НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Истоки села Новокузьминка Ордынского района. Старообрядцы

Деревня наша берет свое начало, предположительно, в 1803 году. Но первые упоминания о соседнем селе Верх-Алеус (ранее - Зеленино) относятся к 1779году. Так что может быть, наша деревня основалась тоже в это же время. Поселились тут первыми старообрядцы, потому что в те времена царское правительство преследовало старую веру.

Первыми в селе Новокузьминка поселились, судя по рассказам стариков, староверы по фамилии Бородины. До середины 70-годов 20 века была жива Бородина Ефросинья, и к 1840 году тут жило уже шесть семей. В семье Бородиных было два брата: Антон и Кузьма. Не захотели они хозяйствовать бок- о- бок. Антон пересёк лес и основал село Антоново. Кузьма остался здесь и основал деревню Новокузьминка ( Кузьминка называли сначала).

В XVII веке патриарх Никон провёл церковную реформу, которая заключалась в том, что изменились обряды, государство стало активно вмешиваться в жизнь церкви. Но, как у всякой реформы, были сторонники и противники. Те, кто придерживались старых канонов и сопротивлялись новаторским обычаям, были гонимы и наказаны. Часть раскольников, а именно так называли приверженцев прежних церковных обычаев, были отогнаны на территорию Польши, где не было повинностей и рекрутства, и можно было свободнее жить.

Ещё старообрядцы расселились в Стародубской слободе, а часть ушли к реке Керженец, что в Нижегородской губернии. Но крестьяне близлежащих губерний, узнав о том, что беглецам живется хорошо, тоже побежали в Польшу. И тогда помещики и военачальники стали забрасывать Синод прошениями о возвращении беглецов. Императрица Екатерина II, воспользовавшись "расстроенным состоянием" Польши, направляет туда войско под командованием генерал-майора Маслова.

И в 1764 году старообрядцев погнали в Сибирь отовсюду: из Польши и Нижегородской губернии. Всего с 1764 по 1765 гг. через Верхотурье в Сибири было проведено 15 партий старообрядцев. Их вели под конвоем солдаты и офицеры Сибирского корпуса, а также Тегинского и Воронежского пехотных полков.

Только ли приверженность старой вере привлекла взгляды правительства к этим людям? Правительство Екатерины II усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут производить хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Они исконные земледельцы, предприимчивы, трудолюбивы, трезвы, отличные общинники, да и на западных границах без них будет спокойнее.

Старообрядцев расселили в разных регионах Зауралья. В Западной Сибири их стали называть - кержаками - по названию реки Керженец в Нижегородской губернии или - двоеданами, так как платили двойной налог за принадлежность к старообрядчеству. Старообрядцы были выселены в Сибирь, на правах государственных крестьян, а не ссыльных.

Приехав в Сибирь, старообрядцы расселялись либо в уже существовавших деревнях, но чаще основывали новые поселения. Новокузьминку старообрядческой деревней полностью считать нельзя, но многие семьи были именно кержацкие, переехавшие в Сибирь из Нижнего Новгорода. Почему так?

Во-первых, они называли себя – кержаки , во-вторых, оставили потомкам особенные меднолитые иконы староверов, которые можно увидеть сегодня в семьях жителей Новокузьминки. Синод Русской православной церкви запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

Старообрядческие иконы создавались подпольно, как и четырехстворчатые складни с «двунадесятыми праздниками» и передавались по наследству. К двоеданам относили себя семьи Бородиных, Спиридоновых, Пичуговых, Шведовых.

Исследователей жизни староверов поражала способность старообрядцев быстро ориентироваться в необычной природной обстановке, в новых доселе неведомых условиях. Имея опыт европейского землепашества, старообрядцы в новых условиях начали осваивать приемы, без которых в Сибирском крае не вырастить хлеба. Здесь в Сибири старообрядцы вынуждены были заниматься коневодством, обучаясь этому у местных народов.

Без доброго коня в ту пору хозяйствовать было невозможно, в XX веке потомки кержаков продолжали держать коней и у себя в хозяйствах . В Новокузьминке распространено было разведение пчел среди кержаков. Здесь было много пчеловодов, умело занимавшихся этим делом. Были пасеки, на которых содержалось более ста ульев. Это умение передавалось по наследству.

Развитие молочно-скотоводческого хозяйства требовало большого количества глиняной посуды. Также из глины умели « бить русские печки». В Новокузьминке печки били многие мастера-печники. Работали споро. И сбитые печи никогда не дымили.

О трудолюбии староверов, об их силе, выносливости, физической и духовной крепости и до сих пор вспоминают жители нашей деревни. Говорили, что знатный силач Гузеев Ефрем Михайлович однажды смог поднять на плечах коня. Весь уклад жизни старообрядцев требовал, чтобы детей начинали рано приучать к рукоделию. В 6 - 7 лет девочки, а в некоторых семьях и мальчики, умели прясть пряжу. К 10-12 годам, когда требовалось начинать готовить приданое, девочки умели ткать, используя различные техники, кроить, шить одежду, вышивать. Мастерски же выполненное рукоделие, особенно украшенное узорами, вышивкой, были предметами гордости.

Представителям любой группы старообрядцев был присущ культ чистоты. Это проявлялось в религиозной жизни и в быту, в отношении к пище и к посуде. Запреты часто были вызваны гигиеническими соображениями. Так посуда строго подразделялась на чистую и нечистую. Чистое ведро нельзя было вносить в баню. Ножом, которым резали мясо, нельзя было резать хлеб. "Не умыв руки, за хлеб не садись". Запрещалось оставлять воду неприкрытой. Если посудина с водой не имела крышки, то ее обязательно закрывали двумя лучинками, положив их крестом .Посуда была отдельной для постной и скоромной пищи.

Интересно, что в самом селе Новокузьминка церкви не было. А кержаки долго ездили ( даже тайком в годы советской власти, как будто в гости) в молельный дом, находящийся в Среднем Алеусе. Из своей среды верующие выбирали знающего, уважаемого человека, способного вести службу (обычно это был старик или старая женщина). Он читал молитвы, и по его указу староверы клали поклоны и крестились . Молились староверы подолгу, службы длились по несколько часов. А могилы староверов и сегодня можно узнать по лишним перекладинам.

Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 03 Сентября 2017


Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...