НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Мы - коренные жители Рождественки!

Меня зовут Иван Сайфулин. Я учусь в 8 классе Рождественской средней школы. В этой школе учились и мои родители, и мои деды и бабушки. Наша семья принадлежит к коренным жителям с. Рождественка, и я горжусь своими корнями и своей деревней. Свою родословную я знаю с детства, поэтому родными для меня являются не только все Сайфулины, но и все Гарликовы, Дорошенко.

Наша семья гордится родственником Гарликовым Егором Кузьмичем, навечно вписавшим свое имя в наш скромный обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны: он ушел на войну в 1942 году, без вести пропал (об этом я прочитал в «Книге Памяти» и знаю от родных). Я горд тем, что три моих прадеда были участниками войны с фашистами и японцами, а после Победы, с наградами и ранениями, но живыми вернулись домой: Сайфулин Идиат Набеевич, Дорошенко Петр Акимович вернулись с войны в Рождественку, а Чумакин Дмитрий Егорович - в с.Копкуль.

Про каждого из них я не раз прочитал в книгах «Они вернулись с Победой». Мы семьей несем их портреты во время акции «Бессмертный полк» - уже три года подряд наша школа проводит эту акцию, и мы всегда участвуем в ней.

Есть у нас в селе краеведческий уголок, в нем много альбомов с фотографиями и разными материалами об истории села, о людях села. Мне интересно листать эти альбомы и узнавать, как жила наша деревня до нас. Особенно интересно, когда среди фотографий, старых газет и на страницах альбомов я нахожу заметки о своих родных.

Многие материалы меня удивляют тем, что именно из них я узнаю, какими замечательными людьми были наши предки. А село наше славилось такими тружениками, что поневоле начинаешь гордиться своей малой родиной. Хочу привести в своей работе в пример те явления и события, которые меня удивили, заставили восхищаться своим селом.

Мы знаем, что наше село Рождественка возникло на сибирской земле в 1907 году в годы столыпинской аграрной реформы. А в 1908 г. , весной, на эту землю переселилась большая группа семей с Украины (из-под Чернигова и Полтавы), среди которых были наши прадеды Дорошенко. Мне очень понравились слова про основателей села: «И на новой земле наши предки утверждали вековые обычаи и традиции:

1) Старшим в семьях был дед, все ему подчинялись, его слово было закон; 2) «Береги честь рода. Чей ты сын? Что люди о тебе скажут?»; 3) «Проявляй уважение к другому человеку». После 35 лет мужчин величали только по имени-отчеству»; 4) Поведение за столом, поведение на улице, приветствие старшим (наклоном головы, приподнятой шапкой) – все прививалось с малых лет в семье детям. А главное – привычка к труду, к трудолюбию приучали и девочек, и мальчиков.

Именно тогда наши предки заложили традицию работать и жить сообща, дружно, вместе — иначе не выжить. Выносливостью, добротой, трудолюбием были одарены наши предки. Свои большие семьи имея, помогали обжиться тем, кто приезжал сюда после: брали к себе на постой, отводили место в небольшом своем жилище».

С уважением я узнал, что переселенцы сразу начали заниматься нужными ремеслами, и все необходимые в деревне вещи, орудия труда делались самими крестьянами-умельцами. Из коры (лыка) плели лапти, красили овчины; Борис Иванин с братьями изготавливали конные сани и телеги; Климовы гнали деготь; Протащук Федор и позднее - Чернов Илья Семенович, Климов Гаврила были портными по верхней одежде; Инстранкин Семен выделывал овчины, из которых шили шубы, тулупы; Колосов Федот Сергеевич катал пимы; были свои бондари, печники, шорники...

А наша родня, братья Дорошенко, шили хомуты и другую конную упряжь. За одно десятилетие деревня обжилась, укоренилась на кулундинской земле. Люди стали возводить саманные и пластяные , камышанные избы, постройки. Семьи, большие, трудолюбивые, так трудились на своих полях, что хлеба хватало вдоволь, держали скотину, работали в огородах…

То, за чем переехали на эту землю переселенцы из «Расеи» (так они называли покинутую ими землю), свершилось: они не голодали, у каждой семьи были свои наделы пашни и сенокоса возле околков (но дровами не топились – лес жалели, топились печи в основном кизяком). Село становилось многолюдным, рождалось в каждой семье помногу детей. И так захотелось после этих слов побывать в том старом времени, увидеть эту жизнь прадедов, настолько она мне понравилась…

В истории села много интересных людей, но особенно меня заинтересовал Погорельцев Евсей Гордеевич. В деревне прежде не было медицинской помощи, и после первой мировой войны вернувшийся с нее Погорельцев Е.Г всех в деревне и в округе пользовал порошками и самодельными мазями (с 1916 по 1935 годы). Он был всеми уважаемый человек в селе и за его пределами за свою доброту, чуткость: словно волшебник был, болезни "как рукой снимал".

Работал он во время империалистической войны в военном госпитале с врачом, тот подарил ему медицинскую книгу, посоветовал прочитать, чтобы хорошо уметь лечить. Евсей Гордеевич так и сделал. У него была большая практика, опыт. Врач - самоучка. В 1935 году, когда Евсей Гордеевич работал в Багане, то был награжден Орденом Ленина. В музее на видном месте висит портрет Евсея Гордеевича, написанный его внуком, и мы можем как бы поближе увидеть этого человека.

…С радостью и благодарностью прочитал я строки о великой труженице из нашего рода, Сайфулиной Вассе Степановне. С 1932 г. в колхозе появилась пекарня – в ней выпекали хлеб для общественного питания. Каждый день из двух центнеров муки надо было испечь три центнера (!) хлеба. И за сутки выпекали этот хлеб две женщины, а труд был ручной, тяжелый: и дрожжи делали-сушили сами, и печи топили сами, и хлеб месили и вымешивали эти золотые руки сами… Продолжительное время (десятки лет!) пекарем трудилась и такой тяжелый труд вынесла на своих плечах и руках моя прабабушка Васса Степановна.

Дальше с большим интересом я узнал, как были вырыты наши котлованы в селе. Оказывается, наши предки все это сделали вручную. Сначала был вырыт Гавриловский котлован (1928 г.), а через два года – Сербияновский (1930 г.). Рыли их наши прадеды всем миром.

Котлованы нужны были селу позарез для хозяйственных нужд всего населения: во время пожаров из них черпали воду и в деревянных бочках везли ее в село, в котлованах купали лошадей, поили скотину, все лето напролет ребятня купалась в них и загорала, временами в котлованы запускали мальков из заозерского озера, и в них водились золотистые и серебристые караси. Эти котлованы и сейчас служат селу, на Гавриловском есть такие хорошие места для охоты на диких уток.

Еще мне понравилась история о том, как в село приходила техника. Очень удивился я тому, что первые трактора осваивали не только парни, но и девушки. Уже зимой 1931-1932 года молодежь из нашей Рождественки была направлена на 6-месячные курсы трактористов, и эта группа парней и девчат весной 1932 года на первых стальных конях въехала в село с песней «Прокати нас, Петруша на тракторе…»: Слуева Аграфена Степановна и Слуева Евдокия Степановна, Колосова Варвара Михайловна, Криворучко Иван Павлович, Назаренко Семен Сергеевич, Подгорный Григорий Фомич, Евсиков Григорий Андреевич, Балыкин Алексей Евграфович, Гудов Василий Сергеевич.

Все село вышло встречать первых трактористов и чудо-машины, трактора марки «Интер-Кейс» мощностью 20-40 лошадиных сил. Возле сельсовета был митинг. С митинга все отправились в поле, где первую борозду доверили вспахать Слуевой Е.С. – так вспахивалось общее, колхозное, поле.

А в 1934 г. в селе появилась первая грузовая машина, первыми шоферами стали Якишин Николай Михайлович (оказывается, во время войны он был какое-то время личным водителем маршала Г.К.Жукова) и Демков Федор Егорович.

И еще я узнал интересные факты, которыми невозможно не гордиться. Я не много знаю про ВДНХ, думал, что это где-то далеко во времени, далеко от нашей жизни. Но на одном классном часе мы узнали, что наш колхоз гремел славой, передовиками в 30-е и в 50-е годы при председателе Кошелеве А.И., и очень много наших колхозников, и до войны, и после войны, поощрялись поездкой на ВДНХ (ВСНХ).

Наша знаменитая свинарка Гладченко Мария Лукьяновна 33 года проработала свинаркой, получала по 22 поросенка от 40 чистопородных свиноматок и по 2 тонны мяса свинины - уже до войны она не раз побывала на ВДНХ и привозила дипломы и награды, а в 50-е годы была награждена машиной «Победа»!

Вот такие были люди у нас в селе! Трудолюбие, мудрость, крестьянская смекалка, основательность, разумное отношение к природе, друг к другу так и чувствуются в каждом факте прошлой жизни. Таким прошлым, такими предками мы по праву гордимся!


Иван Сайфулин. 8 классе Рождественской средней школы
Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 15 Декабря 2017

Отправитель: Елена Сайфулина

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...