НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Установление Советской власти. Купинский район

Сообщение об Октябрьской революции пришло в Новониколаевск 27 октября 1917 г., и до середины января 1918 г. шла борьба за создание объединённого Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который позднее одобрил роспуск Учредительного собрания. После этого и началась настоящая борьба за установление Советской власти. 

У нас в селе эти события отозвались так: с 1917 г. старостой и властью села был Слизовский Филат Евдокимович, но в феврале 1918 года был избран Совет крестьянских депутатов и в Рождественке установилась Советская власть («при Ленине» - так в народе стали ее называть).

В первый Совет крестьянских депутатов вошли: Доропеев Ефим, председатель сельского Совдепа, Чудин Михаил Григорьевич, секретарь, Протащук Пётр Денисович (позднее писарь Совдепа/секретарь), Гарбузов Иван, Дурноступ Влас, Казаков Ерофей Ильич, Лисейченко Евмен, Павловский Игнат Гаврилович, Полосухин Иван Афанасьевич, Седнев Александр, Ткаченко Михаил Анатольевич, Якишин Михаил Николаевич.
В таком почти составе он сохранялся до конца гражданской войны. (Доропеев Ефим и Чудин Михаил Григорьевич погибли во время гражданской войны).

Установление Советской власти сопровождалось жестокой борьбой, которая отразилась на нашем селе и односельчанах.

Вернулись мужчины с Первой мировой войны (не все воины вернулись, были погибшие), взялись за плуги. Запущенные, заросшие пашни опять стали давать урожаи. И вот пришла война гражданская.

Новости узнавали из газеты “Правда“, чаще всего её привозили из Татарска или из Новониколаевска (Протащук привозил её и до революции). В уезды из Новониколаевска были направлены представители большевиков, которые занимались организацией работы советских депутатов, налаживали новую жизнь «без царя». Весть о свержении власти капиталистов и помещиков в 1917 г. беднота встретила с радостью, надеясь на лучшую крестьянскую долю, а вскоре в Купино и волость стали возвращаться фронтовики. 
Им-то и принадлежит роль первопроходцев Советской власти в нашем районе. Они создали совдепы в своих сёлах, а активнейшие из них вошли в состав волостного Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов, который был избран в февральские дни 1918 г. Из нашего села него вошел Якишин Михаил. Большую помощь волостному Совету оказывал созданный им отряд Красной гвардии. Большую его часть составляли рождественцы и фронтовики из Барска (видимо, под влиянием М. Якишина, который поначалу возглавил в Совдепе военный отдел).

Так гражданская война разгорелась и на нашей земле. В Купине в это время в противовес красному волсовдепу был создан так называемый «комитет спасения от большевизма» белых. Он имел свою милицию, всеми силами препятствовал мобилизации крестьян в партизанские отряды, сорвав формирование «красных» отрядов в нашей волости. Но всё же нашлись добровольцы, и вскоре купинский отряд «красных» под командой Степана Кравцова отбыл в Татарск. 
В него, в основном, вошли активисты из Барска, Рождественки и других деревень. В отряд из Рождественки вошли 33 человека, руководил им Дурноступ Влас. Вступили в партизанский отряд одними из первых наши односельчане: братья Павловские Савелий, Лаврентий, Игнат и Протащуки Фёдор, Спиридон и др., а также Макар Полосухин, работавший позднее председателем Купинского волисполкома, Ион Гибелев, Прохор Казаков, Фёдор Чудин и другие. Именно наш отряд помогал установить Советскую власть в Гагарино, Бочанихе, на Барске.

Наступил период партизанского движения в нашем крае. Многие из мужчин не хотели идти в белогвардейскую армию, поэтому скрывались в лесах, опасно было ночевать дома, т. к. карательный отряд часто заглядывал в Рождественку. Члены Совдепа вынуждены были скрываться в лесах: в Седневском лесу скрывались, за Климовым околком… 
Им носил пищу тайно, ночью Балыкин Тихон Николаевич, он рассказывал о положении в селе, получал задания-просьбы от активистов. Конные разъезды белогвардейцев наезжали в наше село, забирали сено, хлеб, лошадей. В один из таких дней они схватили Спиридона Протащука, увезли в штаб, где избили сильно (40 плетей нанесли ему в Татарске белочехи, спас его приход туда партизанского отряда). Полуживой, он пешком пришёл домой из Татарска.

Война гражданская тяжёлой трещиной прошла по селу: бедные – за Советы, зажиточные – за царя. Как только брали верх «красные» или «белые», сразу устраивались самосуды, каждая сторона считала только себя правой… Вот живое свидетельство того времени: когда сила была на стороне колчаковцев, и они властвовали в волости, зажиточные наши мужики в один из дней прямо в центре села убили политического ссыльного Милоенко, который жил на поселении в Заозёрке и пришёл в Рождественку на свидание к девушке…

Глубоко в памяти односельчан остались имена Власа Дурноступа, Ефима Доропеева, первого председателя сельсовдепа в Рождественке, и его первого помощника - секретаря Чудина Михаила Григорьевича, много месяцев томившихся в Каинской тюрьме - до последних дней колчаковщины. Перед отступлением на восток колчаковцы жестоко расправились с узниками, в числе которых убили наших земляков Чудина и Доропеева (Дурноступу ранее удалось бежать).

В дни, когда отмечалось 10-летие освобождения Сибири от Колчака, в газете Барабинского окружкома ВКП/б «Барабинская деревня» /№ 87 от 19 ноября 1929 г. о расстреле каинских узников подробно рассказывал председатель уездного Совдепа М. Сурков. В его воспоминаниях есть и такие строки: «Не могу забыть тех издевательств, которые допускали озверевшие конвоиры.... Чудина М.Г. они поставили к дереву и как в учебное чучело с трёх сторон вонзили в него штыки. Потом на этих же штыках подняли его кверху. «Эх вы, люди-звери», - только и мог произнести Чудин и тут же умер». 
Их тела похоронены в братской могиле на Савкиной горе под Куйбышевым.

…В 1920 году Советская власть установилась по всей нашей волости, и красногвардеец Макар Афанасьевич Полосухин стал первым председателем Рождественского совдепа. Затем он руководит волостным Советом депутатов, а председателем Рождественского совдепа избирают Якишина Алексея Николаевича (в 1922-1923 гг.), а после него - Якишина Михаила Николаевича (до 1924 года). В 1924 г. были перевыборы: М.Н. Якишина не избрали, избрали Климова Афанасия, но через четыре месяца избирают Евсикова Андрея Михайловича - он возглавляет наш сельсовдеп с 1925 по 1931 гг. (в 1939 году был репрессирован и вернулся домой лишь в 1941 г.).

Началась жизнь в деревне при новой, Советской власти. Начало 20-х годов характеризуется в нашем крае образованием кредитных и машинных товариществ, товариществ по совместной обработке земли и сельхозкоммун (ТОЗы). Рождественский совет народных депутатов с 1920 по 1930 гг. проделал большую работу по утверждению Советской власти на селе. Претворялись в жизнь её декреты.

Руководящую роль выполняли в это время партийная ячейка (1920 год) и образованная в 1924 году комсомольская организация. В первую партячейку вошли коммунисты: Алдущенко Роман, Шанцев Тихон, Ткаченко Михаил, Полосухин Макар, Скрипко Фёдор, Гришин Яков, Якишин Михаил.

Первая комсомольская ячейка была организована из активных парней: Чудин Фёдор Михайлович – первый секретарь и члены ячейки Гришин Илья Фёдорович, Доропеев Илья Ефимович, Ткаченко Иван Антонович, Кузнецов Евдоким Алексеевич, Криворучко Иван Павлович, а чуть позднее в неё вошли Сахутин Василий Николаевич, Хроменко Василий Демьянович и Цыганцов Иван Романович.

Много дел сделали и партийная, и комсомольская организация: вели предвыборную кампанию, агитацию за сторонников Советской власти, разъясняли законы новой власти. В период НЭПа вели агитацию о сдаче государству сельхозпродуктов по наложенной контрибуции для восстановления разрушенного хозяйства в стране - так активистам приходилось вести вместе с чекистами продразвёрстку в селе. Собирали сельхозпродукты для голодающих Москвы, Петрограда и других городов.

В 1925 году из женщин-активисток на селе был избран женотдел, в него вошли: Алдущенко Харитина, Вацура Прасковья, Криворучко Лукерья, Демкова Татьяна, Чернова Софья. Они вели среди женщин села пропаганду новых, советских, законов, вели агитацию о подчинении продразвёрстке и о сдаче государству продуктов (хлеба, мяса, масла, яиц).

В 1925 г. активисты засеяли Ленинскую десятину, собранное зерно продали и купили книги для избы-читальни (первый избач - Цыганков Иван, изба-читальня находилась прямо у него в избе), занавес и музыкальные инструменты для клубной комнаты. Клуба ещё не было, поэтому все собрания проводились в здании школы, где молодёжь и собиралась на вечёрки.

В эти же годы много делает для приобщения рождественцев к чтению книг Торбеева Софья Петровна, зав. избой-читальней, которую открыли в 1927 году.

Кроме того, в нашем селе изначально сильным было влияние баптистской общины. У общины был свой молитвенный дом, чудесно украшенный внутри, в нём звучала музыка, пел хор во время богослужений – молодёжь охотно шла в молитвенный дом. Поэтому активисты в противовес "религиозному дурману" организовали художественную самодеятельность: драмкружок, хор. Руководил ими политический ссыльный учитель-поляк Змочинский, сам замечательно певший украинские и русские народные песни. Через инсценировку, постановку пьес, песни, частушки на местные темы шла пропаганда новой жизни.

Особенно культурно-массовая работа на селе оживилась с приездом в село супругов Потаповых (1925-1926 гг.). Именно они с молодёжью подготовили в 1926 г. первый спектакль «Степан Разин»: всё село пришло в здание школы смотреть на представление, мест не хватало, поэтому все окна были залеплены с улицы зрителями. Сцена была сколочена из досок, стояла на козлах. Главную роль играл Ковалёв Никита Ильич, член драмкружка, а роль княжны играла Хроменко Ефросинья. Во время представления зрители слышали и шум ветра, и плеск воды…

В 1927 году в селе вместо начальной школы была открыта семилетка, и комсомольская ячейка пополнилась учителями-комсомольцами. Открылись в этом же 1927 году детские ясли (первая заведующая – учительница Шпакова). 20-е годы - это и период ликвидации неграмотности, и начало культурной революции в деревне.

Чтобы приобщить крестьян к новой жизни и вывести их из неграмотности, в деревне заработал ликбез. Велась работа по ликвидации неграмотности в 1925 -1930 г.г. неотступно: ликбез работал как в школе вечерами, так и на дому. В ликбезе принимали участие учителя, комсомольцы, любой грамотный человек. Ученикам было от 20 до 45 лет, за каждым грамотным закрепляли по 10-15 учеников, учили их хотя бы читать и писать, расписываться.

Очень активно работали в ликбезе Чудин Степан (учитель), Кузнецов Григорий Алексеевич, Алдущенко Софья, Мудренко Елена Тихоновна (в 1928 г. обучала вечерами 14 женщин) и другие.

Во всех этих событиях видны веяния первых лет Советской власти, ставшей для многих людей своей, родной властью, которая сформировала удивительное поколение 30-х годов - поколение энтузиастов, ударников, стахановцев, строителей новой коллективной жизни в деревне.


Дата публикации: 08 Февраля 2018


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...