маслозавод.

При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 году среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым был выстроен разъезд «Чулымский», который позднее превратился в станцию «Чулымскую». Строительство железной дороги от Омска до Чулымской было закончено в 1894 году, что кардинально изменило развитие села Романовское, которое населяли переселенцы из России, искавшие в Сибири лучшей жизни.

Вначале в Романовском насчитывалось несколько домиков и население его почти не увеличивалось. В 1896 году пошли первые поезда от Челябинска до Красноярска, и Романовское оказалось пристанционным селением, в котором почувствовалась нехватка рабочих рук для обслуживания железной дороги.

Из окрестных сёл, большей частью из Чулыма потянулись сюда крестьяне. Поселения, возникшие по берегам реки Чулым и озера Иткуль, были населены невольными переселенцами и ссыльными.

Часть крестьян из с. Чулым переселилась в поселок, а само село стало называться Старым Чулымом. По переписи 1926 года в деревне Старый Чулым располагался сельский совет, начальная школа, библиотека, изба-читальня, конно-приводной маслозавод, население составляло 981 человек.

В 20-е годы прошлого столетия в п. Чулымский переселилась значительная часть жителей окрестных деревень – железной дороге требовались рабочие руки. Вскоре п. Чулымский получил статус рабочего поселка. В 1926 году станция уже имела одиннадцать приёмо-отправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.

Впервые электричество появилось в Чулыме в 1930 году, его вырабатывал генератор мощностью 22 Квт. Находился он в расположении депо. Кроме депо ещё освещался вокзал, всего 1 лампочка на перроне. На весь Чулымский район имелось всего два врача, два фельдшера и две акушерки.

В 1929 году для вывоза леса-кругляка начали строить одноколейную железную дорогу Кокошино - Пихтовка. Вдоль нее возникло около 30 поселений. В Чулыме появились железнодорожные предприятия: вагоноремонтный пункт, ставший затем основой вагонного депо, подразделения по ремонту и содержанию пути, превратившиеся в дистанцию пути, оборотное локомотивное и паровозное депо. В 1932 году село Романовское по настоянию жителей было переименовано в Чулым. Так же в этом же году была основана и «Чулымская газета» («За Коммунизм»).

В 1934 году был привезён новый генератор мощностью 100 Квт. Вокзал освещали теперь 12 лампочек, освещались также несколько других служб и квартир вблизи станции. В 1935 году на станции (тогда эта была Томская железная дорога) открывается вагонно-ремонтный пункт (ВРП) ставший основой будущего вагонного депо, кроме того были построены: деревянная плотина на реке Чулым у железнодорожного моста, образовавшая водохранилище шириной 30-40 метров и длиной до 200 метров. К сожалению, в наши дни она разрушилась почти полностью.

Так же в этот год были построены: элеватор, районный дом культуры, железнодорожная школа № 7, был открыт райпромкомбинат. Благодаря такому развитию в 1937 году Чулым стал рабочим посёлком, так же в этот год было выстроено новое здание под электростанцию и установлен генератор мощностью 400 Квт. Теперь освещался железнодорожный вокзал и 5-6 улиц города.

В 1947 году Чулым стал городом.

В последующие годы, в связи с электрификацией железной дороги, внедрением новых технологий, удлинением участков обслуживания составов электровозами транспортное значение Чулыма снизилось. Близость к крупному транспортному узлу Инская, выполняющему весь комплекс работ по обслуживанию поездов, ремонту и экипировке электровозов и вагонов, привела к тому, что аналогичные предприятия в Чулыме закрылись.

С падением спроса на местный лес пришел в упадок леспромхоз, была закрыта и демонтирована железнодорожная одноколейка. Это привело к переселению жителей близлежащих сел в районный центр и другие поселения района и области и к росту населения, занятого в сельскохозяйственной отрасли. Тем не менее, и теперь транспортная отрасль лидирует по количеству рабочих мест в районе.

В настоящее время в районе действует три промышленных перерабатывающих предприятия – это ОАО Маслосыркомбинат «Чулымский», ООО «Маслопром», ООО МПО «Фоменское». По территории района, с запада на восток проходят Западно-Сибирская железная дорога, федеральная автодорога «Байкал» с твердым покрытием, нефте - и газопровод.

Сельскохозяйственным производством занимаются 14 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, 19 фермерских хозяйств. В сельском хозяйстве занято 33,8 % всех работающих. Основная специализация сельскохозяйственных предприятий - животноводство и растениеводство.

Чулымский район располагает развитой социальной и культурной инфраструктурой. В нем имеется 31 общеобразовательное учреждение, в том числе 20 средних школ, вечерняя сменная общеобразовательная школа, профессиональное техническое училище, 27 клубных учреждений, 24 библиотеки, детская музыкальная школа, спорткомплекс «Радуга», 3 больницы, 2 амбулатории, 23 сельских ФАПа.

Источники:

http://www.nso.ru/page/2730

http://vmuseum.ucoz.ru/index/istorija_zaselenija_zemli_chulymskoj/0-9



Народная летопись

Пётр Кожемякин прошёл всю войну

Сапёры готовили опоры и на руках подтаски­вали к реке, командир с несколькими бойцами, находясь по грудь в воде, принимал опо­ры и устанавливал их на дно. Не бросали работу даже во время налётов вражеской авиации, и через 6 часов адского труда переправа была готова, но тут фашисты разбомбили часть моста... Старшина Кожемякин с бойцами вновь пошёл в воду и стал чинить переправу.
Авторы-составители: С. Станков, С. Виноградов

Георгий Иванов - герой из села Гуськи

19 августа 1944 года в бою при отражении вражеских контратак западнее города Шяуляй (Литва) заряжающий орудия младший сержант Иванов в составе орудийного расчёта уничтожил 8 танков, 5 автомашин и до двух рот пехоты противника.

С заводом связанные судьбы

Мало кто из чулымцев знает, что в дело обеды внесли свой достойный вклад наши земляки - труженики тыла, работники эвакуированного из Москвы военного завода «Метрострой-2». Первая встреча учащихся школы №1 с рабочими военного завода состоялась в 1989 году. В то время о тружениках тыла не вспоминали, и эта встреча – торжественная, волнующая, оказалась значимой: городской Совет ветеранов и школьный поисково-краеведческий отряд «Вега» положили начало пропаганде трудовых традиций жителей района.

Кладовая

Нет материалов для отображения

Галерея