НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История создания фермерского движения в селе Рождественка

В трудные девяностые годы  в стране разворачивается фермерское движение  и Рождественка не осталась в стороне. Весной 1992 года с в селе появляются первые фермеры. Их было семь человек, решившихся работать на земле самостоятельно: Митин Анатолий Тимофеевич (экономист), его брат Алексей Тимофеевич (агроном), шофера Чернов Виктор Сергеевич, Коржов Сергей Владимирович,трактористы Белокриницкий Александр Викторович и Доропеев Иван Филиппович, чабан Головачев Василий Иванович.

«Решение стать фермерами далось нам нелегко ,- рассказывает Митин Анатолий Тимофеевич, - Много раз мы говорили друг с другом , с  семьями, обсуждая возможные варианты. В соседнем селе Новоключи  годом раньше образовались фермерские хозяйства, мы съездили  в  то село и поговорили с ребятами о том ,как они начинали работать, за опытом и советом. Из земель общего пользования колхоза «Первое Мая» нам выделили земли, дали технику на пай, семена. Каждый фермер оформил КФХ, но договорились работать совместно.     Весной 1994 к нам пришли работать Белокриницкий Андрей Викторович, Голиков Василий Федорович и Гарликов Владимир  Мы оформили ассоциацию фермерских хозяйств (назвали ее «Колос»), руководителем избрали Головачева В. И. Таким составом работали недолго: осенью 1995 года после уборки ушел Голиков В. Ф. , осенью 1996 - Головачев В. И. С 1999 года мы с Алексеем тоже вышли из ассоциации и организовали семейное хозяйство».

Пример первых фермеров оказался заразительным . Уже весной 1993 года в селе  находятся  еще желающие стать фермерами. Трухманов Александр Александрович решил самостоятельно вести хозяйство;небольшим коллективом объединились родственники Брылевы и ассоциацию фермерских хозяйств оформляют братья Пырковы-Петр Сергеевич и Николай Сергеевич.

Все последующие годы появлялись в селе новые фермеры, наиболее массовый выход из колхоза отмечен в 1997 году. Вспоминает Демченко Александр Ильич: « Наш коллектив первоначально объединил 10 человек, а с 2001 года и до сегодняшнего дня- семь человек.  Мы очень трудно начинали работать. Поля нам достались «убитые»- осенью 1996 года из-за погодных условий колхоз не смог убрать хлеб, весной только собрали зерно, и мы на этих полях посеяли. Осенью урожайность была по 7-8 центнеров с  гектара.

Техника тоже на паи досталась старая, списанная, приходилось ее  часто ремонтировать; деньги на запчасти, на горючее брали из семейных бюджетов, многие продавали  домашний скот. У нас не было ни мастерской , ни тока, ни складов. Все это строили постепенно, свой ток мы достроили только в 2011 году «

Более пятидесяти рождественцев  в течение двадцати последних лет уходили в фермеры ,  но не все из них работают сейчас : кто-то умер,  кто-то уехал из села, кто-то просто не смог работать самостоятельно.

Наблюдая и анализируя процесс формирования и развития фермерских хозяйств, я прихожу к ряду выводов.

Трудно проходило становление фермерских коллективов: отработав сезон- другой, коллективы распадались, создавались новые, и вновь распадались, иногда это происходило болезненно, с разрывом и семейных, и товарищеских отношений. Думается  мне как свидетелю этого общественного явления , что этот процесс схож с коллективизацией-временем образования колхозов.

Фермеры, что изначально начали работать в одиночку, в основном, оказались «живучими», работали долго, некоторые продолжают работать: Трухманов Юрий Александрович после смерти своего отца  Александра Александровича работает более десяти лет самостоятельно, иногда привлекая наемных работников на уборку; Баранов Петр Иванович с 1993года по 2011 год работает самостоятельно, ему помогают жена и трое сыновей; с 1998 года и до сегодняшнего дня  самостоятельно работает Кергенский Николай Васильевич.

Крепкими, «живучими» оказались хозяйства, основанные на родственных началах :КФХ Демченко, КФХ Белокриницких, КФХ Скляр (Брылевы); коллективы в них  небольшие, состоят из родственников :родных и двоюродных братьев.

«Живучим» оказывается и хозяйство, интенсивно развивающееся, постоянно расширяющееся. Таким у нас в селе  оказалось ООО «Восход» , руководит которым Петр Сергеевич Пырков. В 1993 году эти фермеры, как и все остальные, начинают заниматься зерновым хозяйством, они выращивают пшеницу для реализации, а для личных  подсобных хозяйств - овес и ячмень.

Вскоре Петр Сергеевич организует еще одно  направление в деятельности - строительство: строят дома, беседки, изготавливают для продажи различные столярные изделия. В 2013 году ООО «Восход»начинает заниматься  животноводством ;хозяйство стало многопрофильным, теперь оно очень крупное (более  пятидесяти работников ). Оно является одним из самых крупных фермерских хозяйств нашей области.

Фермерское движение сыграло большую роль в истории села. В трудные девяностые годы и не менее трудные для крестьян «нулевые» годы именно фермеры помогли выстоять селу, ни одно поле не заросло травой, они помогают пенсионерам, оказывают помощь клубу, школе, муниципальному образованию, ЖКХ...

Тревогу вызывает будущее фермерских хозяйств:сыновья фермеров не остаются в деревне, все уехали в город Кто продолжит работать на земле? Очень мало  немногочисленных выпускников нашей школы остается в селе, и эти ребята не идут работать к фермерам. Новая техника приобретена только в ООО «Восход», в остальных хозяйствах техника изношенная, она постоянно ремонтируется; надолго ли ее хватит?

Более ста лет стоит наше село на сибирской земле. Среди достопримечательностей Рождественки мы отмечаем  знаменитое соленое озеро, наши околки и котлованы , березовую рощу между Северной и Южной улицей, школу, которая тоже отметила столетний юбилей. Но главную ценность села составляют люди-труженики, крестьяне, земледельцы. Так было, так есть и так будет.

Сегодняшние крестьяне-фермеры Рождественки продолжают дело своих отцов и дедов: пашут землю, сеют хлеб, кормят страну. Этим стояла и будет стоять деревня. И всегда будут люди, которые продолжат в ней жизнь, когда-то заложенную здесь нашими предками. Это и есть та самая настоящая , неразрывная связь людей со своей Отчизной, в этом и проявляется человек-гражданин и его гражданская позиция. То, как проживают  люди-труженики свой отрезок жизни на родной земле, как ответственно, по-хозяйски они к ней относятся — в этом и состоит их гражданственность, хотя высоких слов - Родина, патриотизм, гражданский долг - они в своей жизни не часто  произносят, это просто живет внутри их душ.

Дата публикации: 24 Сентября 2017


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...