НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Творчество семьи Гапонько из д.Вознесенка

ЧАСТУШКИ  Ивана Ивановича Гапонько

Эх, деревня, ох, село.
Наше поле заросло.
Где же вы, правительство –
Народное вредительство.

Поздно – рано, поздно – рано
Убегаем от экрана.
Кому стряпать, кому шить,
Кому грядки ворошить.

Тыщу лет всё тянем лямки:
Друг для друга роем ямки,
Доживая до седин,
Всё себя едим, едим.

За Америкой погнались
В воздухе, на суше.
В результате оказались
Мы в долгу по уши.

Побывали на луне,
В космосе полазили...
Поскорее бы в селе
Жизнь свою наладили!

Долго думают в Кремле,
Споров много даже.
О кормилице земле,
Купле и продаже...
 
О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ БЕРЁЗЫ
  
С нашей дороги видны пригорки. Растут на них берёзы. О чём перешёптываются они? Что вспоминают?
  Я думаю, что вспоминают они о людях, которые жили здесь когда-то, строили под этими берёзами дома, гуляли свадьбы, растили детей, работали, грустили и веселились. Жили они все вместе в одной деревне Ивановке. Кого-то уже из этих людей нет в живых, очень многие разъехались по другим деревням и сёлам, многие в городах. Но память всё же жива, и представить сейчас, как это было, – вполне возможно.
  Деревня Ивановка расположила два длинных ряда своих домов на пригорке. Основана она была примерно в то же время, что и Вознесенка, в начале XX века.
  Среди жителей Ивановки можно назвать Грибановых, Тимошенко, Парфёновых, Боженковых. 
Когда появился здесь колхоз, он назывался «Будённый». Люди переселялись в эти места из Брянской области. Тут было получше с землёй и вполне можно было найти работу. Тем, кто приезжал и вступал в колхоз, помогали: давали семян на первое время, помогали построиться.
  
Деревни Ивановку и Вознесенку разделяла речка Здрева. Раньше это речка была глубокой и широкой. Мальчишки даже с моста в неё ныряли. Сейчас это сделать невозможно, так как речка обмелела.
  В те времена местные жители ловили здесь рыбу: гальянов, пескарей, окуней, плотву, карасей. А под корягами вылавливали налимов. Рыба была хорошим подспорьем для еды. Пищу получали, в основном, с полей-огородов и, конечно, многое давала природа. Ходили в лес за грибами, ягодами, собирали щавель. Занимались этим в основном дети. Почему? Потому, что взрослые люди были заняты на серьёзных работах: надо было управляться в колхозе и дома, на полях, на сенокосах. Дети и подростки были серьёзными помощниками для семьи. Ходили в лес, кроме ягод да грибов собирали травы: лабазник, душицу, листочки и веточки других полезных растений. Ягоды сушили, варили кисели, делали начинку для пирогов, из листьев заваривали чай. По осени, с первым снежком, ходили за калиной. Потом её парили в чугунках в русской печке. Пироги с калиной были очень популярны в деревне. 
Помогали подростки и на сельскохозяйственных работах: копали картошку, подгребали сено, помогали дрова возить.
  
В деревне была своя начальная школа – 4 класса. Она находилась в центре Ивановки, на пригорке. Учительницей была сначала Иусова Татьяна Андреевна, потом её заменила Тимошенко Антонина Емельяновна. Жильё для учительницы располагалось при школе. Закончив начальную школу, ученики ходили в другие: в деревню Малиновку, в село Ояш.
  
На работу местные жители ходили в деревню Вознесенку - потому, что основные предприятия находились здесь. В деревне располагались магазин, клуб, кузница, крупорушка, ферма, даже столовая была. 
А в Ивановке был свинарник, занимались свиноводством. Потом телятник построили.
  
Люди занимались сельским хозяйством, скотоводством, сеяли рожь, пшеницу, лён, кукурузу, кормовую свёклу и другие культуры. 
Жили дружно: вместе работали, вместе и отдыхали, ходили в клуб, друг к другу в гости, веселились на вечёрках.
  
Конечно, и трудностей хватало: жильё, к примеру, не из чего было строить. Это позже стали строить красивые деревянные дома, когда разрешили, а сначала были и землянушки, и мазанки. Денег на трудодни в колхозе почти не давали. Люди что вырастят - продадут: на эти-то денежки небольшие и покупали ткань для одежды да разные вещи, нужные в хозяйстве. Одежду для себя шили сами, потом, когда стали платить деньги, покупали в магазине готовое. 
Даже полушубки, валенки раньше сами делали. 

И всю колхозную работу выполняли вручную, только после войны появилась техника: трактора, машины, комбайны. Комбайны сначала прицепляли к тракторам, так и работали.
  
Да, было трудно, но вместе люди преодолели войну, послевоенные годы, всякие реформы пережили. Вместе легче преодолеть напасти, чем в одиночку.
  
Может, всё было бы хорошо, да вот беда – плохо стало с водой. В речку каждый день с вёдрами летом и зимой, во всякую погоду не набегаешься. К тому же зимой приходилось прорубь прорубать. Колодцы копать было глубоко и не выгодно. Для людей и животных воды требовалось много, а когда строились мосты, речку пришлось запрудить.
  Вот эта причина – нехватка воды и другие бытовые проблемы заставили людей искать для жилья места получше. И Ивановка постепенно стала разъезжаться. Уезжали кто куда мог: в деревню Бугры, в Каменку, в село Байкал, в Ояш, в города...
  
Сейчас на месте когда-то большой деревни стоят всего пять домов, в которых ещё живут люди. 
Её по-прежнему называют Ивановкой, но это уже не та большая, весёлая, трудолюбивая деревня со своими радостями и заботами, которая была когда-то.
 И всё же бывшие ивановцы не забывают свою малую Родину, приезжают сюда, ходят по тем местам, где когда-то стояли их дома.
 Даже из Германии представители семьи Хомченко весной приезжают сюда: походить по лесу, попить берёзового соку, вспомнить былое...
   Родина всегда остаётся родиной, как бы далеко она ни была.
 

                 Галина Гапонько, деревня Вознесенка Болотнинского района Новосибирской области


Зима 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 17 Января 2018

Отправитель: Татьяна Грибовская

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...