НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Система образования Каргатского района в ХХ веке

О развитии системы образования в нашем районе в 20-е годы известно немного. Установить количество школ в этот период можно по расходно-приходным ведомостям (сохранилось 16 штук) по волостям Каргатского уезда. В каждой волости несколько школ ( от 1 до 10), в школах работают 1-2 учителя (это начальные школы), средняя заработная плата учителей 17-19 рублей, появляются библиотеки, много изб-читален. От 3 до 7 пунктов ликвидации безграмотности в каждой волости, в которых работали учителя школ.

Мы можем предположить, что в оставшихся волостях ситуация была такой же. В то время Каргатский уезд состоял из 27 волостей. Если считать, что в каждой волости в среднем 7 школ, то всего по уезду – 189 школ. Ликпунктов в среднем- 5, по уезду- 135. Но надо учесть, что в состав уезда входила территория большая, чем современная территория района. О методах и содержании преподавания найти информацию не удалось.

В 1927 – 1930гг. в районе было 88 образовательных учреждений( средних-1, неполных средних-9, начальных- 78, в которых обучалось 10 913 учеников и преподавало 247 педагогов. Учителей с высшим образованием не было. Избы читальни- 23, пункты ликвидации безграмотности - 14. В районе велась работа по организации школ, ликвидации безграмотности, вовлечению в учебный процесс детей и взрослых.

Не хватало специальных помещений, наглядных пособий, учебников, тетрадей, учителей. Из всех школ только 6 начальных и 1 неполная средняя имели специальные школьные здания, в остальных школах занятия проводились в приспособленных помещениях, что затрудняло работу и понижало ее качество. Из- за недостатка помещений школы работали в 2 смены. В самом райцентре находилось 3 начальные школы, 1 средняя территориальная и одна средняя железнодорожная.

В Каргате в 1939 году на месте начальной школы имени Карла Маркса образовалась средняя школа №1. Одна из первых выпускниц этой школы Ракова Анна Аксеновна вспоминала: «Наш 10 класс в 1940 году был первым выпуском средней 10 летней школы. Коллектив учителей был сильный, все мы занимались с увлечением, интересом. Запомнились вечера отдыха, было много танцев и, конечно же, пели. А вот последних звонков, как сейчас принято, в школе не было. Выпускные экзамены тогда сдавали по всем предметам. Но выпускной бал был. Ребята привезли из леса много зеленых веток, цветов и украсили ими зал. Не помню, какое это было число, только началась в наш праздник ужасная гроза и многие говорили, что это предвестник какой-то беды».

1941-1945годы. Организовать обучение детей в годы войны было очень сложно. Анна Аксеновна вспоминала: « В войну все испытывали трудности. Дети ходили разутые, раздетые, голодные. Тогда было очень много учеников в КСШ №1, не помещались даже в здания школы. В школе было очень холодно, отапливались дровами. Привезут вагон дров на станцию и учителя, и ученики ходили разгружать их. Перевозили на быках дрова к школе, сами учащиеся их пилили, а техничка уже топила печь». В это время в районе работало 3 детских дома, один из них - Ленинградский детский дом (для детей эвакуированных из блокадного Ленинграда).

Итоги учебно- воспитательной работы школ за первое полугодие за 1943- 44 учебный год рассматривались на XI сессии Каргатского районного совета депутатов трудящихся. В докладе заведующего отделом народного образования Михайлиной было сказано следующее: «В условиях войны с фашистскими захватчиками школа призвана укреплять мощь страны, готовить новую смену пламенных патриотов. Поколение прошедшее советскую школу показывают чудеса героизма на фронте».

В районе работали три средних школы (КСШ№1 , Суминская, Кольцовская), 10 неполных средних, 73 начальных. Закон о всеобуче не выполнялся. Должно было обучаться в 1-4 классах 4195 человек- обучалось 4107 человек. Обучение переростков 14-15 лет (169 человек) было не организовано, так как все они работали в колхозах и на предприятиях. Из 8-10 классов выбыло 15 учащихся, часть из них мобилизовано в армию. Главными причинами не выполнения закона о всеобуче в докладе начальника РАЙОНО названы: безответственное отношение председателей сельсовета к организации всеобуча; в школах холод, грязь, отсутствие уюта, не оказана помощь нуждающимся детям фронтовиков; не проводится работа с родителями, не посылающими детей в школу.

В решениях сессии депутатов сказано, что школы и отдел образования должны в первую очередь обратить внимание на следующие проблемы: качество обучения во многих школах неудовлетворительное, слабая подготовка части учителей, недостаточный контроль за работой учителей со стороны руководителей школ, учащиеся не обеспечены тетрадями, учебниками, канцелярскими товарами. Вместе с тем в это время проводилась большая работа по внедрению «Правил для учащихся» (20 правил).

В послевоенные годы школы Каргатского района испытывали много трудностей. Условия обучения мало отличались от условий военного времени. Проблемы были с преподаванием отдельных предметов, например, иностранный язык, музыка. Но требования к учителям и школам были высокие, в отчетах начальников РАЙОНО отмечается каждая мелочь, каждый просчет учителя.

Из отчета РАЙОНО за 1946-1947г. В районе работало: начальных школ – 79, семилетних – 10, средних-1. Всего учащихся 5197.

Школы решали следующие задачи: выполнение закона о всеобщем обязательном образовании, борьба с второгодничеством и его причинами, повышение идейно-политической направленности и целеустремленности образования, улучшение руководства работой комсомольских, пионерских и ученических организаций.

Не явилось в школы 1 сентября 167 человек. Учителя проводили беседы с родителями учащихся и многие дети пришли в школу. В те годы очень много ребят выбывало в течение учебного года. Отсев за 1946- 1947 год составил 1368 человек. Причины отсева: выезд с родителями -889чел., выезд в учебные заведения (ФЗО)-46, отсутствие одежды и обуви – 196, отдаленность от школы – 39, работа на предприятиях и в колхозах-44, домашняя работа – 18, длительная болезнь-117, исключение из школы – 17. Не обучалось на конец года 335 человек. Второгодников 776 . Из 767 второгодников обучающихся в этом году 74 остались на третий год обучения, а 83 не обучались вовсе.

Педагогические кадры имели не очень высокую квалификацию. Всего учителей было 265 из них женщин 205. Высшее образование имели 6 человек, учительский институт окончили 9, среднее педагогическое – 120, общее среднее – 22, незаконченное среднее 108 (учатся заочно только 60 человек). В 5-10 классах работало 63 учителя, по образованию соответствовало только 16. Анализируя работу по классам, специалисты РАЙОНО увидели много недостатков в работе учителей. Называются конкретные школы и учителя.

Недостатки: неправильное комплектование классов, букварь Воскресенской труден для детей сельских школ, по грамматике учебники разных авторов, учителя не владеют методикой, слабый кругозор детей (не знают, что такое паровоз, двухэтажный дом, электричество). Продолжилась работа с « Правилами для учащихся». Во многих школах пункты правил поведения записаны, объяснены и заучены наизусть. По некоторым пунктам показывалось учителем практически, как следует их выполнять. Особенно трудно учащимся было привить снимать шапки в зданиях школы, это объясняется тем, что в некоторых школах было холодно.

Школьники привлекались к трудовой деятельности. Учащиеся собирали золу для удобрения колхозных полей, картофель, свеклу, колоски.

Для проведения выпускных экзаменов в 4-х классах было создано 33 экзаменационных комиссии. Многие учащиеся к экзаменам оказались не готовы (Михайловская, Сорокамышенская, Дегтярская, Барановская, Усть-Суминская школы). Учащиеся Михайловской школы пришли на экзамен без ручек и чернил, очень шумно себя вели, не обращали внимания на замечания комиссии, не умеют составлять план изложения, плохая каллиграфия.

Причины плохой подготовки к экзаменам: дети писали в тетрадях без косых линеек, парты не соответствовали росту, по 3-4 человека на двухместных партах, холодно в школе, отсутствие методической литературы, недобросовестное отношение учеников, отсутствие помощи со стороны методкабинета.

Хорошие результаты экзаменов в школе имени Луначарского, имени Крупской, Миргородской, Щедровитовской, Петроградской и других. Особенно плохо в нерусских школах. В Кир –Чулымской нет учебников, программ, наглядных пособий. Учатся по учебникам 1935 года. В татарских школах дети плохо говорят и пишут по-русски. В сельских школах, в отличие от районного центра, учащиеся несравненно лучше выполняют правила поведения для учащихся. Учащиеся школ центра больше являются свидетелями плохих поступков взрослых.

В школах райцентра, особенно в средней, нет нормальных условий для работы (холод, 3 смены). Трудности возникали с преподаванием иностранного языка. Из 10 семилетних школ района немецкий язык преподавался в 6 школах, и в одной Кольцовской школе – английский язык. Все школы, кроме Кольцовской, имели преподавателей не специалистов.

Большое внимание уделялось физвоспитанию школьников. С 1 по 7 класс мальчики и девочки занимались вместе. С 8 по 10 класс отдельно. Большинство учащихся с хорошим состоянием здоровья и хорошим физическим развитием. В районе 4 школьных физкультурных коллектива:

Каргатская средняя школа – 91 человек, Миргородская 7-летняя – 44, Суминская 7-летняя -36, Маршанская 7-летняя -31. В Верх-Каргатской школе секции гиревого спорта, бокса, акробатики. В других школах секции не работали. Значкистов БГТО ГТО в КСШ -85, Миргородской – 39. Гимнастика до занятий и физкультминутки не проводились ни в одной школе. В районных соревнованиях участвуют только учащиеся КСШ. Спортплощадки в 6 школах. Гимнастические залы в 2. Тира нет. 10 военруков, только 1 с образованием.

Программы по музыке и пению не выполнены, учителя не подготовлены. Песенный репертуар низкопробный. Зачастую учителя поют с учащимися те песни, которые они знают, а не те, которые указывает программа. Только в КСШ пение преподается правильно, есть преподаватель Книга Тимофей Александрович. Необходима подготовка учителей физвоспитания и пения.

50-е годы. На этот период в Каргатском районе было 77 школ, из них начальных-59, семилетних- 17, средних- 4(1 железнодорожная), в которых фактически обучалось- 4956 человек. В связи с открытием в Каргате школы механизации сельского хозяйства, 62 учащихся 6-8 классов ушли учиться в нее. Учительские кадры были со следующими характеристиками: с высшим образованием- 34, незаконченное высшее- 62, со среднем педагогическим- 150, с общим средним- 60, не имеющие среднего образования- 5.

Выполнение всеобуча: 24 родителя привлечены к административной ответственности за отказ обучать своих детей (1959г.); остронуждающимся детям было выделено 150 пар валенок; в районе открыто 8 интернатов (накопляемость интернатов большая, санитарное состояние неудовлетворительное, питание индивидуальное); были случаи, когда дети ходили в школу за 15-30 километров пешком.

В 76 школах закон о всеобуче не выполнен. Успеваемость в 1959-60 гг. составила 89,5%. Оставлено на второй год 286 учащихся. Главная задача школ: формирование идейного отношения к труду, как первой основной обязанности, членов коммунистического общества. Создаются пришкольно-опытные участки, на которых выращиваются кукуруза, картофель, свекла, капуста, пшеница, овес, ячмень, томаты. Во всех семилетних и средних школах района имеются свои кролиководческие фермы, а в Кольцовской восьмилетней - кролиководческий совхоз. Пионеры выращивают: кур, уток, индеек, гусей.

Мы просматривали газеты с целью найти какие-нибудь статьи или заметки, в которых сообщается о реализации реформы. Нашли статью, которая называлась так: «Будем выращивать птицу». Обращение к школьникам района единодушно принято на собрании учащихся Каргатской средней школы: «По всей стране развернулась борьба за выполнение грандиозных планов семилетки, за то, что бы страна получила в изобилии молока, мяса, масла, зерна. Весной возьмем на выращивание цыплят, и каждый школьник вырастит к осени и сдаст государству 5 курочек.

Всем коллективом школы мы вырастим и продадим государству 3000 штук птицы. В нашем районе тысячи школьников. Если каждый из нас вырастит только по 5 курочек, в общем, получается десятки тонн прекрасного мяса. Школьники, октябрята, пионеры, комсомольцы, следуйте нашему примеру. Будем соревноваться за лучшее выращивание птицы!». В следующих номерах газеты мы нашли критику в адрес ребят первой школы: «Обязательство взяли, а курочек не вырастили».

Большое внимание уделяется введению самообслуживания. Ученики мыли пол, парты, панели, двери, рамы, стены, цветы. Наводили порядок в школьных дворах. Считалось, что учащиеся чувствовали себя хозяевами, стали более бережными, аккуратными. В докладе РАЙОНО сказано, что ученики с желанием работали и родители одобряли нововведение. Самообслуживание в школах, не только приучало детей к выполнению работ, по поддержанию чистоты и порядка, но приучало их к аккуратности, повышало их общую культуру.

В школах проходило много сборов, походов, вечеров, фестивалей, спортивных состязаний, высадка деревьев, но не в одной школе не изучается азбука Морзе и флажковая организация (нет специалистов). Слаборазвито техническое моделирование (нет специалистов). Особое место уделялось антирелигиозной пропаганде на уроках, специальных вечерах с демонстрацией опытов, беседах на темы: «Вред религии», «Гром и молния», Сон и сновидение», «Религия- враг народа».

60-е годы. На 1 сентября 1964г. в районе 124 школы: 10 средних (5 738 чел), 33 восьмилетних (6 133 чел), 81 начальных (3 161 чел). Все школы располагают учебными мастерскими, которые обеспечены необходимым оборудованием. Площадь мастерских в большинстве школ не соответствует требованиям.

Горячее питание в школах организовано неудовлетворительно. 25 буфетов. В начальных школах буфетов нет. В имеющихся буфетах продаются пряники, конфеты, печенья. В Каргате в буфетах булочки и пирожки. Буфетчицы носят их в школу вручную. Из горячего питания чай, кисель, компот, кофе в школах КСШ, Миргородской, имени Горького, Алабугинской, Озерской.

Строятся новые здания школ: Пешковская 8-летняя, имени Луначарского, В-Каргатская, Каргатская 8-летняя, Мусинский интернат, Орловский интернат и др.

При школах 26 интернатов, в которых проживают 917 учащихся. Еще нуждаются в интернатах 650 детей. Санитарное состояние удовлетворительное, но нормы не выдерживаются, так как большая потребность в местах. Из 26 интернатов комнат для подготовки уроков имеют только 4 (Мусинский, Суминский, Убинский, Кольцовский), в остальных уроки готовят в столовых и спальнях. Все дети при поступлении прошли медосмотр. В интернатах имеется режим дня, расписание уроков, 3-х разовое горячее питание. Все интернаты обеспечены кадрами. Из 30 воспитателей со средним образованием 19. В район требуется учителей в 5-11 классы -72 человека, в начальные -15.

В средних школах осуществлялось обучение по следующим специальностям: животноводы, механизаторы, швеи, продавцы, агрохимические лаборанты, учителя начальных классов, пионервожатые, каменщики.

70- е годы. В районе из года в год идет укрупнение школ. В 1975-1976 учебном году средних школ – 10, восьмилетних-15, начальных -17 (закрыты Ленская, Москвинская, Воздвиженская, Уфимская начальные, Миргородская 8-летняя; Первотроицкая реорганизована в среднюю). В 42 школах обучаются 4570 человек. Работает 354 учителя и 40 воспитателей. С высшим образованием 143 учителя (40%), заочно учатся 39 человек. Директора средних и восьмилетних школ имеют высшее образование.

Успеваемость 98%, второгодников 61. 32 группы продленного дня, их посещают 1179 уч-ся. Большая текучесть кадров( нет жилья). Остро стоит вопрос с горячим питанием, не организовано должным образом в большинстве школ. В 9-10 кл. учащиеся обучаются практической езде (девочки и мальчики). Марки тракторов МТЗ-50, ДТ -75, ДТ -40. Есть свои трактора в Озерской, Маршанской, Суминской школах. Остальные пользуются совхозной техникой. Работают 4 часа в день.

Информация о трудоустройстве выпускников в 1975-1976г.: всего окончили школу -315, поступили в вузы – 68, из них в педагогический – 17, средние УЗ – 89, ПТУ-90, другие учебные заведения – 29, призваны в армию – 2, поступило на работу в с/х 18, поступило на работу в строительство – 3, в промышленность – 6, в сферу обслуживания – 7 человек.

Школьники участвовали в летних практических работах: ученические производственные бригады в колхозах и совхозах – 12, лагеря труда и отдыха – 3, школьные лесничества – 3, отряды по благоустройству и озеленению – 26, ремонтные бригады – 15. Активно развивается местный туризм. Количество туристических путешествий – 74, в том числе до 3-х дней – 26. Численность детей, принявших участие – 1413.

Постепенно в районе начинают проводиться различные конкурсы и олимпиады. Так мы встретили упоминание о ежегодном смотре интернатов, физико-математической олимпиаде, районном смотре «Юные техники народному хозяйству». Реформа по созданию политехнической школы и укреплению связи школы с жизнью имела свои достоинства и недостатки. С одной стороны детей приучали к труду, давали в школе профессию. С другой стороны учащиеся меньше изучали основы наук, ограничена была их свобода выбора. Самообслуживание в школах сохранялось на протяжении нескольких десятилетий. Материально-техническая база школ неуклонно улучшалась.

80-е годы. В 1980-1981 учебном году всего школ- 36, начальных- 12, восьмилетних -14, средних- 10. Всего учащихся- 3443 человек. Учителей- 341. Во всех школах определены сроки поэтапного перехода на обучение с 6-летнего возраста. Обучение детей с 6-ти летнего возраста началось с 1 сентября 1986 года. В 11 средних школах велась углубленная трудовая подготовка по профилям: тракторист – 115 человек, мастера машинного доения – 145, шоферы – 44, швея-33, продавцы-18, штукатуры-маляры – 25, птичницы – 11, наборщики типографии – 2. Всего 311 человек.

В общественно-полезный производственный труд в учебное и внеучебное время вовлечены все учащиеся 9-10. Один день в неделю все старшеклассники работали на производстве (промкомбинат, маслозавод, пластмассовый цех, сельхоз предприятия). Проводились районные конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям: юный садовод, овощевод, полевод, пахари-механизаторы, мастера машинного доения.

90-е годы. Сложное время для системы образования района. Первая половина 90-х – выживание. Сократилось государственное финансирование, не выплачивалась зарплата учителям по полгода или выплачивалась продуктами и вещами. В школах района начались учительские забастовки. Так учителя КСШ №1 бастовали месяц.

Многие хорошие педагоги в поисках заработка уходили из школ. Разрушалась материальная база. Например, в КСШ №1 оказалась заброшена теплица, в которой ребята обучались сельскохозяйственному труду не одно десятилетие. Прекратилось обучение профессиям. Образование переживало кризис, как и вся страна. Ежегодно увеличивается количество учащихся выпускников освобожденных от итоговой аттестации. Основной диагноз- заболевание нервной системы и сосудов. В учебные планы школ прочно вошли предметы- экономика, информатика.

Даже в 1998-1999 г. начальник РАЙОНО в своем докладе на августовском совещании учителей ставит задачи: социально- педагогичная поддержка детей, ОУ, учителей в условиях экономической нестабильности, обновление содержания образования, завершение лицензирования ОУ и аттестации руководителей. На первом месте – социальная поддержка.

Всего в конце 90-х годов в районе 35 ОУ, обучалось 3783 учащихся, 47 оставленных на 2-ой год. Не явилось в школу 1 сентября 46 учащихся. 36 возвращены усилиями педагогов. Причины неявки детей: безответственность родителей, нежелание учиться, материальные трудности семьи. Для подвоза детей задействовано: 5 автомобилей сельскохозяйственных предприятий, 2 автомобиля АТП, 2 приспособленные машины. Подвоз учащихся осуществляется по 20 постоянным маршрутам. 48% учащихся охвачены горячим питанием (в 1997- 98г- 44%)

Продолжается обновление содержания образования: переход на программу 1-4 в начальной школе, внедрение регионального компонента (История Сибири, география), ведение новых курсов «Вокруг тебя мир», МХК, 5 классов компенсирующего обучения. Не прошли районные олимпиады из-за финансовых проблем.

В рассматриваемый исторический период (20-90-е гг.) система образования Каргатского района прошла период становления, развития, реформирования. Она менялась в соответствии с требованиями государства и решала проблемы, типичные для большинства школ нашей страны.

Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 19 Августа 2017

Отправитель: Дегтярева Ольга

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...