НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Ояшинский мост как напоминание о Сибирском тракте

Сибирский тракт в XVIII-XIX веках долгое время был единственным путём связи Сибири с европейской частью страны, и Ояш оказался на этой оживлённой транспортной магистрали. 
Село, как и другие населённые пункты, расположенные вдоль тракта, жило его интересами: люди содержали постоялые дворы (недалеко от моста через реку Ояш был постоялый двор купца, этот двор представлял собой двухэтажное здание, на первом этаже размещались ямщики, второй этаж занимали хозяева, около дома были большие конюшни), занимались ямщиной, перевозили грузы и пассажиров, выращивали различную сельскохозяйственную продукцию, которую можно было продавать на тракте. 
За селом протекала река Ояш, через которую был построен мост. По нему днём двигались обозы. Старый мост, естественно, до наших дней не сохранился. На этом мосту часто проходили сельские гуляния. 
Когда в Ояше, стоявшем на самом тракте, скапливалось много проезжающих и постоялые дворы были переполнены, часть обозов вынуждена была уходить на ночлег в Балту. 
В Ояшинской волости было 84 извозчика. Сама перевозка по тракту требовала определённой инициативы и предприимчивости от крестьян, которые жили «ямщиной». Но овчинка стоила выделки. 
Заработки у ямщиков на тракте бывали весьма значительны – грош (2 копейки) с лошади и версты. Да ещё за перевоз через реку в летнее время надо было доплатить по 30 копеек с лошади.
В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворять транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали. В 1900 году железная дорога была проложена до Иркутска. Этим была ускорена и удешевлена перевозка товара и уменьшен основной поток пассажиров. 
Основной заработок крестьян, живших за счёт перевозок по Сибирскому тракту, исчез. Люди стали покидать село, переселяться поближе к железной дороге. Многие крестьяне, служившие до этого в батраках, ушли на строительство дороги.
Сейчас о том, что через Ояш проходил Сибирский тракт, напоминает только мост...


Лето 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 19 Июня 2018

Отправитель: Нонна Карпова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...