НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Музейная педагогика в действии...

Сегодня общество вернулось к тому, что школьный музей необходим в образовательном учреждении не только как подразделение, комплектующее и сохраняющее память прошлых лет, но и как исследовательская лаборатория, как накопитель материалов современной истории. Это живой организм, развивающийся, обладающий высоким уровнем информационного и эмоционального воздействия. Очень часто музеи называют «памятной книгой человечества». Действительно, это книга памяти, ведь собранные в ней документы и материалы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь времён и поколений.

«Человек рождён для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Которая помогает лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности природы сибирского края, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.

В своём музее мы не просто собираем памятники культуры, воссоздаём и сохраняем культурное наследие жителей своего села, но и используем фонды музея в качестве творческой лаборатории, площадки для исследовательской работы.

Исследовательское обучение – это особый вид обучения, где используется природная, поисковая активность ребёнка и рассматривается она как важнейший образовательный ресурс. Именно эта деятельность позволяет наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие, индивидуальные способности у каждого школьника.

Главной целью исследовательской и проектной деятельности являются: воспитание любви к родному краю, утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, развитие творческой деятельности ребят.

 Считаю необходимым подвести ребенка к той идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

Задачи:

Обучающие:
– Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

Развивающие:
– Расширение кругозора обучающихся в изучении культуры, истории, географии родного края.

Воспитывающие:
– Привить детям интерес к истории и культуре родного края, его природе.
– Выработать такие качества как дисциплина, прививать усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
– Воспитывать любовь к родному краю.
– Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.

Принципы обучения:
– Последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
– Научности (вся изучаемая информация должна быть достоверной).
– Единства чувства и знания (полученные знания должны прорабатываться в эмоционально – чувственной сфере).
– Информированности (заключается в значимости для воспитанника нового материала).
– Личностного подхода (учёт индивидуальных и возрастных особенностей школьников, уровня развития и ценностных ориентаций, обучающихся).
– Деятельностного подхода (заключается в том, что ребёнок усваивает материал и социально значимые навыки поведения не на словах, а будучи активно включённым в разнообразную деятельность).
– Инновационности (право на активный инновационный поиск ребёнком варианта «своего» образования).
– Успешности (право, гарантирующее возможность каждого на успех).
– Сотрудничества (право ребёнка выступать в качестве субъекта целепологания, т. е. право решать проблему «с двух сторон» и взрослым и детям).
– Связи теории и практики (связь обучения с жизнью).

Методы обучения:
– Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
– Репродуктивный метод – характеризуется наличием определённого объёма знаний, умений и навыков обучающихся, которые позволяют выполнять задания по образцу;
– Метод стимулирования (поощрения, одобрения, награждения);
– Метод контроля и самоконтроля (за эффективностью учебно-познавательной деятельности);
– Метод создания экспериментальных ситуаций.

Формы деятельности:
– Походы
– Путешествия
– Экспедиции
– Исследования
– Конкурсы
– Праздники
– Дни Мужества
– Путеводители
– Экскурсии

Обучающийся получает знание о предметах и явлениях, устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельной работы. Он «открывает» знания или действия, подлежащие усвоению, путём решения задач, самостоятельно сформулированных или выдвинутых учителем. Деятельность школьника направлена на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Тема исследования возникает при знакомстве с каким-либо объектом или явлением, затем начальная заинтересованность перерастает в желание узнать больше об обнаруженном факте. Дети начинают добывать информацию, пытаются проводить эксперименты. Здесь уже необходимо моё участие как руководителя. Даю общие рекомендации по исследованию, определяем перспективы работы. Совместно обозначаются цель и задачи работы, составляется план дальнейших действий ребенка. На всех этапах исследовательской работы проявляю искреннюю заинтересованность и поддержку – от этого зависит общий исход дела.

 Уровень интереса ребят к исследованию зависит от степени актуальности их работы и ее практического значения. Важно, чтобы каждый поиск включал в себя элемент новизны. Знания, приобретённые в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Познавательная самостоятельность – качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоения знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования. В учебном исследовании главным является получение ребёнком субъективно новых знаний, то есть являющихся новыми и личностно значимыми для него.

Значимой оценкой для обучающихся является общественное признание самостоятельности, успешности, результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Представление работы на уроке, участие в предзащите, участие в ученической школьной конференции, а лучшие работы выдвинуты для представления на конкурсах и конференциях в районе. Очень важным моментом является компьютерная презентация проведенного исследования. Безусловно, необходимо создавать такие условия, которые помогут подрастающему поколению реализовать себя. Ведь участие в конференции или конкурсе служит для ребенка подтверждением необходимости его работы и воспитывает чувство ответственности за собственную деятельность.

 Все дети находятся на разном уровне, поэтому к исследовательской деятельности подхожу дифференцированно: обучающихся продвинутого уровня привлекаю к выполнению исследовательских работ; ребят менее подготовленных, к проведению исследований и оформлению материалов в проекты, очерки или творческие работы. Чтобы создать условия для самостоятельной творческой, исследовательской деятельности, проводится подготовительная работа: знакомство со справочной литературой, со справочным аппаратом книги, с фондом школьного музея, с интернет-ресурсами, знакомство с требованиями к выполнению исследовательских работ и их оформлению. Чтобы заниматься данной работой, необходим запас знаний, «некий предварительный багаж», который закладывается целым комплексом дисциплин: начальная школа – Народоведение; основная и старшая школа – История Сибири; История Отечества; Литература; География; География НСО. Междисциплинарное сотрудничество и использование психолого-педагогических подходов позволяют сочетать научно- познавательный, эстетический, творческий и социальный аспекты в музейной деятельности. Этой же цели соответствует краеведческий компонент. Краеведческое образование является актуальным, и его целью является способность практической ориентации в жизненном пространстве молодёжи, а так же их социальной адаптации. Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Краеведение, по образному выражению Д.С. Лихачёва, способствует формированию «нравственной осёдлости населения», чувства Родины.

Проявляется большой интерес у ребят к исследованию в истории Малой Родины, природе, её культуре и людям.

Школьное краеведение преследует следующие цели:
1. Научная цель – исследование краеведческого объекта;
2. Педагогическая цель – приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
3. Использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Используемый в школьном краеведении исследовательский метод немыслим без поиска. Этот метод воспитывает у учащихся доверие и уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу.
Важным фактором краеведческих исследований в школе является расширение источниковедческой базы. Чем больше и разнообразнее будут использованы источники, тем выше научность работы. Исследовательская работа учащихся в краеведении выводит за рамки урока, за пределы школы, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

За последние годы значительно вырос научный уровень школьного краеведения на разных уровнях: школьном, районном, областном, всероссийском.

Поэтому актуальность исторического краеведения сегодня очень важна, так как решаются очень важные задачи:
1. Пробуждать интерес у учащихся к открытиям, исследованиям, создается творческий подъём, активизируется их познавательная деятельность.
2. Развитие у учащихся умения и навыки исследовательской работы, создания проектов. Приобщение детей к науке.

Некоторые исследовательские работы, выполненные обучающимися МКОУ Зудовской СОШ, были отмечены Областным центром дополнительного образования:

 1. В 2010 году в рамках Областного смотра-конкурса музеев боевой и трудовой славы, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной войне в номинации «Исследовательская деятельность» стала победителем работа Симович Елизаветы. В своей работе она пишет: «С раннего детства и дома, и в школе я часто слышала имя Героя Советского Союза Бабахина Калистрата Ивановича. Меня заинтересовало: кому и за что присваивалось такое высокое звание – Герой Советского Союза, каким был в детстве наш земляк Герой, кто были его родители, как он воспитывался, как учился, в какие игры играл? Как воспитывал своих детей, как сложилась его судьба в послевоенное время? Каким же он был человеком, если смог совершить подвиг?
 Герой Советского Союза Бабахин Калистрат Иванович олицетворяет образ настоящего человека, истинного Сибиряка, трудолюбивого, молчаливого, скромного, который, не воображая о себе слишком много, просто честно жил, пахал землю, растил хлеб, воспитывал детей. Но когда Родина содрогнулась от страданий и бед, он пошел воевать <…>
 Вот и закончилась моя небольшая исследовательская работа, благодаря которой я пообщалась с интересными людьми, больше узнала о судьбе своих земляков, а главное, прикоснулась к тому далекому времени, как будто передо мной открылась таинственная книга с потёртыми от времени страницами. Честно говоря, мне жаль. Жаль расставаться с участниками моего исследования. Собирая материал, заинтересовалась боевым путем Лысенко Зинаиды Ивановны и ее мужа Григория Алексеевича, о которых в будущем планирую собрать информацию».
Эта работа была представлена на школьной ученической конференции.

2. В 2008 году стала победителем Областного тура Всероссийского конкурса исследовательских работ «Моя Малая Родина» в номинации: «Родословие моей земли» и была удостоена Премии Губернатора Новосибирской области обучающаяся 9-го класса Комлева Татьяна. Она провела исследование по теме: «Церковные обряды кержаков».
Её интересовало и движение кержаков, и как они оказались в нашем селе. Так как девушка проживала в кержацкой семье, эта тема была изучена изнутри, подробности обрядов ей рассказали родственники: «Я познакомилась с научной, публицистической, художественной литературой, изучила архивные данные школьного музея, проследила выполнение обрядов, которые свято хранятся вот уже 355 лет старообрядцами. Узнала, почему их называют «кержаками». Сами кержаки считают свою веру суровой, но правильной. Считаю, что именно поэтому традиции кержаков внешней церковной жизни сохранились в нашем селе и спустя три века. Старообрядцы поддерживают связи на семейном и общинном уровне. Нужно сказать, что материалов подобного исследования я не встречала». С этой работой Татьяна выступила на районной конференции в городе Болотном.

Управлением образования администрации Болотнинского района были отмечены следующие исследовательские работы:

 1. В 2011 году ученицей 10-го класса Мурко Еленой было проведено исследование «По старому Сибирскому тракту», которое заняло второе место в районном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Гуманитарно- экологические исследования» и было представлено на ученической конференции в школе.
Выполнению работы предшествовала организация двух экспедиций, так как считаем, что исследуемый объект нужно изучать «на его территории», то есть в естественной среде. Находясь в «поле», дети испытывают большие эмоциональные переживания, нежели в аудиторных условиях; здесь действует целый комплекс психологических факторов, вызванных спецификой экспедиционной жизни. Вместе с десятиклассниками прошли по маршруту предположительно старого тракта, узнали, что село Зудово – одно из первых сёл в Болотнинском районе, подтвердили предположение о месте, где возникло село, установили, что оно начиналось как ямщицкое притрактовое село, что ещё в 17 веке его посетил естествоиспытатель, академик Петербургской АН Петр Симон Паллас. В книге «Путешествия по различным провинциям Российского государства (том 1–3 , 1773–1788 гг.) академик упоминает наше село.

2. В 2008 году Михайлов Антон, ученик 9-го класса провёл исследование, с результатами которого принял участие в районной научно-практической конференции школьников «Эврика-2008», Секция истории.
В своей работе Антон поделился: «На территории нашего сельского совета долгое время работал единственный в Болотнинском районе льнозавод». Антона заинтересовал вопрос: почему именно в Зудово был построен завод, и почему сейчас он бездействует?
 «Издавна люди выращивали в нашем селе чудо-растение и называли его лен-батюшка. При этом исполнялся целый ритуал, соблюдая все стадии выращивания льна: посев, прополка, уборка, обмолачивание, мочка, трепание, чесание и первичная обработка, изготовление пакли, веревок. Ткали полотно на изготовленных кустарным способом станках (кроснах). Из полученной ткани готовили одежду, предметы кухни, без которых не мыслили свою жизнь. Слишком тяжелый был труд крестьян и поэтому в 1932 году решили построить льнозавод, который просуществовал до 2007года.
В конце 20 века традиционное для нашей страны льняное волокно впервые вошло в разряд импортируемых из-за рубежа товаров. Существенная часть вывезенного из России полуфабриката затем к нам же и возвращается, но уже в виде импортных готовых дорогих изделий. В России есть все возможности для возрождения и эффективной работы льняного комплекса».

3. В 2001 году приняли участие в областной экспедиции по реализации программы «Традиционная культура льна Новосибирской области». В рамках программы была организована этнографическая экспедиция. Ребята собирали, обрабатывали, проигрывали материал по выращиванию и обработке льна в домашних условиях. Старейшая жительница села Тамара Павловна Кирякова вспомнила, что перед посевом льна на поле пели:

Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы сеяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Ты удайся, удайся мой белый ленок
Лен мой лен, белый лен.

Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В ней ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Духовное начало лежит в объединении детей, подростков и их родителей для изучения истории семьи, её генеалогии, сохранение обычаев и традиций семьи. Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно и уверенно. С большим интересом дети занимаются составлением своих родословных. Перед выполнением работы провожу беседу:

«Три причины: почему мы должны знать свою родословную?
Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он скорее всего не знает свою родословную. А ведь может так оказаться, что он тот самый потомок древнерусского князя, которому завещали 50 га или сундук с золотом.

Составить родословную сейчас стремятся все больше и больше людей. Они либо сами тратят уйму времени на то, чтобы перелистать древние архивы, либо отдают баснословные деньги специалистам, которые в короткий срок предоставят им всю имеющуюся информацию, хранящуюся под толстым слоем времени. И дело ведь не в золоте. Мало кто из составителей задается именно этой целью, хотя эта версия и достаточно привлекательна, а потому имеет право на существование.

К основным же причинам можно отнести:

Причина №1.
Родословное дерево, с биографией каждого его «яблочка» может оказаться весьма полезным в медицинских целях. Вы узнаете, кто из ваших близких родственников чем и когда болел. А, следовательно, может ли на вас или ваших детях отразиться то или иное заболевание. Тем более что известно, что некоторые заболевания передаются генетическим путем и потому от них следует застраховаться, например, принимая гормональные таблетки или другим способом. В случае же появления симптомов вы не будете гадать, откуда «это» взялось.

Причина №2
Она в принципе похожа на первую. Составление родословной поможет спланировать и учесть вероятность появления двойни, тройни, близнецов и т.д. Так что если вы хотите близнецов, то проследите, чтоб у вас или у вашей второй половинки в родословной они так же присутствовали, иначе это практически невозможно.

Причина №3
Очень часто человек составляет свою родословную только ради того, чтобы его дети, да и он сам никогда не забывал своих родных, для того, чтобы найти те небольшие «отросточки», о которых он раньше не знал, и самое главное, порадоваться этому! Именно такие люди могут испытывать истинную радость лишь оттого, что их прапрадеда звали Сила – радость, которую не дано понять другим».

1. В 2009 году Мурко Елена, ученица 8-го класса, стала дипломантом второй степени районного этапа областного тура Всероссийской олимпиады по школьному краеведению в номинации «Летопись родных мест». В своей родословной Елена рассказывает: «Мне удалось собрать огромный материал по истории своего рода. Узнала не только про фамилии Мурко и Дробжевых, но и о Беляевых, Зайцевых, Колгановых.<…>
 Многие ниточки моей родословной оборвались, многие ручьи засохли. Но общая река, общее русло живо и будет жить всегда. Мне выпала большая честь собрать информацию о моих предках, узнать, что по истории нашей семьи можно изучать историю России, ведь каждый виток истории страны отражается на судьбах людских. В моих корнях, как в России в целом, произошло слияние культур украинской и белорусской, русской и греческой. Мои родственники участвовали в Первой мировой, Гражданской войне, пережили коллективизацию и годы раскулачивания, репрессии, Великую Отечественную войну, мирные послевоенные годы, перестройку, распад Советского Союза».
Елена составила своё генеалогическое древо по линии отца и по линии матери. Эта работ была представлена на школьной ученической конференции в школе.

2. В 2008 году Гришин Виктор выполнил работу «Где вы, корни мои?» В районном конкурсе исследовательских работ, посвящённых Году семьи, занял третье место.
 В своём исследовании Виктор дошёл до 1830 года, он проследил жизнь своего рода на протяжении семи поколений. Подробно изучил семейный архив и переписку, изучил газетные вырезки, где идёт речь о родных. Нашёл письмо с фронта, датированное 1945 годом, обратил внимание на то, как автор уважительно обращается к своей сестре, бабушке Виктора, убедился, как ценна переписка для потомков. Сам Виктор сказал: «По моему мнению, история государства складывается в большей степени именно из жизней простых людей, к которым относились и мои прабабушки и прадедушки». Составил родословную поколенную роспись рода Гришиных.

I
1Гришин Виктор Сергеевич 05.05.94.
II
1. Гришин Сергей Иванович – отец 1966 г. окончил Костромской технологический институт, механик, директор Зудовского льнозавода
2. Гришина (Белаш) Юлия Ионовна – мать 1967 г. Костромской технологический институт, технолог работала экономистом на льнозаводе.
III
1. Гришин Иван Иванович – дед 1943 г. окончил, техникум текстильной промышленности работал начальником мочильного цеха, директором на льнозаводе
2. Гришина (Аверьянова) Светлана Афанасьевна – бабушка 1940 г. НГПИ, учитель географии.
1. Белаш Ион Алексеевич – дед 1933 г., 5 кл., тракторист, Украина
2. Белаш Елена Петровна – бабушка 1939 г., 3кл., штамповщица, Украина.
IV
1. Аверьнов Афанасий – прадед 1914–1942 гг., окончил курсы командиров, участник ВОВ.
2. Аверьянова (Деткина) Мария Федоровна – прабабушка, 1914–2004 гг., 5 кл., окончила курсы мастеров, льнозавод.
V
1. Деткин Федор Степанович – прапрадед, 1890–1923 гг., безграмотный, участник 1-й Мировой войны.
2. Деткина (Амихина) Ирина Порфиловна – прапрабабушка, 1889–1945 гг., воспитывалась у офицеров.
VI
1. Деткин Степан Ионович – прапрапрадед, 1857–1940 гг., безграмотный, крестьянин.
2. Информация не найдена
1. Амихин Степан – прапрапрадед, 1869–1905 гг., крестьянин.
2. Амихина Ефросинья – прапрапрабабушка, 1871–1890 гг., умерла от лихорадки.
VII
1. Деткин Ион – прапрапрапрадед, 1830–1920 гг., безграмотный, крестьянин.
2. Деткина Федосья – прапрапрапрабабушка, 1837–1917 гг., сирота.
Эту работу Виктор представлял на районной конференции, посвящённой Году семьи.

3. В 1999 году Кирякова Наталья выполнила проект «Моя семья на карте мира», от села Зудово протянулись ниточки по всей территории России и в ближнее зарубежье.

4. В 2001 году Колесникова Светлана написала очерк «Моя семья», в котором поведала о своих бабушка и дедушках. О тех событиях, которые переживала вся наша страна и отдельная семья. И в заключении заметила Светлана: «История страны складывается из судеб простых людей, именно они и пишут историю». Работа была озвучена на районной конференции.

5. В 2004 году Рыбникова Наталья описала судьбу своей семьи, своей бабушки. Какую роль в её жизни сыграл «Закон о трёх колосках». Материалы исследования были представлены в поэме и прочитаны на школьной ученической конференции.

6. В 2011 году обучающиеся пятого класса выполнили проект «Моя семья». В котором поведали о членах своих семей. Крамер Елена с гордостью рассказала о братьях Денисе и Дмитрии, которые несли в это время службу в рядах Российской Армии. Об их успехах в период учёбы. До начала выполнения проекта девочка стеснялась сказать, что семья многодетная, после выполнения проекта она заявила: «Я горжусь своими старшими братьями и сестрой и хочу быть похожей на них».

Никандровы Алёна и Данил узнали, что их дедушка, отец и дядя относятся к династии хлеборобов, что это нужная, почётная и важная профессия.

Логинов Дима, исследуя свой род, понял что, его мама – очень важный человек в нашем селе, ведь она пекарь и печёт вкусный и ароматный хлеб для всех односельчан. Все работы были представлены в присутствии родителей и учителей на открытом уроке.

7. В 2011 году Полянская Ангелина, ученица третьего класса, подготовила презентацию и проект: «Герои живут рядом» про своего отца, участника Чеченских событий. Материалы были представлены на общешкольном мероприятии, посвящённом Дню героев Отечества. Где искренне призналась: «Я очень люблю своего папу».
Эта работа является продолжением ранее выполненных исследований о фронтовиках-участниках Великой Отечественной войны.

8. В 2006 году Смирнова Марина изучала боевой путь разведчика, позже учителя физкультуры Яблонских Семёна Устиновича, который стал легендой в нашей школе. Этот материал был представлен на районной конференции руководителей школьных музеев.
Интересна то, что исследование ученика 11-го класса в 2005 году, Никонова Георгия, увлекло ребят. Вначале весь материал о дедушке Механникове Василии Михайловиче, фронтовике, был представлен в реферате на уроке истории. Позднее ученица 9 класса, член актива музея, Комлева Татьяна написала статью в газету «Молодость Сибири» о нём, которую напечатали. Симович Елизавета, так же член актива музея, подготовила презентацию «Мой дед фронтовик» и представила её на ученической конференции.

В Год Учителя ребята проводили исследования и готовили презентации об учителях:
1. Кобзева Елизавета презентовала исследование «Зажигающий сердца» о Кручинине Викторе Александровиче, материал был представлен на школьном юбилейном празднике в честь него.
2. Мурко Елена представляла исследование «Учительница первая моя» о Мальцевой Раисе Николаевне на районной конференции, посвящённой Году Учителя.
3. Михайлова Екатерина изучила материал про семейную учительскую династию Михайловых, которые 129 лет посвятили работе в школе.

В своей работе столкнулась с тем, что классическая модель организации исследований не всегда дает положительный результат. Вначале пыталась следовать общей схеме, лишь немного адаптировав ее для детей: выбор темы, определение цели и задач исследования – изучение литературы, консультации у специалистов – сбор материала. Иногда работаю по-иному: обнаружение интересного факта – осваивание методов изучения объекта или явления – определение целей и задач – дополнительные исследования – камеральная обработка и оформление результатов – защита (публикация).

Экскурсоводческая и экскурсионная деятельность актива музея.
Одним из наиболее распространённых видов краеведческой исследовательской работы являются экскурсии. Они дают необычайно широкие возможности для разнообразной работы по краеведению. Перед экскурсией учащимся ставится цель и даётся задание для исследования объекта. Определяются возможности патриотического, эстетического воспитания, которые открывает данный объект. Поставленная цель и выбранный объект определяют методы работы. Для успешного проведения экскурсии необходимо определить маршрут, место экскурсии, экспонат. Важно перед экскурсией предупредить учащихся, что после нее им будут предложены вопросы, на которые они должны дать ответы. Такая форма экскурсии является важным средством привлечения школьников к активной краеведческой работе.

Подготовка к экскурсии сопровождается поиском. Будущие экскурсоводы ищут дополнительные источники (книги, документы). Ребята должны освоить экскурсионный материал, составить текст экскурсии, детально осмотреть экспонаты, о которых пойдёт речь, составить маршрут экскурсии.

 Таким образом, подготовка к экскурсии воспитывает у учащихся инициативу, самостоятельность, расширяет кругозор, закрепляет и развивает интерес к родному краю, любовь к малой Родине. В процессе экскурсии они приобретают навыки выступления перед аудиторией. Подготовка и проведение экскурсий являются важным, общественно-полезным трудом.

 Проведение экскурсии – сложное дело. Поэтому с будущими экскурсоводами ведётся большая подготовительная работа.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается обучающемуся при работе с источником. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, творческое мышление, тем интереснее интерпретации собранного материала. Поэтому, сотрудничая с обучающимся, в процессе выполнения работы уделяю самое пристальное внимание развитию этих качеств, памятуя о том, что равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя. Знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Моя задача как руководителя – создать такие условия, при которых обучающийся ощущает необходимость для себя новых знаний.

Используемый исследовательский метод немыслим без поиска. Этот метод воспитывает у учащихся доверие и уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу.

Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески. Весь комплекс работ над историко-краеведческим исследованием последние годы принёс положительный результат. Ребята, с которыми работала, успешно проходят социальную адаптацию. Они активно участвуют в школьных, районных, областных мероприятиях. Ими написаны и успешно защищены исследовательские работы и проекты. Итогами школьных лет их жизни стали успешное прохождение итоговой аттестации и удачная сдача вступительных экзаменов в вузы и техникумы. Среди выпускников, активно работавших в активе музея студенты и выпускники НГПУ и других вузов. Интерес к истории, краеведению, увлечённость научной работой дали возможность определить дальнейший жизненный выбор обучающихся.

В настоящее время ведём интересные исследования по изучению народных промыслов жителей села Зудово. Собираем материал по личности Михайлова Сергея Анисимовича, художника, резчика по дереву, уроженца деревни Козловка. Занятия жителей деревни Киряково по изготовлению изделий из глины.

Используя инновационные методы, добиваюсь активизации познавательной деятельности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий, которая помогает раскрыться способностям детей. Хочу зажечь в них стремление быть достойными великих предков, хорошо узнать свою историю, и чтобы ученики мысленно могли воскликнуть: «Вот она, наша история, история могучего и великого народа!».

Зинаида Мурко,
руководитель музея МКОУ Зудовская СОШ, Болотнинский район


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 31 Декабря 2017

Отправитель: Зинаида Мурко

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...