НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.

Чулымский район

Район расположен в центре Новосибирской области, в восточной части Барабинской низменности. Граничит с Убинским, Каргатским, Кочковским, Ордынским, Коченёвским и Колыванским районами Новосибирской области.

По территории района пролегает сеть малых рек, наиболее крупная из них река Чулым, имеется множество озёр, самое большое оз. Иткуль. Расстояние до Новосибирска 130 км.

В Чулымском районе 52 населённых пункта в составе одного городского и 13 сельских поселений. В 2016 году население 22 457 человек. Административный центр — город Чулым.

Район образован в 1925 году в составе Новосибирского округа Сибирского края (бывший Каинский уезд), с 1930 в составе Западно-Сибирского края. В 1937 году район был включён в состав вновь образованной Новосибирской области.

История

Деревня Чулымская возникла в связи со строительством Сибирского тракта на пересечении с рекой Чулым (тюрк. «гнилая вода, гнилая река») как ямской поселок.

Вновь построенные Колывано-Воскресенские заводы (медеплавильные – в 1726 г. и сереброплавильные – в 1744 г.) потребовали и необходимых путей сообщения, особенно тракта для связи с Европейской частью страны.

В 1764 году Колывано-Воскресенская канцелярия свидетельствовала, что крестьяне, «переселенные по распоряжению Сибирских губернаторов Мятлева и Соймонова в Барабинскую степь для устройства дороги и ямской гоньбы, совершили трудное и изнурительное для них дело и только теперь начинают приниматься за пашню». Но трудное дело проложения, а впоследствии обслуживания тракта, продолжалось и позднее. Сухопутная дорога требовала постоянного ремонта.

«За время с 1762 по 1780 г.г. на тракту были основаны селения: Чулымское и Иткульское. В свое время раскольники – староверы бежали не только в Сибирь, но и за границу. Часть их укрылась в Польше, заселив так называемую «Польскую Ветку».

Екатерина II добилась вывода всех 20 тысяч беглецов на Родину, но поскольку люди, выведенные с чужбины, оказались на Родине в худших условиях, они роптали и открыто порицали царицу. Екатерина II повелела всех без исключения сослать в Сибирь.

Часть сосланных была оставлена в Барабе, а большая часть отправлена на Алтай. Эти ссыльные поселенцы долгое время в Сибири известны были под странным названием «поляков» (т.е. выходцев из Польши). Первыми засельщиками Чулыма явились те самые «поляки». Были здесь, конечно, и поселенщики, т.е. крепостные, сосланные из России, и «шпана», но «поляки» преобладали. Местное население занималось ямщиной, коневодством, шорным производством, разведением скота, переработкой молока.

В 1875 году в 5 километрах севернее Чулыма появилось переселенческое село Романовское, которое в ходе строительства Сибирской магистрали становится пристанционным, принимая переселенцев из губерний Центральной России, Малороссии, Западного края, Томской губернии.

В 1926 году население села составляло 3919 человек, здесь располагался сельский совет, РИК, две школы – начальная и семилетка, библиотека, изба-читальня, лавка, районная больница, ветпункт, мельница, банк, маслозавод.

При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 году среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым был выстроен разъезд «Чулымский», который позднее превратился в станцию «Чулымскую». Строительство железной дороги от Омска до Чулымской было закончено в 1894 году, что кардинально изменило развитие села Романовское, которое населяли переселенцы из России, искавшие в Сибири лучшей жизни.

Вначале в Романовском насчитывалось несколько домиков и население его почти не увеличивалось. В 1896 году пошли первые поезда от Челябинска до Красноярска, и Романовское оказалось пристанционным селением, в котором почувствовалась нехватка рабочих рук для обслуживания железной дороги.

Из окрестных сёл, большей частью из Чулыма потянулись сюда крестьяне. Поселения, возникшие по берегам реки Чулым и озера Иткуль, были населены невольными переселенцами и ссыльными.

Часть крестьян из с. Чулым переселилась в поселок, а само село стало называться Старым Чулымом. По переписи 1926 года в деревне Старый Чулым располагался сельский совет, начальная школа, библиотека, изба-читальня, конно-приводной маслозавод, население составляло 981 человек.

В 20-е годы прошлого столетия в п. Чулымский переселилась значительная часть жителей окрестных деревень – железной дороге требовались рабочие руки. Вскоре п. Чулымский получил статус рабочего поселка. В 1926 году станция уже имела одиннадцать приёмо-отправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.

Впервые электричество появилось в Чулыме в 1930 году, его вырабатывал генератор мощностью 22 Квт. Находился он в расположении депо. Кроме депо ещё освещался вокзал, всего 1 лампочка на перроне. На весь Чулымский район имелось всего два врача, два фельдшера и две акушерки.

В 1929 году для вывоза леса-кругляка начали строить одноколейную железную дорогу Кокошино - Пихтовка. Вдоль нее возникло около 30 поселений. В Чулыме появились железнодорожные предприятия: вагоноремонтный пункт, ставший затем основой вагонного депо, подразделения по ремонту и содержанию пути, превратившиеся в дистанцию пути, оборотное локомотивное и паровозное депо. В 1932 году село Романовское по настоянию жителей было переименовано в Чулым. Так же в этом же году была основана и «Чулымская газета» («За Коммунизм»).

В 1934 году был привезён новый генератор мощностью 100 Квт. Вокзал освещали теперь 12 лампочек, освещались также несколько других служб и квартир вблизи станции. В 1935 году на станции (тогда эта была Томская железная дорога) открывается вагонно-ремонтный пункт (ВРП) ставший основой будущего вагонного депо, кроме того были построены: деревянная плотина на реке Чулым у железнодорожного моста, образовавшая водохранилище шириной 30-40 метров и длиной до 200 метров. К сожалению, в наши дни она разрушилась почти полностью.

Так же в этот год были построены: элеватор, районный дом культуры, железнодорожная школа № 7, был открыт райпромкомбинат. Благодаря такому развитию в 1937 году Чулым стал рабочим посёлком, так же в этот год было выстроено новое здание под электростанцию и установлен генератор мощностью 400 Квт. Теперь освещался железнодорожный вокзал и 5-6 улиц города.

В 1947 году Чулым стал городом.

В последующие годы, в связи с электрификацией железной дороги, внедрением новых технологий, удлинением участков обслуживания составов электровозами транспортное значение Чулыма снизилось. Близость к крупному транспортному узлу Инская, выполняющему весь комплекс работ по обслуживанию поездов, ремонту и экипировке электровозов и вагонов, привела к тому, что аналогичные предприятия в Чулыме закрылись.

С падением спроса на местный лес пришел в упадок леспромхоз, была закрыта и демонтирована железнодорожная одноколейка. Это привело к переселению жителей близлежащих сел в районный центр и другие поселения района и области и к росту населения, занятого в сельскохозяйственной отрасли. Тем не менее, и теперь транспортная отрасль лидирует по количеству рабочих мест в районе.

В настоящее время в районе действует три промышленных перерабатывающих предприятия – это ОАО Маслосыркомбинат «Чулымский», ООО «Маслопром», ООО МПО «Фоменское». По территории района, с запада на восток проходят Западно-Сибирская железная дорога, федеральная автодорога «Байкал» с твердым покрытием, нефте - и газопровод.

Сельскохозяйственным производством занимаются 14 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, 19 фермерских хозяйств. В сельском хозяйстве занято 33,8 % всех работающих. Основная специализация сельскохозяйственных предприятий - животноводство и растениеводство.

Чулымский район располагает развитой социальной и культурной инфраструктурой. В нем имеется 31 общеобразовательное учреждение, в том числе 20 средних школ, вечерняя сменная общеобразовательная школа, профессиональное техническое училище, 27 клубных учреждений, 24 библиотеки, детская музыкальная школа, спорткомплекс «Радуга», 3 больницы, 2 амбулатории, 23 сельских ФАПа.

Источники:

http://www.nso.ru/page/2730

http://vmuseum.ucoz.ru/index/istorija_zaselenija_zemli_chulymskoj/0-9



Народная летопись

Школьный музей «Сердцем прикоснись к истории» из Чулыма

3 февраля 2008 г. в чулымской школе №1 состоялось официальное открытие музея «Сердцем прикоснись к истории». Первый экспонат музея – лапоть. Его принес ученик 8 класса Александров Володя в 1986 г. Это настоящий ношеный лапоть, который нашли в огороде, когда копали колодец.

“Сибирь спасла нас от смерти» – история ленинградца

В июне этого года в село Кабинетное пришло письмо из Санкт-Петербурга от Ю. Г. Иванова. Копию этого письма в редакцию «Чулымской газеты» передала директор Кабинетной школы Ирина Витальевна Пернак. Мы решили, что его должны прочитать все жители района, потому что Великая Отечественная война не обошла ни одну семью, на каждой оставив свой суровый отпечаток.

Чулымские истории

Наше поколение может гордиться – нам удалось жить в одну эпоху с не менее великими воинами, победившими в другой войне – Великой Отечественной. Для нас они уже сами по себе награда, гордость и величайшая ценность. Но война – это не только поле брани. Это жизнь в тылу в очень сложных условиях, это самоотверженный труд, болезни, которые некому и нечем было лечить, это дети, которым пришлось повзрослеть раньше, чем положено.

Кладовая

Нет материалов для отображения

Галерея