НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История села Боярка

Наше село Боярка, как и всякое поселение, имеет свою историю. Более 90 лет на месте нашей усадьбы шумели берёзовые и осиновые леса; небольшие возвышенности, «гривы», как мы теперь их называем, перемежались с болотами.

К северу простирались монастырские земли, к югу, примерно до линии, где сейчас стоит центральная контора ЗАО «Боярка», земля принадлежала священнику Тропинского прихода - это были так называемые церковные угодья. Между ними была «ничейная землица» - Серёгинский участок. И вот сюда в 1908 году приехали первые переселенцы с Украины - три семьи: Приваленко, Беймановы, Коноплёвы.

Здесь нашли они две полуразрушенные землянки, в которых кое-как ютились молдаване. Молдаване прожили недолго, всего три-четыре месяца, затем уехали обратно. 

Трудно пришлось Беймановым, Коноплёвым и Приваленко. Безземельная Украина заставила счастье искать в Сибири. Они приехали за землёй, которая «вёрстами лежит ни разу не паханная».
Думалось им, что в Сибири покажут землю без конца и без края, и скажут: «Выбирай себе любую, бери сколько надо». А вместо этого - вековечные леса, болота, справа - земли монастырские, слева - церковные, а между ними - выбирай, сколько хочешь. Этой земли хватило бы. Но как её взять? Как её отнять у леса, как заставить болота отдать под посевы лишний клочок земли? Нужен был труд, большой труд, и не на один год. А тут и лето кончается.

Засучив рукава, стали на берегу речушки Боярки строить себе жильё, сооружать землянки, бараки. Те небольшие деньги, которые привезли с собой, кончились. И стали наши новосёлы рубить дрова и продавать их за любую цену в Колывань, в монастырь, чтобы не умереть с голоду.

Наступила весна, а с ней новые заботы и горести: надо готовить земли под посев. Пошли корчевать лес, рыть канавы, чтобы хоть немного осушить участок. Мозолистые руки да топор - вот и все помощники, вот и вся «техника» в этом трудном деле. А ведь землю надо вспахать, надо засеять. Нужны лошади, плуг, семена. 
А там уже подходил срок уплаты налогов. Куда, к кому идти, где это взять?

Думалось нашим переселенцам, что здесь, в Сибири, нет помещиков, что они ни к кому не пойдут на поклон, ни от кого не будут зависеть, сами себе хозяева. Да, помещиков здесь не было. Но на поклон надо было идти в монастырь. 

От зари до зари трудились новосёлы. Вырубали леса, пахали землю, гнали дёготь, платили налоги, шли на заработки в монастырь и к попу в Тропино, нанимались рубить дрова для колыванских купцов.

С большим трудом, постепенно строили себе деревянные дома, обзаводились скотом. Первую избушку, так можно назвать это жильё, построили около куста боярышника на берегу речки Боярки - отсюда и пошло название нашей родной деревни. 
Потом приезжали другие новосёлы, посёлок рос.

Приехала семья Кирица, а затем ещё несколько семей чувашей. Чувашинский край в Боярке, как мы его сейчас называем, и есть место первого поселения этих людей. 
Из маленького посёлка на берегу речушки поселение переросло в деревню Боярка.

Надо сказать, что к 1915 году население было довольно значительным. Уже имелась 2-х классная школа церковно- приходского типа. Имелся небольшой магазин с приказчиком от тропинского купца. 
В 1915 году через Боярку прошёл северный тракт до Пихтовки. Строили тракт военнопленные немцы. В Боярке появилась своего рода ямская контора, где меняли лошадей, останавливались на ночлег. Тракт в какой-то мере расшевелил жизнь Боярки.

Население Боярки пришлое из разных концов страны. Как уклад семейной жизни, так и обычаи у всех были разные. Переселенцы из одной губернии поначалу стремились селиться друг возле друга и ревниво блюли свои привычки и порядки. Но трудная жизнь людей, оторванных от родных мест и лишённых опоры, объединяла их, стирая грань между разными народностями. Резкого деления на богатых и бедных в деревне тоже не было.

Правда, уже к 20-м годам намечается расслоение деревни, появляются середняки и бедняки. Но этому процессу помешало Колыванско-Вьюнское восстание. Его разгром пресёк такое расслоение и подорвал тенденцию обогащения середняков, выделения их в класс кулачества. 
К началу революции Боярка имела уже порядочное число батраков и крестьян, которые батрачили в Тропино. Разорялись те семьи, в которых было мало мужчин, а едоков хватало. Борьба за землю требовала много сил и средств, а непосильные налоги завершали дело разорения.

Деревня Боярка "славилась" своим безбожием. Люди были из разных мест, с разным влиянием религии, но в этих суровых краях жили по принципу «На бога надейся, а сам не плошай». Стремление к мирному сосуществованию друг с другом, ежедневная борьба с природой - вот что их в большей мере волновало. Праздники религиозные справлялись, детей крестили, но своей церкви не имели.

Деревня Боярка относилась к Бабинской волости Вьюнского уезда. Вначале уезд был в Чаусе, потом перенесли во Вьюны. В Toe-монастырке находился волостной старшина. Основная примечательность этой деревни - женский монастырь, просуществовавший вплоть до революции. Монастырь имел свои земли и угодья, большое количество скота. Причиной распада женского монастыря были великие события 1917 года. Здание монастыря увезли в Середино и там построили из него школу.

Великие события Октябрьской революции довольно быстро докатились до Боярки. Первые известия о ней были встречены жителями довольно равнодушно: «Был царь, нет его, свергли - на его место сядет другой», - так думали многие. Лишь с появлением первых в деревне большевиков, новое властно вторглось в жизнь. Стали организовываться Советы крестьянских депутатов.

Первыми коммунистами стали Скачков Иван, Сенин Иван, Бейманов Феофан. Им принадлежит честь установления Советской власти в Боярке. Сельский совет образовался в Паутово. Членами его были и жители Боярки. 
Но первые Советы просуществовали недолго. Успехи Колчака на фронте и оживление кулачества в Сибири привели к прекращению активной деятельности Советов. Многие большевики ушли в партизанские отряды, вынуждены были прятаться. Но ни одно контрреволюционное начинание жители Боярки не поддержаи. 

Большим испытанием для деревни было Колыванско-Вьюнское восстание 1920 года. В Боярку прискакали верховые, арестовали коммунистов, а утром увезли в Той-монастырку, где была волость. Когда скрылись верховые, Бейманов, истекая кровью, приполз в деревню. После этого он прожил всего три года и был похоронен на кладбище с воинскими почестями.

Период с 1921-го по 1930 гг. характерен укреплением экономического положения крестьян. Введение НЭПа способствовало разрядке до предела напряжённой политической ситуации в стране и создало необходимые условия для экономического роста. 
Воссоздаются и укрепляются Советы. Боярка получает свое название - посёлок Калининский.

18 октября 1930 года в деревне Боярка был организован совхоз «Коминтерн-скотовод», что подтверждается приказом №1 совхоза Коминтерн от 16 ноября 1930 года за подписью первого директора совхоза Вилкова Иосифа Яковлевича. 
В него входило 10 ферм: Центральная, Паутовская, Таловская, Лелинская, Ясно-Полянская, Сташковская, Щербеневская, Южинская, Октябрьская, Сидоровская.

В первые годы образования совхоза количество скота и посевов было невелико, около 300 голов скота. В первое время пахали на лошадях. Первые трактора появились в октябре 1931 года. На самом первом тракторе работал Коржов Дмитрий Трофимович, последний раз на этом тракторе пахали в 1958 году! Комбайны появились в 1935 году.
В августе 1932 года совхоз "Коминтерн» переименован в совхоз Вьюнский №210.

В 1934 году от совхоза отделили Щербеневскую, Южинскую, Октябрьскую и Сидоровскую фермы. Остались три фермы: Центральная, Паутовская и Таловская, Орловская - четвёртая, была образована в 1948 году.

Солнечным, тихим и тёплым утром 22 июня 1941 года, как смерч, ворвалась война в мирную жизнь людей. Многие дома опустели, уходили на войну по 3-4 человека со двора.

Навечно в памяти народа останется героический подвиг девушек и женщин в годы войны. Они взяли в свои руки руль автомашины, трактора, штурвал комбайна, стали пахарями, сеяльщиками, работали на жатках, сенокосилках.

В мае 1945 года пришла долгожданная победа. Не было во Вьюнском совхозе семьи, где бы ни погибли отец или сын, или брат. Более 80-ти человек потеряла Боярка и 2-я ферма на фронте.
После победоносного завершения Великой Отечественной войны перед тружениками встали новые, сложные задачи. Главной из них стало восстановление сельского хозяйства.

Совершенно изменился совхоз по сравнению с довоенными годами. Хозяйство имело больше тракторов, комбайнов и другой техники. 
В 1955 году началось освоение целинных и залежных земель. С 1955 года по 1958 год было поднято 1244 га целины. 
В конце 50-х годов по всей стране началось укрупнение совхозов и колхозов. В 1956 году к Вьюнскому присоединился колхоз им. Буденного - Тоя-Монастырка. В 1958 году колхоз «Память Ильича» - Починки.

В 1961 году завершился процесс укрупнения. В1963 году в результате разукрупнения совхоз Вьюнский был разделён на два совхоза: Вьюнский с центральной усадьбой в с. Вьюны и Колыванский с центральной усадьбой в с. Боярка.

За эти годы были построены: клиническая больница, Дом культуры, центральная контора, столовая, средняя школа, детский комбинат( ныне школа) в с. Боярка, 8-летняя школа в пос. Паутовский, автогараж, РТМ, типовые животноводческие помещения, зернохранилища, зерносушилки, силосные траншеи, поселковая котельная, общественная баня, магазины, жилые дома. В хозяйстве прочно вошли в быт: электричество, водопровод, газ. По двум улицам проложен асфальт.

Коллектив совхоза за достигнутые высокие производственные показатели неоднократно получал переходящее Красное Знамя облисполкома и райисполкома.



Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Февраля 2018

Отправитель: Елена Степанова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...