НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Фекла Меркуль - учитель Златоустовской школы военного времени

Из воспоминаний Фёклы Филипповны Меркуль, учителя Златоустовской школы, о работе учителей в годы войны:

«В войну все работали, чтобы скорее победить врага. Женщины, старики и подростки - это главная рабочая сила в деревне. Старшие школьники тоже летом работали: ходили на прополку. Все трактора были отправлены на фронт. Пахали на лошадях и быках. Сеяли из лукошка. Эту работу выполняли старики и женщины. А боронили даже на коровах. Каждая хозяйка старалась боронить на своей корове: страшно и опасно отдавать буренку в чужие руки.

Однажды учеников 4 класса вместе с учителем бригадир послал в поле копать лопатами землю под свеклу. Мы, конечно, попробовали копать:земля твердая, не поддается нашим силам. И мы вернулись домой, не выполнив задание бригадира. Больше нас не посылали на такую работу. Но легкие поручения мы выполняли.

Например, всей школой ходили в поле собирать колосья. Это выглядело так: после того, как с поля уберут снопы, мы идем по данному участку и собираем оставшиеся колосья. У каждого торба или корзинка. Собранные колосья несем и сдаем кладовщику. Это была легкая работа, по нашей силе. Каждый старался собрать побольше.

Никаких выходных в колхозе не было. Весной, летом и осенью надо было посеять, вырастить и убрать урожай. Женщины с ведома бригадира оставались по очереди, чтобы управляться с домашними делами. Такая работа продолжалась от ранней весны до глубокой осени. Мы, учителя, тоже помогали колхозным труженикам работать. Вместе с женщинами заготавливали дрова для школы.

К этой работе привлекали старших по возрасту учеников. Они собирали сучья, складывали в скирды дрова. Дети были серьезные: не ленились и не баловались. Рано взрослели. В деревне не было озорства и, тем более, воровства. Все оставалось на своем месте. Например, у нас даже не было замка в доме. Пользовались только задвижками. С хлевов никто ни у кого живность не воровал. Все люди были дружные и сплоченные.

Во время войны и после мне пришлось работать в течение десяти лет заведующей своей родной Мезенихинской школы. Приходилось и зимой, и летом часто ходить в Тогучин за зарплатой. Иногда, особенно зимой, идешь, а уже становится темно. Никто не останавливал и не грабил. В округе было спокойно.

Шли годы, а война продолжалась. Оставшиеся от отцов дети росли, жены старели. Но никто особо не поддавался унынию. Надо было терпеть и работать. У всех одна мысль: скоро закончится война. Иногда с фронта приходили кому -то письма. Знала вся деревня, что кто-то получил письмо, а кому- то пришла похоронка. Голосили бабы, ревели дети, а жизнь продолжалась. Хочется сказать теплые слова о матерях и женах, проводивших на фронт своих мужчин. Стойкости и терпения женщин не было предела.

Вернер Е.Ю., МКОУ Тогучинского района                                                                                                                                                                               "Златоустовская основная школа"

Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 04 Октября 2017

Отправитель: Елена Вернер

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...