НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Отражение истории села в топонимических названиях


Люблю старинные названья
Российских сёл и городов,
Они как будто изваянья
Во мгле растаявших годов…
                   (В.Сидоров)

       Географическая карта мира испещрена названиями стран, островов, рек, озёр, городов и сёл. Тысячи названий и на карте нашей Новосибирской области. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, реки, холмы, части сёл и деревень. Такие названия не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В названиях сохранилась информация давно ушедших времён и память о событиях недавнего прошлого.
Язык народа изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной реки, озера, села, города. Но благодаря этим названиям в наши дни звучат давно вышедшие из употребления слова родного языка. 
Древние считали, что имя - это не просто обозначение чего бы то ни было, но и сама сущность предмета. Даруя название кому бы то ни было, тем самым даруешь ему и душу. Именно этой «душе» моей малой родины - селу Полойке Краснозёрского района Новосибирской области, посвящена моя работа.
  Наше село находится в живописном месте между двух озёр, которое местные жители испокон веков называют: Пресное (Деревенское) и Солёное (Горькое). Вокруг села много других озёр, богатых рыбой, а в весенний период на озёрах гнездятся  дикие утки, журавли, цапли, гуси. Плотным кольцом окружают село леса белоствольных берёз и осин – колки. 
Каждое лето я с удовольствием приезжаю в гости к своим родственникам в Полойку. Меня всегда интересовало необычное название села, у моих знакомых оно вызывало удивление и недоумение. Мои родственники в разговорах часто упоминали такие странные, на первый взгляд, местные названия как: Мыльник, Лапчик, Тарская роща, озеро Куклей и озеро Покойничек, Поповский сад.
    Смысловое значение, происхождение этих топонимов и их взаимосвязь с историей села я попыталась выяснить с помощью опроса старожилов, изучения краеведческих материалов местного музея и Толкового словаря. Старожилы села Полойка: моя бабушка Гордиенко (Лобова) Антонина Александровна (1924 г.р.) и отец Гордиенко Александр Иванович (1947г.р.) родились в Полойке и прожили здесь всю жизнь. Происхождение названия села они объясняют связью с водой, многочисленными озёрами, которыми окружено село. Названия поселений на другом берегу Пресного озера объясняют тем, что они основаны двумя людьми по фамилии Лапчик и Мыльник.
   Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, слово «полый» означает, во-первых, пустой внутри, а во-вторых, о воде: разлившийся после ледохода. На основании этой информации, я предположила, что название села, вероятно, связано с озёрами, которые наполнялись водой и разливались после снега или дождя. 
    Для получения более подробной информации я посетила Полойский школьный краеведческий музей, которым заведует Чернобровенко Нина Павловна. На протяжении многих лет по крупицам собирает она сведения об истории села. Большой вклад в изучение истории села внёс и местный краевед Николай Михайлович Карнаухов. Он изучил архивные документы Томска, Омска, Барнаула, Новосибирска и написал книгу об истории села, много статей по этому поводу в газету «Краснозёрская Новь». 
Изучив краеведческие материалы, я выяснила, что Полойка - самое старое село Краснозёрского района. По данным Алтайского архива, начало селу положили три охотничьих заимки, построенных у озера, которое жители называют Пресным (Деревенским), в 1700 году. Заимка - это занятый под хозяйство свободный участок земли, на котором возводились постройки. При удачном выборе места заимки могли развиваться в деревни, как и случилось. Заимку Мыльник основал чалдон, переселенец с реки Чала и Дона, по фамилии Мыльник. Лапчик был основан человеком с фамилией Лапшин, которая со временем была изменена в названии поселения. 
  Третью заимку, Куклей, основали переселенцы из местечка Тара (Омской области) по фамилии Парфёновы. Почему они так назвали заимку, музею неизвестно, но Парфёнов получил прозвище Тарский. В отличие от Мыльника и Лапчика, поселение Куклей не сохранилось, но рощу на месте заимки местные жители до сих пор называют Тарской, а озерцо рядом – Куклей. Однако, мой отец объяснил название Куклей тем, что слово «кукан» означает приспособление для ловли или переноски рыбы. 
Со временем между Пресным и Солёным озёрами тоже поселились люди и назвали поселение Полойка. 
   Образовалось село на удобном для жизни людей месте, среди озёр, богатых рыбой и водоплавающей птицей, среди пастбищ для скота, позже образовались хлебородные пашни. Население Полойки изначально состояло из народностей Сибири, родственных хантам и манси, по-русски - лопари. Отсюда и название займища – Лопарёво. Название села Полойки тоже пошло с языка тех народов, населявших эти места. От диалектного «полой» - заливное место, луга, заливаемые водой, а также крутой рукав реки, проток. Полойка - это озеро полой воды. 
Население Полойки собиралось постепенно на протяжении трех веков, как и во всей Сибири. Это были добровольцы Ермака, бежавшие в Сибирь, где некому подчиняться и можно быть свободными в своих действиях, чалдоны с рек Чала и Дона, переселенцы из России, Украины, Белоруссии, ссыльные. Судя по говору полойцев, много языков и наречий смешалось здесь. Местное население – старожилы - враждебно относились к переселенцам. Не было дружбы и среди самих переселенцев. Часто устраивали друг другу засады, нападали, грабили, отбирали деньги, вещи. Сопротивлявшихся, случалось, убивали и бросали в озерки. Именно так объясняют в местном музее название озера Покойничек. Правда, у местных жителей существует и другая версия названия озера Покойничек: якобы в гражданскую войну расстреливали здесь людей колчаковцы. Для этого есть основание: в краеведческих данных говорится о том, что в гражданскую войну в Полойке организовали отряд самообороны, командиром которого был Теслин Константин Семёнович, дозоры по дорогам расставляли, сообщали о приближении белых. Потомки героического предка проживают в селе до сих пор.
   По воспоминаниям моей бабушки Антонины Александровны, её предки, Лобовы (Иван и Елизавета) приехали из - под Могилёва (Белоруссия). Предки моего дедушки Гордиенко Ивана Савельевича (Савелий Афанасьевич и Евдокия Кирилловна) приехали раньше Лобовых с Украины. 
    Жили в Полойке евреи (с 1910 года – спецпоселенец Аренштам Гаврила Иванович) и эстонцы, с 1889 года – Рейн Александр Николаевич – ссыльный из Эстляндской губернии. Он работал маслоделом, мог смастерить маслобойку, сепараторы своей конструкции и самогонные аппараты, в общем, был мастер на все руки. Его потомки тоже проживают до сих пор в селе.
    Полойцы жили сообща (озёра, дороги, пастбища – общие), ведя натуральное хозяйство. Всё делалось руками самих селян: одежда, обувь, инвентарь. На момент переписи 1917 года у крестьян были уже плуги, бороны. Появились телеги на железном ходу. Были ветряные мельницы десятка два на село. Все крестьяне мужского пола были наделены землёй бесплатно с правом передачи по наследству, без права продажи надела другим лицам.  Вокруг Полойки много урочищ, напоминающих о размежёванности хозяев: Омельченковы колки, Романова ляга, Конева дубрава. Они так и служат ориентиром для полойцев до сих пор. По воспоминаниям моего дедушки, семья Гордиенко имела тоже заимку в трёх километрах от села возле озера Колотуха и выращивали там пшено и просо. В основном, здесь велась трёхпольная система земледелия. Сеяли озимые – рожь, пшеницу, просо, коноплю, лён, подсолнечник. Сеяли и косили вручную. Пахали и боронили на лошадях. Вязали снопы, их подсушивали в копнах и свозили в скирды. Потом уже молотили цепами. Веяли зерно вручную на ветру и затем уже засыпали. 
 Село всегда было зажиточным, в крестьянской жизни считалось стыдным сидеть без дела. 
    Через Полойку шёл тракт до Славгорода, по которому ямщики перевозили почту, государственные бумаги, иногда пассажиров. Поэтому на поддержание дороги привлекалось всё население. Её даже мели вениками в ожидании духовных лиц, отсюда и название - «архиерейская дорога».  Правда, это название уже не помнят даже старожилы. 
    На средства верующих в 1903 году была начата постройка церкви. Закончили её строительство в 1908 году братья Майковы: Мартиян, Семён, Василий, и Макар Воронин. Потомки семьи Майковых до сих пор проживают в селе.
 С церковью были связаны все главные события села: крестили новорожденных, венчали молодых, отпевали умерших и вели службы. В дни религиозных праздников проходили настоящие гулянья: пели, плясали и играли.  
     Священником Троицкой церкви был Василевский Иван Дмитриевич, 1876 г.р., а его дочь была сельской учительницей. По воспоминаниям старожилов, поп часто спасал полойцев от колчаковцев, которые приходили грабить село, тем, что вместе с богатыми селянами нагружал им обоз продуктов, и они покидали село. Служил он в церкви до 1931 года, потом его раскулачили и сослали. О его судьбе ничего больше не известно. Но память о нём живёт в топонимах села. Дом, в котором он жил, не сохранился, но до сих пор существуют остатки сада, который посадил священник, он превратился в рощу. Местные старожилы называют это место «поповский сад», а молодое поколение села этого названия уже не знает. Я часто ходила туда за малиной и не задумывалась, откуда в роще растут культурные деревья и почему дедушка называет эту рощу «поповским садом». Мой отец помнит, что в детстве он с мальчишками часто лазил в сад и там росла не только малина, но и вишня, смородина, слива, большие яблоки. Теперь понятно, почему улицу, где находился дом священника и его сад, местные жители назвали Садовая. 
В 1933 году церковь была разобрана, сняли и вынесли всё убранство, разбили три колокола. В 1936 году церковь переделали в клуб, в 1961 году – в столовую и гостиницу, а потом, в 2000 году, разобрали совсем. К сожалению, фотографии не сохранилось. Сейчас на этом месте магазин. 
   Войны и прочие катаклизмы эти края тоже не обошли стороной. Полойцы участвовали и в русско-японской, и в Первой мировой войнах. Двадцать полойцев не вернулось с Первой мировой, а с теми, кто возвращался, дошла до села весть о свержении царя, о революции, о строительстве новой жизни. Этим новостям мало кто верил, и портрет царя со стены снимать не спешили. Потом из Питера приехал фронтовик, член РКП(б) с мандатом, подписанным «Ульянов – Ленин», насчёт заготовки хлеба для рабочих. Полойцы не отказали и собрали целый вагон сибирского хлеба.
  Не было в Полойке семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Многие жители села получили награды за храбрость на фронте и трудовой героизм в тылу. Василий Игнатьевич Шумихин награждён орденом Ленина, медалью "Золотая Звезда", двумя орденами Славы. Он вырос и трудился в Полойке. Любил стихи, песни, а ещё больше - поработать на сенокосе или осенью на току. Василий, как всякий молодой человек, многое мечтал осуществить за свою жизнь, но война спутала его планы. В 1942 году он был призван в армию. Военной профессией сапёра-подрывника Василий овладел быстро. Не один мост, не одну переправу и не один вражеский эшелон уничтожил, несколько раз был ранен. 
Осенью 1943 года наши войска подошли к Днепру и понадобились сапёры для форсирования реки. 
В Наградном листе говорится: «Командир отделения батальона младший сержант В.И. Шумихин под непрерывными налётами авиации врага и пулемётным обстрелом хорошо организовал работу отделения и обеспечил быструю переброску личного состава частей, военной техники, боеприпасов и продовольствия на западный берег. В течение трёх дней товарищ В.И. Шумихин по пояс в воде, без отдыха личным примером увлекал бойцов своего отделения на быстрейшее выполнение боевого приказа по переправе дивизии на правый берег». 
  Указом Президиума Верховного совета СССР от 13 ноября 1943 года Василий Игнатьевич Шумихин за подвиг на Днепре удостоен звания Героя Советского Союза. После войны он жил на Украине в городе Виннице. Война подорвала его здоровье, он умер в июне 1952 года, прожив всего тридцать лет. Но кто возьмётся утверждать, что цена жизни измеряется количеством прожитого времени! Когда собираются вместе ветераны совхозного производства, старожилы села Полойки, то заводят разговор о Василии Игнатьевиче, трудолюбивом колхознике, боевом защитнике родины от фашистов. Это надо заслужить – жить в сердцах людей нестареющей, вечно молодой песней.
      Одна из улиц села названа в честь героя - улица имени В.И. Шумихина. Остальные улицы села получили название в духе советского времени: Советская, Молодёжная, Путь к коммунизму и т.д. 
       На войне был и мой дедушка - Гордиенко Иван Савельевич, который попал в плен в начале войны и провёл долгое время в фашистских лагерях. Он был награждён медалью за оборону Киева и за победу над Германией. Каждый год в День Победы мы идём вместе в Бессмертном полку. 

Необходимо изучать историю малой родины и таким образом способствовать тому, чтобы она не забывалась. Ведь у села Полойка очень интересное и богатое прошлое, основанное на старожильческих традициях, на которых воспитаны многие поколения. Где бы ни жили потом мои земляки, рождённые в этих краях, они всегда с теплом вспоминают о своей красивой озёрной, берёзовой Полойке и стремятся хоть ненадолго приехать сюда. Своей работой я помогаю сохранить для потомков историю родины моих предков.
 
                                                                     

Весна 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 07 Мая 2018

Отправитель: Юлия Кулагина

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...