НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Дома, люди и судьбы. Изменение технологии строительства жилья в посёлке Троицкий

С 2003 года в нашей школе функционирует историко-краеведческий музей "У истоков памяти".
Одна из наиболее интересных экспозиций - «Быт жителей посёлка Троицкий». В ней представлены предметы быта, одежда, посуда – всё то, что сопровождало в обыденной жизни наших прадедов и дедов. Среди экспонатов есть фрагмент стены саманного дома. Я поставила цель выяснить, как изменялась технология строительства дома в нашем посёлке и какие социальные процессы на это повлияли. 
На мой взгляд, изменение технологии связано с демографией.
Демографическая ситуация в деревне на сегодняшний день характеризуется тем, что население катастрофически стареет. Практически во всех населённых пунктах Кочковского района наблюдается отрицательный либо низкий естественный прирост населения.
Причиной этому стали крайне неблагоприятные экономические условия, среди которых инфляция и сокращение финансовой помощи государства. Именно эти факторы явились причинами массового оттока населения в города. Стремительно меняется облик современной деревни, утрачиваются навыки, вырабатываемые на протяжении веков поколениями людей. Заметно снизились темпы строительства в посёлке, который ещё два десятилетия назад по своим экономическим показателям был на одном из первых мест в Кочковском районе. 
 Я решила в своей работе проследить, как на протяжении пятидесяти лет эволюционировало жилищное строительство в посёлке Троицкий, выявить взаимосвязь этого процесса с изменением демографической ситуации. Для решения этой проблемы я использовала прежде всего информацию, собранную в школьном комплексно-краеведческом музее, а также беседы с мастерами по строительству «ООО» Троицкое. Наиболее полной ситуация с изменением темпов строительства просматривается при изучении статистических данных об изменениях числа домохозяйств.
        
Из материалов нашего школьного музея следует, что в начале 50-х годов в п. Троицкий насчитывалось 7 улиц. Совершенно случайно в семейном архиве старожила поселка, Неровных Ильи Тихоновича Неровных, были обнаружены записи, датируемые примерно концом 1940-го - серединой 50-х годов. В ходе работы с записями удалось восстановить описание посёлка указанного периода.
 Из записей в найденном документе:
«До Советской власти у нас за прудом жил Иван Егорович. У него был небольшой завод, там выделывали овчины, коровьи и лошадиные шкуры. У него работали наши бедняки. К нему пригоняли табун лошадей, а он их отгонял дальше. Потом стала Советская власть, его раскулачили, всё забрали в коммуну, а самого отправили на Колыму.
В Троицке были 2 качели вышиной 5 метров, их делали молодожёны. Одна была сделана на Кобелёвке, где сейчас живёт Щепихин. Вторая была сделана в Самаре, где сейчас живёт Фурсенко Мария. На самарской качели Раков Серёга раскачался сильно, упал и сломал себе ногу. Так с палочкой и ходил, пока не умер. Потом обе эти качели убрали».

Технология строительства жилища эволюционировала вместе с человеком: пещера, землянка, надземное строение.
В тех районах Сибири, где леса было мало, крестьяне испытывали трудности с постройкой хорошего жилья. Зажиточные привозили брёвна издалека, а бедноте приходилось довольствоваться домишками из малоподходящего материала – мелкой сосны, берёзы, дёрна.
Переселенцы в посёлке Троицкий первое время жили в землянках. Те, кто приехал со степного юга России, по привычке и в силу необходимости складывали саманные хаты из смеси глины и соломы, крыли их соломой или камышом. На территории нашего посёлка строили не только саманные дома, но и так называемые «литухи» - более усложнённую разновидность «саманухи». В землю вкапывали деревянные столбы, которые вкруговую оббивались досками таким образом, чтобы между ними осталось пустое пространство, в которое заливали смесь глины и соломы. Затем всё тщательно утаптывалось ногами, и получалась литая стена. Со временем крытые соломой крыши заменялись деревянными.
Такие виды жилья не шли ни в какое сравнение с прочными, долговечными и тёплыми домами сибиряков-старожилов.
        
Старожилы накопили богатый опыт строительства жилья, приспособленного к суровым условиям Сибири. Этот опыт сейчас изучают этнографы, архитекторы, искусствоведы. Лучшие его элементы до сих пор используются в практике сельского строительства.
В здешних местах строительный лес всегда имелся в достатке. На постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд брёвен и фундаментные стойки сибиряки старались делать из лиственницы. Для сруба годился лишь «кондовый» лес – ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Его нужно было вовремя заготовить - поздней осенью или зимой, в полнолуние либо «на старый месяц». Сушка, хранение, обработка бревен требовали немало опыта.
       
Вот как выбирали место для постройки. Считалось, что нельзя располагать дом на перекрестке дорог - «с семьёй не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали хорошо освещённые места у реки, на некотором возвышении.
         Уточняли выбор места ночью или ранним утром: «Когда три звезды полуношные - Кичиги, которые появляются на небе вместе с Зарницей, закатились, то пора идти» (это примерно в пять часов утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды – чтобы чувствовать холодные и тёплые места. Если где-то охватывало холодом – это значило, что место для жилья не годится, зато оно может быть использовано для колодца, потому что здесь близко к поверхности подходят грунтовые воды.
          Строительство начиналось обычно ранней весной, едва сойдёт снег. Чтобы успеть до больших сельскохозяйственных работ, хозяин приглашал родственников и соседей «на помочь». За работу на помочах не платили, но обедом и ужином угощали от души. Кстати, помочи собирали и для проведения срочных сельскохозяйственных работ.
          
Из Европейской России иногда заходили в Сибирь плотничьи артели и охотно подряжались на постройку жилья. Мастерство плотника почиталось наравне с ремеслом кузнеца, мельника. Этим умельцам крестьяне приписывали сверхъестественные способности. Будто бы, например, плотник так может построить дом для жадного хозяина, что на полу всегда будет сор, и его никак не выметешь.
При закладке дома многие приглашали священника для освещения строительства. Использовали и обычаи, имеющие языческое происхождение: в нижнем ряду брёвен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился; под другой – шерсть, под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты. Жилье при постройке старались сориентировать окнами на солнечную южную сторону, «чтобы в избе весело было». Существовали запретные и благоприятные дни для начала строительства, как и для любого важного дела. Не приступали к делу в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.
          
Поражает разнообразие строительных приёмов, которые плотники выбирали в зависимости от степени зажиточности домохозяина, наличия подходящего материала, традиционных предпочтений семьи, предполагаемой планировки жилища. Соединять бревна по углам умели "в охряпку", "в лапу", "в чашу".
Крыши крыли тёсом или дранью, причем слои покрытия могли настилать «впритык», «вразбежку», "с подшильником".
Когда укладывали брёвна, то учитывали даже разницу в плотности древесины с южной и северной стороны ствола. Более плотный край бревна, северный, поворачивали на внешнюю сторону постройки, чтобы она дольше не разрушалась. 
       
Переезд в новый дом тоже сопровождался множеством примет, правил, условных действий. Наиболее удачным днём для новоселья считалась суббота.
Важным было обеспечить преемственность прежнего и нового этапов в истории домохозяйства, поэтому для новоселья в старом доме готовили тесто, а хлеб из него выпекали уже в новом доме. Переносили золу из загнёта (место у устья русской печи, куда сгребают жар) старой печи в загнёт новой.
На новоселье приглашали родственников, друзей, соседей. Праздничная процессия отправлялась из старого дома в новый.
Впереди шёл хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почтенная старушка несла икону. Другие участники шествия вели и несли разных домашних животных. Гостей приглашали в дом, скотину заводили во двор. Первыми заходили хозяин с хозяйкой, иногда – старушка с иконой или маленьким ребенком, через порог пускали кошку. Хлеб ставили на стол, икону вешали в передний (самый светлый, торжественный) угол, клюку и помело клали на печь. Некоторые хозяева заказывали в день новоселья молебен в церкви.
Все описанные обряды имели свой смысл – практический, магический, религиозный. Зачем, например, нужны были помело (веник для выметания золы из печи) и кочерга? Чтобы переманить из прежней избы в новый дом своего домового (суседушку, деда), который, как считалось, обитал поблизости от печи и являлся покровителем дома и усадьбы. Именно от него в большей степени, якобы, зависели здоровье и благополучие всех «домашних» и скота.
 
С начала 70-х годов 20-го века в нашем посёлке начинается массовое строительство деревянных «крестовых» домов (такое название связано с крестообразным расположением комнат).
Деревянные дома крестового типа строились, как правило, два-три года. В первый год заливали фундамент и ставили сруб, пробивая брёвна паклей. В таком виде строение оставляли до следующей весны, чтобы дом «устоялся», осел. На втором этапе строительства накрывали потолок, ставили стены и крышу. Потолок утепляли с внешней стороны (со стороны крыши) методом «валькования» - обмазывая глиной. Третьим этапом являлись отделочные работы внутри дома. Стены дранковали специальными тонкими рейками, мазали, накрывали полы. Половицы старались делать широкими, иногда до полуметра, слегка выпуклыми. После завершения побелочно-покрасочных работ справляли новоселье.
          
Но даже новый дом требовал постоянного внимания и заботы. Так, к примеру, настоящей напастью для деревянных строений являются грибковые заболевания. Споры грибов-паразитов проникают в древесину и, прорастая, делают её трухлявой.
Грибковые заболевания распространяются очень быстро: ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с поражённых участков на здоровые. Для профилактики грибковых поражений в фундаменте дома делали специальные сквозные отверстия – отдушники, по два с каждой стороны дома. Они обеспечивали вентиляцию подполья с весны до октября, а потом забивались тряпьём и замазывались глиной.
 Строительство большого деревянного дома требовало от плотников мастерства и знаний. Одним из самых компетентных в этой области строительства в нашем посёлке был Клеймёнов Михаил Андреевич.
       
В настоящие дни темпы жилищного строительства в нашем посёлке крайне низкие: за последние пятнадцать лет был построен только один дом. 
Увеличение числа домохозяйств в 2000-2002 гг. обусловлено реализацией «Программы-130», в ходе которой строились двухквартирные дома городского типа. Именно в эти года в посёлок прибыло большое количество переселенцев из ближнего зарубежья. Ситуация с оживлением демографической ситуации явственно видна из записей в Книге учёта выдачи аттестатов о среднем (полном) общем образовании.

С 1990 по 1997 гг. наблюдался всплеск жилищного строительства: посёлок расширялся, производственная база увеличивалась.
       Ситуация резко изменилась в промежуток между 2000 и 2012 годами, когда строительство жилья фактически прекратилось. Именно на этот промежуток приходится наибольший процент выбывших в связи со сменой места жительства. Антирекордный показатель количества выпускников школы – 2003 год.
Эпоха урбанизации диктует свои законы: молодёжь уезжает в города, там создаются семьи и рождаются дети. Численность населения в нашем посёлке постоянно снижается.

Статистические данные свидетельствуют не только о том, что стало рождаться мало детей, но и том, что в настоящее время идёт массовый отток населения из села.
Сложная экономическая ситуация 90-х годов 20-го столетия, непоследовательные и непродуманные реформы сменяющих друг друга правительств поставили тысячи таких небольших населённых пунктов, как наш Троицкий, на грань вымирания. Но несмотря ни на что, наш посёлок ещё жив. Самоотверженно трудятся на полях механизаторы, на фермах - животноводы. Наша школа является одной из лучших в районе. Функционирует Дом культуры, библиотека, детский сад, ФАП. Жители посёлка обеспечены бесперебойной подачей воды и света, проблема бездорожья ушла в прошлое.
           
Посёлок Троицкий, перешагнувший столетний рубеж, частица Кочковского района, песчинка на карте России, живёт своей тихой и размеренной жизнью. Очень хочется верить в то, что, выстояв в нелёгкой схватке со временем, мы сумеем преодолеть и сегодняшние трудности.
 Проблема вымирания российской деревни является одной из самых актуальных, но всё-таки хочется надеяться, что этот процесс ещё обратим.


Кристина Кисель, ученица Троицкой средней школы

Зима 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 05 Февраля 2018

Отправитель: Олеся Шмидт

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...