НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Заметки сельской учительницы Натальи Кривощековой

Вот и закончилась беззаботная пора студенчества. Я – учитель начальных классов. Передо мной дорога в интересную жизнь, где будут ребята – малыши со своими вопросами, на которые нужно дать обстоятельный ответ, да так, чтобы им было бы все понятно. Как учитель, должна сама постоянно учиться, поэтому у меня в руках чемодан, набитый книгами, в основном методической и педагогической литературой.

А иду я в село Корнилово. Автобуса нет. Но сегодня 14 августа 1978 год, а завтра мой первый рабочий день. Задерживаться нельзя. Надо идти! Надо!

Первое знакомство с сельчанами произошло на дороге. Не проехал мимо, не остался равнодушным к незнакомому человеку Юрий Матвеевич Лаврухин.

До первого сентября оставалось полмесяца. За это время приехали Недосека Любовь Ивановна, Винс Эрика Дмитриевна, всех нас поселили в учительском доме.

Втроем мы прошлись по селу, познакомились с жителями, переписали всех учеников (тогда их было больше ста человек). В то время проживало несколько цыганских семей, их дети в основном учились в начальной школе, хотя по возрасту должны обучаться в среднем звене.

И вот торжественная линейка! Директор школы Галина Николаевна Полищук представила всех классных руководителей, поздравила с началом учебного года. Все ребята и учителя разошлись по классам. Начался первый урок, который был самым первым не только в жизни моих первоклассников, но и у меня. Волнение было до того сильным, что пришлось держаться за стол, чтобы унять дрожь в руках. На меня смотрели тридцать пар глаз, из двух классов, а я одна перед ними. Одна! И мне было страшно. А вдруг я не смогу их научить?...

Какое же это было замечательное время! Мы с ребятами часто ходили в лес, который был в сотне метров от школы. Наши экскурсии были в поле, где шла уборка зерновых, на ферму, где трудились родители моих учеников, а дети могли рассказать больше мне, чем я им. В гараж, медпункт, на почту, в детский сад, ходили в однодневные походы. Не надо никаких инструкций. Все понимали, что можно делать, а чего нельзя. Каждый был ответственным за себя и за идущего рядом.

Как–то так приходилось, что на протяжении моей педагогической деятельности ко мне всегда приходили замечательные дети. Было интересно работать, проводить мероприятия и праздники. У учителя в то время было гораздо больше времени на самообразование.

Первый мой выпуск: Шаденко Света, Лаврухина Евгения, Шинкарюк Лена, Манецкий Саша, Курбангалеев Сергей, Кравчук Ирина, Манецкий Витя, Васекина Марина, Хайрутдинов Рафик.

С теплотой вспоминаю забавные случаи из школьной жизни этого выпуска. Во втором классе читали рассказ «Журка», цепочкой. Хайрутдинову Рафику достался отрывок о том, как журавли клевали ячмень. Мальчик стеснительный, тихий, на переменах, где и голос–то его не всегда услышишь, начал читать: «…сик – сик. Это зуравли клювали ясмень…».Все ребята покатились со смеху, да и мне трудно было сдержаться от улыбки. Ребенок замолчал, покраснел, чуть не плача дочитал отрывок. А мне – урок: получше надо знать учеников, их слабости и проблемы, давать такое задание, чтобы ребенок почувствовал свою успешность.

Для развития речи в начальных классах давалось много изложений. Очень интересные и смешные высказывания получались у ребят, если они передавали неточное содержание или пропускали буквы. Например, «до отравления поезда оставалось пять минут», «шерсть у собаки стала на дыбы», «из погреба вышел запах».

Мне посчастливилось работать с хорошими людьми, замечательными педагогами – мастерами своего дела: Кармановой Т.С., Рубановой В.А., Кармановой Н.Г.

Моим первым наставником была Можейко В.А., которая делилась своим опытом, помогала профессиональными методическими советами и житейской мудростью. Вера Алексеевна была руководителем МО начальных классов. А после ухода Веры Алексеевны на заслуженный отдых руководство МО поручили мне. В наше объединение входили три школы: Корниловская средняя школа, Правососновская малокомплектная начальная школа и Кармановская малокомплектная начальная школа.

Мы с удовольствием приезжали к коллегам на открытые уроки, да и просто общение нам всем было необходимо. В последствии наше МО стало кустовым. В него вошли Александровская малокомплектная начальная школа и Большереченская средняя школа. Осталось много фотографий с открытых уроков, мероприятий. В дальнейшем к работе МО начальных классов подключились МО предметников школы. Мы, учителя начальных классов, гордимся, что положили почин такому содружеству.

На протяжении многих лет я работала с Кармановой Т.С. Это – УЧИТЕЛЬ с большой буквы! Это – мастер высокого класса! Это – человек, увлечённый работой с детьми. Это – яркий талант! Это – искромётный юмор! Это – моя ПОДРУГА! Большое счастье, когда рядом с тобой такой человек! Много хороших слов и пожеланий я адресую именно Татьяне Семёновне.

Все мероприятия в начальных классах, оформление школы, музея – это ее рук дело. Мы вместе с нашими учениками ходили с концертами на ферму, на экскурсии, оформляли нашу рекреацию стендами, на которых отражалась в фото, рисунках, поделках, школьная жизнь наших воспитанников, участвовали в художественной самодеятельности.

Особенно мне запомнилось участие в пьесе «Семь ложек, семь мисок». Татьяна Семёновна исполняла главную роль – мать погибших на войне семи сыновей. На каждой репетиции мы не могли сдержать слёз от её проникновенных слов, от её неизбывного горя, которое она передавала своей ролью.

На премьере спектакля в клубе не было свободного места. В глубокой тишине, казалось, мы слышали, как от волнения бешено колотились наши сердца. Наши старания были вознаграждены бурными аплодисментами, признательностью зрителей, жюри. В районном конкурсе пьеса была оценена первым местом и призом  - телевизором. Жители окрестных сёл тоже хотели увидеть выступление, поэтому мы побывали на «гастролях» в деревне Кармановка, в деревне Правососновка, в селе Долгово.

А ещё у Татьяны Семёновны большой певческий талант. В художественной самодеятельности она спела много сольных песен, которые мы всегда слушали с каким-то трепетом и замиранием. Её репертуар разнообразен: народные, лирические, патриотические песни, эстрадные, и даже некоторые партии из оперетт.

С большим удовольствием я представляла свою подругу на конкурсе «Учитель года» (тогда это движение только начиналось), где она с тонким юмором в стихах собственного сочинения поведала всем о своей семье, своей работе. И на аттестации работников образования она тоже была одной из первых, подтвердила свой педагогический статус, достойно представила свой профессиональный опыт, и, по большому счёту, нашу Корниловскую среднюю школу.

Наши классы всегда были рядом. Все праздники проводили вместе. Ребятам нравились всякие весёлые соревнования, игры: «Зов джунглей», «Поле чудес». На летней площадке (так мы называли летний отдых детей) мы были и воспитателями, и вожатыми, старались придумывать интересные занятия для ребят. Вот там-то у нас игра «Зов джунглей» была с настоящими фруктами (бананы, яблоки, груши, апельсины). Всё готовилось в тайне от ребят, поэтому эффект был грандиозный.

Я очень люблю что-нибудь выращивать, будь то овощи или цветы. В моём классе всегда было много комнатных растений. На подоконнике мы с ребятами устроили «огород на окне». У нас получилось вырастить зелёный лук, огурцы, помидоры, они были небольшие, но сладкие. Особенно дети были рады помидорам, так как в те годы в магазинах не было такого изобилия свежих овощей и фруктов зимой. На весенних каникулах в 1990 году на вечере встречи выпускников мои бывшие ученики угостились этими помидорками. Такой вот сюрприз приготовили мои ребята своим «старшим коллегам» по учёбе.

Вокруг нашей деревни очень красивая природа. Особенной любовью пользуется место у реки, где находится дамба. Летом в жаркие дни там не найти свободного места. Отовсюду едут люди порыбачить, позагорать, искупаться, словом – отдохнуть! После завершения учебного года мы с ребятами тоже решили отдохнуть.

На целый день ушли в поход на дамбу ученики начальных классов вместе с учителями и несколькими родителями. На полянке у реки поставили две палатки, которые нам предоставили учителя физкультуры. Рядом разложили костёр. Мальчики рыбачили удочками из подручных материалов. День прошёл в играх, замечательном отдыхе на свежем воздухе у речки. А какой был вкусный хлеб с зелёным луком и уха с дымком от костра. Впечатления от того похода остались навсегда.

В 90-х годах в нашей школе впервые появились шестилетки. Это были все девочки! Пирогова Аня, Карнюшкина Юля, Коноплицкая Валя, Карпунина Валя, Вязовецкая Наташа, Шутикова Таня, Шаповалова Таня, Мунгалова Аня, Чеботникова Оля, Голянц Алена. Какие же все были родные эти девчата! Сколько хлопот они доставили не только мне, но и потом другим учителям. Но я очень рада, что у меня был такой класс!

Когда они заканчивали обучение в начальном звене и писали контрольную работу по математике, ассистент (Кирячкова А.Н.) удивилась, что краткую запись задачи девочки сделали по-разному: чертежом, рисунком, схемой и др., а я была очень рада тому, что мои ученики показали всё то, чему я их учила.

Каждый учитель помимо преподавания своего предмета ведёт какой-нибудь кружок, факультатив, секцию. Мне пришлось вести кружок по изготовлению мягких игрушек, драматический кружок, изостудию. Участие в работе этих кружков ребятам доставляло истинное удовольствие. Мягкие игрушки потом были участниками наших уроков: наглядным и счётным материалом, героями сказок, просто игрушками.

Однажды мы поставили сказку «Гуси-лебеди» в теневом театре. Татьяна Семёновна нарисовала декорации, а ребята разыграли сказку. Это было необычно, т.к. артистов не было видно, только слышались их голоса, а перед зрителями на белом фоне двигались теневые фигурки.

Запомнился костюмированный мультконцерт. Песенки из любимых мультфильмов ребята инсценировали, придумывали сами декорации, костюмы. Получилось очень весело, забавно. Фоном для выступления послужил длинный настил красного цвета из игровой комнаты шестилеток. Большими буквами мелом ребята написали на нём «Сан-Ремо». На концерт пришли ученики старших классов, их родители, бабушки. Всем очень понравилось: и гостям, и артистам.

Самый любимый праздник, наверное, у всех Новый год, а у детей – несомненно. За месяц до праздника в школе всегда разворачивается бурная деятельность: изготавливают украшения, вырезают снежинки, рисуют новогодние газеты. Особенную газету ребята сделали в год Овцы. Объёмная аппликация, в которой принимали участие все (кто-то резал полоски, кто-то скручивал полоски в колечки – барашки, другие наклеивали). В общем, газета получилась необычной, красивой. Жюри единогласно признало её победителем от начальных классов.

Среди обычных каждодневных уроков, конечно, запоминаются открытые уроки, когда коллеги приходят посмотреть как работает учитель, как дети усваивают материал, приходят подсказать учителю (со стороны всегда виднее), помочь. Особенно ценно мнение учителей из других школ, когда свежий взгляд подмечает всё. Большое спасибо и ученикам, которые переживают вместе с учителем, стараются изо всех сил показать свои знания, умения, свою креативность.

Особенно хочется упомянуть о таких уроках, как математика (видеоурок на районный конкурс, урок был посвящён 50-летнему юбилею хоккейной команды «Сибирь»); видеоурок «В зоопарке» (районный конкурс); урок литературного чтения, посвящённый моряку-подводнику А. Дасько ( на уроке присутствовали гости из города Юрга и друзья А. Дасько); урок технологии и ИЗО, посвящённый школьному мероприятию «День памяти и скорби» (на уроке присутствовали учителя Баратаевской средней школы); проект «Я люблю стихи А. Барто» (районный конкурс, первое место); проект – газета ко Дню Победы.

Много интересного, доброго было за годы, которые я посвятила своей работе. Я люблю наше село, людей, которые здесь живут. Я рада, что работала в нашей Корниловской школе с замечательными коллегами. Я счастлива, что моими учениками стали многие ребята, которых я люблю, которыми горжусь. Когда слышишь об успехах своих учеников, всегда становится радостно, что в этом успехе есть и моя доля труда, что этот труд не напрасный.

Старшее поколение всегда ропщет на молодёжь, что «вот в наше время было не так». Да, не так! Времена меняются, меняются люди! Но пусть всегда неизменным остаётся любовь к родному дому, родителям. Честность и порядочность. Доброта и милосердие, любовь и верность, дружба и понимание. Пусть каждый из нас старается сделать сегодняшний день хоть чуточку лучше вчерашнего.

Наталья Кривощекова 


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Мая 2018

Автор: Кривощекова Наталья Николаевна


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...