НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Коньков Алексей. Перекрёсток в степной Кулунде


Слово «карасу» имеет тюркскую основу. В переводе оно означает «чёрная вода». Так называли реки и ручьи, в устье которых били родники. 
Климат в Карасукском районе континентальный, довольно суровый. До нас дошли сведения от декабря 1840 года, когда морозы достигали 55 градусов. А в сентябре 1911 года, например, выпадал снег толщиной до одного метра.

Пастушество, а позже и земледелие – вот основные занятия населения в прошлом. Наш земляк профессор М.Ф. Косарев в одной из книг писал, что казахи Золотой Орды вспахивали поле кривым деревом, боронили пучком ветвей деревьев, привязанных к хвосту лошади, дубиной разбивали крупные комья, а урожай собирали, выдёргивая колосья руками.
Немалым подспорьем являлись рыболовство и охота. Здесь водились в изобилии волки, лисы, зайцы, барсуки, дикие козы, сайгаки, серны, гордые красавцы тарпаны (дикие лошади).

Археологи раскопали предметы Карасукской культуры (названной так потому, что поселения обнаружены на реке Карасук), относящейся к бронзовому веку Сибири (конец II – начало I тыс. до н.э.). Конкретно в Карасукском районе памятником этой культуры является Мелковское поселение скотоводческих племен. Погребения отмечены каменными оградами и курганами. Один из крупных курганов в Западной Сибири – Мелковский – скифского периода.

Самобытность Карасукского района в том, что это центр обширной географической зоны – Кулунды. Здесь, в Кулунде, сходятся земли Западной Сибири и Казахстана. Тут оказались смешаны культуры русского, немецкого, украинского и казахского народов.
Переселенцев с Чала и Дона называли «чалдонами». «Кацапы» - это курские и орловские. «Хохлы» - украинцы. А казахи именовались «киргизами». А вот откуда в Сибири по соседству со славянскими и азиатскими народами взялось столько немцев, историческая родина которых находится за тысячи вёрст отсюда? Ещё Екатерина II своим манифестом пригласила на свободные земли Российской империи народы других стран. Активнее всех на приглашение откликнулись немцы, образовав поселения в Поволжье, на Украине. Подняли людей в дорогу голод в 1891-1892 годах в центральных губерниях России, а затем и столыпинская реформа. Население из европейской части подалось на Урал, в Сибирь. Поток этот захватил и немцев с Поволжья. Основная же масса немцев, как мы знаем, была принудительно переселена сюда в связи с нападением на Советский Союз гитлеровской Германии, начиная с августа 1941 года.
Самым старым поселением в Карасукском районе считается село Астродым. История его начинается в 1700-х годах. 

Со второй половины XIX века начинается массовое переселение. 
Именно на территории Карасукского района в это время возникает самое богатое в Западной Сибири хозяйство купца Сорокина, скопившего более чем миллионный капитал и владевшего табунами лошадей общей численностью 80 тыс. голов и обширными земельными территориями.

Но главную роль в истории района сыграла железная дорога. С неё, с первого разметочного столба, установленного в мае 1912 года, берёт начало история районного центра Карасук. 
А шестидесятые годы двадцатого века, когда здесь размещалось Карасукское отделение Западно-Сибирской железной дороги, можно назвать периодом расцвета района.
Карасукский мясокомбинат – крупнейший среди перерабатывающих предприятий района, второй после железной дороги налогоплательщик района. По некоторым показателям превосходит Новосибирский мясокомбинат, а по уровню технологии производства ему трудно подыскать равные в области.
Стабильно работают и другие крупные перерабатывающие предприятия. Реконструируется и расширяется комбинат хлебопродуктов, рыбозавод, молочно-консервный комбинат.
Волейбольная команда района является десятикратным чемпионом области, а легкоатлетическая сборная – семикратным. В районе много самодеятельных творческих коллективов – народный театр, хор ветеранов, ансамбль «Светлица» (действующий уже более 40 лет) и другие.
В Ирбизино активно работает Центр украинской культуры, в Хорошем – Центр русской культуры, в Карасуке - отделение Российско-немецкого дома, а в Карасартах - единственный в области Центр казахской культуры.
В 2005 году у района появились герб и флаг. Зелёный, золотой и лазурный цвета в гербе отражают особенности природного и экономического положения нашего района.
Наш район поддерживает тесные связи со своими соседями, районами Алтая, участвует в культурных обменах с Казахстаном, проводимых администрацией области. Таким образом, Карасукский район выступает своеобразным «полпредом» области в соседних регионах и тем самым подтверждает своё особое место на карте Новосибирской области.

Коньков Алексей,  
ученик 8 класса Чернокурьинской школы.

Источник: http://nsportal.ru/ 


Дата публикации: 21 Февраля 2018

Отправитель: Ольга Вялкова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...