НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Из Княжества Литовского. История деревни Рямово

Каждая деревня – это судьбы людей, однако, по вполне объективнм причинам всё больше исчезнувших деревень. Остаются лишь их «следы». По этим, пока еще оставшимся следам, мы стараемся восстановить историю «ушедших» деревень. 

Деревня Рямово (или I-я Рямовская ферма, или I-е Рямово) располагалась примерно в 15 км. от I-й Петропавловки. Основана она была ссыльными литовцами в 1796 году.  П. М. Понамаренко в своем краеведческом труде «Отчий край» упоминает о её основании следующим образом: «Рямовая основана ссыльными, участниками Польского восстания под руководством Тадеуша Костюшко в 1795–1796 годов, поселились они около ряма (сфагновое болото), отсюда название».

Политические ссыльные, коими являлись основатели деревни, в отличие от иных ссыльных  с охотой брались за любую работу. Люди это были деятельные и хозяйственные, поэтому за обустройство на новом месте они взялись основательно, тем более что вернуться назад, в Княжество Литовское, едва ли надеялись.

Данные статистики дореволюционной России по Томской губернии подтверждают сказанное выше о жителях Рямово. Согласно этим данным, всего литовцев в Сибири было около двух тысяч, причем на Каинский округ (Каинск сейчас – г. Куйбышев), особенно на Усть-Тартасскую волость (территория Венгеровского района), куда входила д. Рямово, приходилось 606 литовских дворов.

Большинство этих литовцев проживало в сельской местности, занимаясь хлебопашеством и чернорабочим трудом. Таким образом, рямовцы были представителями того самого трудового сибирского крестьянства, которое впоследствии служило не раз опорой для страны в трудные годы.

«Плавильный котел» Сибири со временем превратил ссыльных литовцев в россиян – и по образу жизни, и по языку, – но изначально обида на царское правительство и уязвленная национальная гордость достаточно сильно говорили в основателях деревни. Иначе чем объяснить то, что они поселились вдали от основного тракта, на болотах (раньше территория района была гораздо более заболоченной), где среди водоемов лишь одно озеро – Рямовое, да и то более, чем в дюжине километров от населенного пункта.

Рямово жило, развиваясь естественным образом. Так, в 1859 г. число дворов в Рямовом – 45, число жителей – 148 душ мужского пола и 144 – женского, а по переписи 1889 г. уже, соответственно, 53 двора, где проживало 119 мужчин и 124 женщины. 
 Каких-либо церквей, учебных и благотворительных учреждений, почтовых станций, ярмарок, или чего-то подобного, что обычно отмечалось статистикой, за XIX век в Рямовом не отмечено. Но уже в 1904 г. указывается на наличие сливочного отделения маслодельного завода. В деревне на тот момент проживало 385 человек. 

Следующая информация о ней, по понятным причинам (революции, войны), обнаруживается только за 1926 г. В то время Рямово насчитывало уже 655 человек с преобладающим количеством литовцев. На территории населенного пункта уже имелись: сельсовет, школа и маслозавод – это результат мероприятий советской власти по созданию разветвленной сети образовательных учреждений для широких масс трудящихся и по развитию производства продуктов питания (на территории Барабы акцент был сделан на маслоделательное производство).

Не обошла Рямово стороной и коллективизация: в 1929 году там была образована сельхозартель (колхоз) им. Крупской. Колхоз этот был достаточно крепким хозяйственным предприятием. По данным за 1935 год, численность его – 270 человек. Занимались  тем, что сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, технические культуры и кормовые травы. Кроме полевых работ рямовские колхозники разводили крупно-рогатый скот, лошадей, овец и свиней. Все работы приходилось выполнять вручную или на конной тяге.  Полное отсутствие машинной техники в распоряжении колхоза сказывалось на выполнении  норм госплана. Проблема отсутствия тракторов была решена только в 1940-е годы, когда колхоз  стала обслуживать Урезская МТС.

В 1950-е годы колхоз им. Крупской был объединен с колхозом «Красная заря» в колхоз им. Ворошилова (д. Усть-Ламенка). Перенос управления хозяйством в другую деревню стал причиной начавшегося замирания жизни в Рямово. В этом значительную роль сыграло её отдаленное положение и бездорожье. Даже купаться дети ходили на озеро за 15 километров от деревни. В 1952 г. решением облисполкома центр Рямовского сельсовета из д. Рямово был перенесён в д. Усть-Ламенку. По хозяйственным книгам деревня значилась до 1963 г., но окончательно прекратила существование в 1984 г.

Исчезла она не по воле самих жителей. Многие из них до сих пор с теплотой вспоминают о своей малой родине. Памятные кресты, деньги на установку которых собрали сами рямовцы, – наглядное тому подтверждение. Последний житель Рямово (Барбашев) и вовсе отказался покинуть свое родное место, переехать в I-ю Петропавловку, где у него было много родственников, и последние годы прожил здесь.
Кроме сложностей, связанных с территориальной отдалённостью и слиянием Рямовского колхоза с Усть-Ламенским, по-настоящему «завяло» наше Рямово, когда закрыли местную школу. Тогда и не стало перспектив на будущее у деревни.

Эту деревню 12 октября 2017 года, благодаря помощи председателя 1-Петропавловского сельсовета Р. В. Михайлова, удалось посетить группе краеведческого кружка Дома детского творчества. Мы смогли своими глазами увидеть те самые «следы ушедшей деревни». Добраться до места очень непросто – около 15 километров по бездорожью. Если бы не,  более-менее накатанная, охотничья тропа (охотников интересуют в этих краях такие звери как кабан, косуля, лиса, заяц), то вряд ли это было бы осуществимо в принципе.

Вид остатков деревни невольно навел на мысли о зыбкости всего, созданного человеческими руками. Вот была полноценная, здоровая деревня со своей немалой историей, и за какие-то 33 года она исчезла почти без следа. Лишь немногие сохранившиеся части строений указывают на то, что здесь жили люди. Очень символично стоят теперь в бывшем центре Рямово два креста – деревянный и железный (на случай, если лесные пожары уничтожат деревянный крест), – с прикрепленными к ним табличками, сообщающими о годах жизни деревни – 1796–1984 гг.

Не хотят бывшие жители, чтобы без остатка исчезла память об их деревне. А их немало переехало, в свое время, 
в I-ю Петропавловку, где они проводят свою старость. У них даже сложилась традиция – приезжать ежегодно к упомянутым крестам и проводить там время, вспоминая о прошлом, да разве ещё – посмотреть на «кусочек» бывшей школы-восьмилетки. Когда-то это белое красивое здание, расписанное красками бывшим учителем школы Н.К. Белобородовым, так радовало жителей своей эстетикой и приветствовало всех въезжавших в деревню.

Живет еще память о деревне в умах людей. Есть своя частица памяти о Рямово и у Р. В. Михайлова: «Как-то раз в детстве, я тогда учился в классе 5–6-м, – рассказывает он, – пасли мы с другом Димкой коней. Они разбежались, и пока мы их искали, решили заодно посмотреть I-ю ферму Рямово, – что там сейчас? Съездили, поглядели и вернулись уже в позднем часу. Нас уже потеряли, искать пошли. До того наездились мы тогда, что Димкин конь, старый и жирный, на следующий день сдох». Да и наверняка Р. В. Михайлов не единственный, кто так или иначе помнит деревню Рямово. 
Будем же и мы помнить её, сколь это в наших силах.


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 06 Января 2018

Отправитель: Константин Лобанов

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...