НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Детский фольклор

Детский фольклор - весьма разнообразный по жанрам вид устного народного творчества: игры, потешки, считалки, прибаутки, хороводы, колыбельные... Всё это богатство, вернее, его следы, его крупицы - мы можем найти в наших сёлах и деревнях. Пока ещё можем...
   В этом альбоме публикуется всё, что найдено на сегодняшний день. И если фольклора «взрослого» набирается у нас на несколько альбомов, то детского - совсем немного.
 Но мы уверены, что для наших читателей эти материалы станут сигналом к действию: кто-то вспомнит игру своего детства, кто-то мамину колыбельную, кто-то считалку…
 Внесите свой вклад в сохранение традиций наших предков, в сохранение народной культуры и истории лично вашей семьи.
  И совсем не важно, откуда и как давно прибыли ваши предки в наш край, важно, что мы вместе сохраняем наше наследие: нашу общую культуру и историю.

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ
ФОЛЬКЛОР
 «Генетический код» национального самосознания, национальной самоидентичности хранится в народной культуре, в самых её истоках - эта истина проверена историей и уже не требует доказательств.
  Говоря о традициях и истории календарно-обрядового фольклора в целом, обращаем особое внимание на то, что почти во всяком взрослом обрядовом действии, в исполнении почти всякой традиции или ритуала - обязательно находилось место и детям.
 «Засевание» (колядование), поздравления в новогоднее утро, игры с «крашенками» (крашеными яйцами) в пасхальные дни, игры с «жаворонками» на Сороки, хороводы и «травные» действа на Троицу, выход к первому стаду на Егория, «светелка» на свадьбе - не перечислить всех «социальных» ролей детей в духовной, культурной жизни взрослых.
 Участвуя во взрослых обрядах, дети запоминали их элементы, манеру поведения мужчин и женщин, стариков и детей, их роли, их место в ритуале. Так сберегались и передавались традиции из поколения в поколение ещё с языческих времён.
  На территории нашего района долгие столетия бытовали, мирно соседствовали, причудливо переплетались языческие и православные народные традиции, принесённые сюда самыми первыми поселенцами.
 Открываем мы альбом детскими играми, связанными с обрядовыми действиями.

«СОРОКИ»
           Сороки – народное название Дня памяти сорока святых православных мучеников.
           Это событие произошло около 320 года. Ликиний - соправитель императора Константина, будучи убеждённым язычником, решил очистить свою часть империи от христиан. Он узнал, что среди подвластных ему войск в армянском городе Севастии есть отряд из 40 человек, исповедующих христианство. Чтобы заставить их отречься от веры в Христа, над ними устроили суд, но воины были непреклонны.
            Чтобы сломить воинов, на ночь их поставили на лёд замёрзшего Севастийского озера. На его берегу затопили баню для тех, кто согласится отречься от своей веры. Один не выдержал мучений и бросился в баню. Но только он ступил на её порог, как упал замертво. В третьем часу ночи лёд под ногами воинов растаял, вода стала тёплой, а над головой каждого из них появился сияющий венец.
           Это увидел один из стражников, Аглаий, он тут же уверовал в Христа и присоединился к мученикам. Утром их вывели из озера и убили, а тела сожгли на костре. То, что осталось от 40 мучеников, бросили в озеро. Там их остатки нашёл Севастийский епископ Пётр и похоронил…
        Вот такая печальная история. Народное сознание связало этот памятный день не только с неистребимостью православной веры, но и со светлыми ожиданиями прихода дружной и ранней весны.
   День сорока мучеников назвали «Сороки». В народе говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается; день с ночью равняется».
    По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие с юга 40 птиц («вырии»), первой из которых был жаворонок.
На юге России (Белгород, Курск) существовала поговорка: «Прилетел кулик из-за моря, принёс воду (т. е. паводок – весну) из неволья».
При этом жаворонки, прилетевшие раньше дня Сорока мучеников, по народным представлениям, не означали наступление весны. В народе говорили «они никудышные, прилетят и смёрзнут, а уж тот, что на Сороки, тот настоящий».
     В разных регионах России и до наших дней сохранились отголоски празднования этого календарного христианского праздника. Практически повсеместно выпекались «жаворонки». Но если жаворонки пеклись из дрожжевого теста, то «золотые колоба» - небольшие пресные колобки, смазанные мёдом и обёрнутые в золотую бумагу, пеклись из пресного теста. Эти колобки, как и «жаворонки», использовались в ритуалах закликания весны, гадания о погоде и т. д. Их золотистый, радостный цвет должен был «заманить» весну и жаркое солнышко.
В Сибири день Сорока мучеников считали исключительно «праздником баб и девок», которые, почитая его, не работали в этот день, в то время как мужики и парни продолжали выполнять повседневные нетяжёлые работы (однако не начинали никакого нового дела).
 Возможно, это объясняется ведущей ролью женщин в обрядах встречи весны. 
Изготовление «жаворонков» практиковалось и нашими земляками.
  Так, по словам Т. М. Митюшиной, (д. Красный Кут) она в детстве также участвовала в играх с жаворонками, помогала матери и бабушке в их приготовлении. Говорили о сохранении этих традиций и в селе Копкуль (Васильева Л. Н.), и в других сёлах и деревнях нашего района.
Интересно, что изготовлялись жаворонки повсеместно практически одной формы, одними приёмами.
Связь этого праздника с древними языческими обрядами проявляется именно в выпекании «жаворонков» и использовании их как атрибута «магических действ» - закликания весны. Но выполняли эти «обряды» не взрослые, а дети.
        Сороки празднуются всегда в один и тот же календарный день - 22 марта (новый стиль) – день весеннего равноденствия, когда день и ночь равняются по долготе. Так как праздник приходится на Великий пост, отмечался он скромно, без игрищ и гуляний взрослых, без застолий.
Но для детей делалось исключение. Дети радовались весне, играли в специальные, только для этого дня предназначенные игры, закликали, торопили весну.

                         Игры с жаворонками
     Сороки были одним из самых любимых детских праздников, потому что это первый праздник по «высокому солнцу», когда зима явно уступает место весне, когда взрослые не стесняют своим присутствием на улице, когда весенние ритуалы совершаются именно детьми.
 Отправляя ребенка с «жаворонками» на улицу, старшие обязательно напутствовали: зови весну звонче, чтобы зиме тошно стало; верти жаворонка шибче, чтобы лёд скорее стаял!
  Для «выноса» пеклись мелкие жаворонки, которыми было удобно играть на льду, закликать весну первой «птицей».
  Первую закличку дети выкрикивали, вращая привязанного на длинной суровой нити жаворонка над головой. Старались делать это одновременно.

Кулик – жаворонок,
Прилети на донок,
Полети на бережок,
Чтобы стаял снежок.
На луг прилети,
Весну принеси!
Весна иди,
Ложок буди,
Подтопи кочки,
Размости мосточки.

   Вторая игра носила соревновательный характер. Заключалась она в том, что дети, делясь на пары, пускали жаворонков по чистому льду от «кона» - отметки.
 Чей дальше проскользит, к тому переходит жаворонок соперника. А проигравший свою «птицу» выбывает из игры.
 При этом всеми играющими хором выкрикивалась (скороговоркой, пока катились жаворонки) закличка:

Чок-чок, куличок,
(А)ржаной бочок,
Растопи стужу,
Сотвори лужу,
Дай напиться
Студяной водицы -
Гороху, гречице,
Репе, чечевице,
Ростку, колоску,
Да (й) хлебушку!

Следующая закличка не относилась к жаворонкам, но так же призвана была разбудить весну, ускорить её приход. Закличка не сопровождалась никакими игровыми «магическими» действиями.
 Она выкрикивалась детьми хором при виде всякой появившейся в небе птицы.
 Дети, провожая взглядом птиц, выражали радость по поводу их прилёта.
                             
(фрагмент)
Батюшка-журавель,
За тридевять земель
Чего летал,
Кого видал?
Батюшка-журавель,
Неси нам капель,
Дадим тебе конопель, -*
Неси оттепель!

Конопель* - семя конопли, которое считалось вкусным, лакомым для детей; из него делали солёную домашнюю «халву» - приправу для пампушек - толстых дрожжевых оладий.

ПЕЧЁМ "ЖАВОРОНКОВ"
Продукты: мука, масло растительное, мёд (если не было мёда, добавляли сахар или «томлёное» сусло из сахарной свеклы), сушёные ягоды (изюм или смородина), отдушка (если готовится без мёда), дрожжи, соль.
(В нарушение поста для детей и больных готовят на молоке, с яичным белком, без желтка, со сливочным маслом или сметаной).
Рецепт: Ставится опара, как для обычного дрожжевого теста. На опаре замешивается тесто с добавлением всех ингредиентов. Вымешивается несколько круче, чем для булочек. Два-три раза обминают тесто во время расстаивания.
 Готовое тесто раскатывается жгутом, толщина которого зависит от величины будущих «жаворонков». Обычно это толщина указательного пальца для средних по размеру изделий.
Нарезается жгут на кусочки длиной около 20 см.
Завязать тесто слабым узлом, один конец должен быть длиннее – это «хвостик» будущего жаворонка.
 Сформовать из верхнего (короткого) конца узла головку птицы: острый клювик, гребешок, веером, поперёк головки.
Слегка расплющить второй, нижний конец жгута и сделать на нём три глубоких разреза, слегка развести образовавшиеся «пёрышки». На них умелые хозяйки делали мелкие надрезы по бокам, что придавало изделию нарядный вид.
Боковые стороны самого узла также слегка расплющить и надрезать наискось, к основанию узла, образовав образом «крылышки».

 В «головку» жаворонка вдавить сушёные смородинки-глазки (более крупные ягоды не будут держаться). Делали «глазки» и из конопляных зёрен, и из семян подсолнуха, льна…
Дать «подняться» изделиям (около часа), смазать медовой водой или желтком, разведённым водой с мёдом.
Выпекать как обычные булочки. Готовые изделия накрыть до полного остывания плотной салфеткой.
     Обязательно к приготовлению жаворонков привлекались дети - особенно девочки.
     Обычно хозяйка посылала ребятишек угощать жаворонками соседей «со всех сторон», чтобы дому и двору была удача, чтобы сноровисто велось хозяйство. В ответ соседки не отпускали детей с пустыми руками, отдаривались своим угощением, сложив его в ту же посуду, в которой принесли жаворонков им. Было очень почётно одарить жаворонками первыми, опередить соседей. Поэтому обегали ребятишки дворы с раннего утра, а на «высокое солнце» уже шли на речку, играть жаворонками на льду.

ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ
 Пасхальные дни были самыми светлыми и радостными для ребятишек, так как уже было тепло, зелено, можно было играть на улице в подвижные игры. А взрослые были особенно добры, нарядны и даже иногда принимали участие в детских забавах.
  Не существовало специальных «ритуальных» пасхальных игр с употреблением каких-либо приговорок, закличек, прибауток. Это, вероятно, объясняется тем, что Пасха - один из самых почитаемых, с драматической историей праздник, которому предшествуют страшные события Страстной недели.
  Обычно дети играли в летние игры: клеп, тройник, городки, казаки-разбойники, камушки, ножички и другие.
 Традиционно пасхальная игра «покаток» заключалась в том, что на ровной площадке со специального «мостика» всеми игроками по очереди скатывалось крашеное яйцо (в некоторых сёлах - маленький мяч), которое должно было попасть в одно из яиц, выставленных в ряд на некотором расстоянии от «кона» всеми участниками игры. Выигранное яйцо забиралось.
  Часто играли в игры с пением или «приговоркой»: «Цепи», «Чок-чок, каблучок»…
 Широко распространена была игра «Бояре». Текст её в разных вариантах встречается в записях многих фольклористов, в том числе и сибирских.
  Помещаем вариант текста, записанный в наших сёлах.
 
«Бояре»
Разновидность игры «Цепи». Играющие делились на две цепи, которые поочерёдно, под плясовую, быструю мелодию двигались навстречу друг другу и отступали назад, меняя направление на каждую фразу песни.
         
Ой, бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Ой, бояре, а зачем вы пришли,
Молодые, а зачем вы пришли?
Ой, бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать!
Ой, бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?
Ой, бояре, нам вот эта мила.

Центр цепи - это ведущие игроки, вели всю цепь в нужном направлении, и сомкнутыми руками двое играющих – «пиком» изгиба цепи, показывали на выбранную девочку).

Ой, бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас!
Ой, бояре, мы (й)ё выучим,
Молодые, мы (й)ё выучим.
Ой, бояре, чем вы будете учить,
Молодые, чем вы будете учить?
Ой, бояре, мы (й)ё кнутиком,
Молодые, мы (й)ё кнутиком.
Ой, бояре, она будет голосить,
Молодые, она будет голосить.
Ой, бояре, мы ей пряничка дадим,
Молодые, мы ей пряничка дадим.
Ой, бояре, она пряники не ест,
Молодые, она пряники не ест...
(К сожалению, утеряны две последние строки, содержащие окончание «торгов».)
  
На последние слова песни «невеста» разбегалась и пыталась прорвать цепь «бояр-сватов», выбирая при этом самое слабое, с её точки зрения, место в цепи. Если ей это удавалось, то она забирала с собой двоих игроков, тех, чьи руки разомкнула. Если прорыв не удавался, «невеста» оставалась в цепи.
   Игра повторялась до тех пор, пока в цепи противника оставалось 3 человека, что уже не считалось цепью.
Игра могла продолжаться по часу и более, если игроков было много.

«Чок-чок-каблучок»
 К сожалению, утеряно начало текста игры. Но фрагмент его всё же самоценен.
 Считалкой выбирался «Ваня» - водящий, исполняющий роль «жениха». Ему завязывали глаза и усаживали его в круг. Дети, взявшись за руки, начинали вести хоровод, приговаривая текст (утерян). Затем круг останавливался и дети продолжали стоя на месте, притопывая одной ногой и прихлопывая в ладоши:

Чок-чок-каблучок,
Сиди, Ваня-дурачок,
Не сходя ни с места,
Где твоя невеста?
В чём она обута?
В чём она одета?
Как её зовут?

«Ваня» вставал и описывал по памяти выбранную им девочку. Если он ошибался, то ему назначалось «наказание» - какое-либо шуточное задание: спеть частушку, прокричать птицей и тому подобное. Если «Ваня» описывал свою избранницу правильно, то уже он (а не считалкой) назначал нового «Ваню».

«Ленок»
 Детская хороводная игра, имитирующая «работные» действия. При движении по кругу, играющими на каждую фразу производятся одновременно движения, имитирующие процесс сева, уборки и обработки льна.
 Игра не преследовала никаких иных целей, не имела никакого результата, кроме пения и имитации работных движений.

Баба сеяла, сеяла ленок,*
Баба, сея, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок.
Баба, брала, да брала ленок,
Баба брала, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок.
Баба трепала, трепала ленок
Трепала да приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок.
Баба чесала, чесала ленок,
Все чесала, приговаривала,
 Чеботами приколачивала….
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок…

Далее «ленок» пряли, ткали полотно, шили сарафан, хвалились обновкой. Обычно этот хоровод водил кто-то из старших девочек с младшими детьми, которые охотно повторяли за взрослым движения и так, в процессе игры, запоминали нехитрый текст.

СЧИТАЛКИ
 Считалок в детском фольклоре существует множество. Их едва ли не больше колыбельных. Ведь чтобы начать какую-либо игру соревновательного характера, необходим её «зачин». Считалка и была зачином игры - это наиболее справедливый способ определения водящего.
  Считалки, скорее всего, жанр «совместного» творчества взрослых и детей. Судя по их текстам, сочинялись они не только бабушками и матерями, но и самими ребятишками. Чего только стоит широко распространённая считалка «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана..» - тут не обошлось без воинственного настроя ребят.
  Мы не приводим в нашем альбоме все считалки, что удалось записать от наших респондентов - их оказалось очень много. Но большая часть уже зафиксирована в фольклорных изданиях. Публикуем лишь то, что не имеет вариантов и повторов.

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?

На кого выпал вопрос, тот выбирает себе «роль». При повторном счёте ему должна выпасть эта роль. Если выпадала другому
 участнику игры, тот выходил. Если на того, кто роль выбрал, - он теперь считал.

Без подсказки, без обмана
Вышел месяц из тумана,
Вышел месяц из тумана - 
Вынул кукиш из кармана.
Кто не видел - погляди,
Кто не вышел - выходи!
                 * * *
У ворот, ворот, ворот,
Собирается народ,
На скамейке сидит дед,
Сколько тому деду лет? 

На кого выпал вопрос, тот отвечает. Например, пять или семь. Считалка продолжается:

Раз, два, три, четыре… семь,
Вылетаешь ты совсем!
Или: Раз, два, три, четыре, пять - 
           Ты выходишь, - мне считать.
                
«ЗАБАВУШКИ»
 «Забавушками» в южных областях России называли не только детские игрушки как таковые, но и прибаутки, шутки, которыми развлекали малыша няньки, бабушки. «Забавушки» никогда не были бессмысленными. Они развивали у ребёнка чувство ритма, речь, мелкую моторику рук.
 К таким «забавушкам» относятся и широко известная потешка «Ладушки», в процессе исполнения которой малыш хлопает в ладошки, взмахивает ручками, показывает на части тела (на головку сели), радуется совместным действиям со взрослым; и «Идёт коза рогатая» - потешка, которая развлекала и смешила малютку.
 Потешки имели особую ценность, так как устанавливали позитивный контакт взрослого и малыша. Ребёнок ощущал внимание и любовь близких людей, проявляющиеся в совместном весёлом действии.
  В этом разделе мы помещаем потешки, найденные нами на территории нашего района, записанные от старожилов разного возраста, разных населённых пунктов.


    «Один-бедин...»
Бабушка загибает малышу поочерёдно пальчики в кулачок, при этом приговаривает:
                      (фрагмент)
Один – Бедин,
Гаврик – Хомин,
Кулюха – Варюха,
Нестер – Иванюха...
Денисок – невисок,
Дык - толост...*

* Если первые четыре пары - русские имена, то не совсем ясно значение двух последних строк: «Денисок - не высок, А Дык - толост»; или «Денисок не высок, зато толост» В южно-русском диалекте «дык» имело два значения:1 «зато»; 2 - «так». Но это может быть и именем собственным.

«Котик - коток»
 Колыбельные, вероятно, самый древний жанр фольклора для детей. Они хорошо описаны во многих исследовательских работах профессиональных фольклористов. Цель всех колыбельных - укачать, убаюкать ребёнка, уложить его спать. Поэтому объединяет их медленная, плавная, негромкая мелодия. Так нужно было матери, чтобы спало дитя подольше, чтобы «переробить», то есть переделать побольше дел.

Публикуем несколько фрагментов самых редких колыбельных, какие нам удалось записать от наших купинских респондентов. 

Ходит, ходит, дрёма
Ходит (о)коло дома,
Спи-ко, дитятко, усни,
Угомон тебя возьми…
            * * *
Котик, котинька, коток,
Котик - беленький лобок,
Тише, котинька ходи,
Нам дитятко не буди…
              * * *
А(й) лю-ли-лю-ли-лю-ли,
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги,
Не нашли пути-дороги,
Они сели на ворота,
А ворота - скрып-скрып,
Не будите нашу Машу,
Наша Маша спит-спит...
              * * *
А баю-баю-баю,
Колотушек надаю,
Колотушек двадцать пять,
Наш дитёнок будет спать….




Дата публикации: 17 Марта 2018


Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...