НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Болотнинский народный театр и его режиссёр Любовь Афанасьевская

Наш родной город не поражает воображение приезжих. Он, как золушка, скромен, застенчив и мил. Поля, перелески, болота, озёра…. Но для нас, как для героини нашего повествования, нет на всей большой земле места роднее и ближе. Наш рассказ будет о человеке, для которого нет ни праздников, ни выходных. Не знает она ни сна, ни отдыха, находясь в постоянном творческом поиске. Её сердце всегда широко распахнуто навстречу людям. Любовь Емельяновна Афанасьевская – это тот человек, которому удалось на всю жизнь сохранить в своей душе энтузиазм и творческий потенциал.

Родилась Любовь Емельяновна в далёком 1930 году на Дальнем Востоке. Семья была большая. Четверо детей: три сестрёнки и брат. Мама Любовь Емельяновны занималась домашними делами и воспитанием детей. Отец и старший брат работали на телеграфе. У них была счастливая, дружная семья. Но наступил страшный и жестокий 1937 г. Период репрессий. Не обошло всё это стороной и семью нашей героини. Отец Любови Емельяновны был арестован и приговорён к расстрелу.

После этого страшного события семье жилось несладко. Погоревав, мать собрала детей и в 1938г. переехала в небольшое сибирское село Болотнинское. Неласково встретила их Сибирь, страшной метелью и пургой. Мама, оставив детей на вокзале, пошла, искать квартиру, где семья смогла бы жить. Поиски увенчались успехом, она нашла домик недалеко от железной дороги. Там и поселились.

Трудно было найти работу старшей сестре. Сильно мешало клеймо - дочь «врага народа». Но удача ей «улыбнулась». Она устроилась в контору ОРСа НОТ -3 и проработала там много лет бухгалтером.

Сама Люба пошла учится в школу №21 в 1939г. Но опять грянула страшная беда, наступило лето 1941 года, оно принесло страшную весть о начале войны. В селе Болотнинском 1 июня 1942 г. в школе № 21 разместили эвакогоспиталь № 3621. Работе госпиталя уделялось большое внимание со стороны всех жителей района. Ребятишки часто посещали госпиталь, давали концерты для раненых фронтовиков. Когда медработники делали перевязки, дети помогали им, чем могли. Собирали льняные тряпочки и приносили их в госпиталь. Вязали носочки, собирали посылки. Учащиеся школы № 21 собирали деньги – на танк и металлолом – на паровоз «Школьник 12- ФД». Также хоронили умерших солдат, летом ухаживали за могилами.

Жизнь во время войны была очень тяжелой. Хлеба давали мало, а делить его надо было на целые сутки. Некоторые семьи жили бедно, особенно большие. Но мама Любовь Емельяновны старалась, чтобы детям хватало бы картошки. Для этого семья самостоятельно расчищала поле, выкорчёвывали берёзки и садили этот «второй хлеб», собирали на полях мороженные овощи. Ели всё – варили суп из крапивы и лебеды – только бы выжить.

Особенно любили слушать последние новости. Время шло и вот наступил долгожданный день – День Победы – 9 мая 1945г. Все кричали: «Победа! Победа!», обнимались и поздравляли друг друга.

Несмотря на тяжести военных лет, в городе Болотное (в 1943г селу был присвоен статус города) была развита художественная самодеятельность и создан драматический кружок. Пришли сюда несколько юных энтузиастов и среди них героиня нашего рассказа Любовь Афанасьевская. Именно с этого небольшого кружка и берёт начало родословная Болотнинского Народного театра.

О своём рождении в 1964 году театр заявил спектаклем «Таня» по пьесе А.Арбузова. Это было большим событием для небольшого сибирского городка. Потом были «Лунная соната» А.Тур и «Снежная королева» Е.Шварца, «Барабанщица» А.Салынского. Менялся состав труппы, но Люба оставалась верна театру. У неё на глазах прошла вся история театра. И как результат этого бессменного служения сцене – большое исполнительское мастерство, высокая сценическая культура.

Не каждому дано на сцене найти своё призвание, зачастую одного энтузиазма недостаточно. И тут первым и главным, кто определяет дальнейшую судьбу новичка, сделает правильный отбор, является режиссёр. С 1968 года по 1972 год режиссёром народного театра является Любовь Емельяновна.

Режиссёр — самый главный человек в театре. Режиссёрская деятельность в народном театре при всей схожести с профессиональным театром имеет свои специфические особенности. На сцену самодеятельного театра приходят люди в большинстве своём совершенно не искушённые в работе театра, не представляющие всей сложности, движимые одним желанием. Умение правильно угадать человеческую и актёрскую индивидуальность, способность полнее передать будущему актёру сценические навыки – это необходимые для настоящего режиссера – педагога качества определяют в конечном итоге творческое лицо театра. Любовь Емельяновна по праву носила звание режиссера народного театра.

Подлинную привязанность к театру прививала Любовь Емельяновна всем, кто решил связать жизнь со сценой. Режиссерским её дебютом явился спектакль «Барабанщица» А. Салынского, поставленный в 1965 году. Художником этого спектакля был Ю.Ф. Лобачев. Помогала работать над этим спектаклем актриса Новосибирского драматического театра «Красный факел» Покидченко. Спектакль выдержал 17 испытаний на сцене и пользовался постоянным успехом у зрителей. На областном конкурсе самодеятельных театров, посвящённом 50-летию Советской власти в 1967 году был удостоен диплома 1-й степени, Л.Е. Афанасьевская – награды за лучшую режиссуру, получила награду и В. Астапенко – работница швейной фабрики, исполнительница роли Нилы Снижко.

К своему пятилетнему юбилею театр сдал свою очередную работу спектакль «Любовь Яровая». Взявшись за постановку театр, знал, что его ждут большие трудности, сложны образы героев, в пьесе много действующих лиц, ограничены возможности сцены районного Дома Культуры. Но трудности оказались преодолимы. «Спектакль волнует зрителя. Принимает горячо. Образы Любови Яровой, Кошкина, полковника Малинина, Дуньки убедительны и правдивы». Прекрасно сыграли актёры: В.А. Ломоносова, В.С. Вяткин, В.И. Высоцкий, С.С. Савельева.

К 1969 году театр поставил уже девять спектаклей, сыграли их более 80 раз на сценах районного дома культуры и сельских клубов. Посмотрели спектакли около 30 тысяч человек.

Сезон 1970 – 1971 гг. новая творческая победа актёров театра – спектакль «С лёгким паром» по одноимённой комедии Э. Брагинского, который болотнинцы смогли увидеть на сцене районного Дома Культуры накануне нового года. В день премьеры 18 декабря 1970 года, и в последующие дни, когда шёл спектакль зрительный зал был переполнен. Очень хорошо справились со своими ролями Э.И. Горбачёва, В.А. Черемисин, Н.А. Сарычева, С.С. Савельева, Л.З. Горбачёв, В.П. Кубанов, А. Сафронов, В.А. Лебедев.

Любовь Емельяновна совмещала работу в театре с обучением в Московском институте культуры. Для своей дипломной работы она выбрала пьесу Корнейчука «Память сердца» и 1 апреля 1972 года состоялась премьера спектакля. Это был серьёзный экзамен не только для режиссёра, но и для всех участников. Ведь постановка нового спектакля – это большой творческий труд всего коллектива.

Представители Московского института культуры дали высокую оценку своей выпускнице. Новую работу театр посвятил 50-летию образования СССР. В Новосибирской области в марте – апреле проходил смотр Народных театров. В смотре приняли участие 13 коллективов. Главной его темой стала тема мужества и героизма. Болотнинцы показали спектакль «Память сердца» А. Корнейчука. Исполнитель роли Антонио Террачини В. Черемисин признан Лауреатом смотра. Болотнинский театр вошёл в число лучших театров Новосибирской области.

Болотнинский Народный театр – это был коллектив людей, увлечённых одной страстью. В составе труппы были люди разных профессий и поколений. Коллектив постоянно пополнялся новыми силами. Особенно много желающих среди школьников и студентов Болотнинского педагогического училища. По решению художественного совета при театре в 1968-1969 годах была организованна молодёжная драматическая студия. К этому времени театральная труппа насчитывала 40 человек и нуждалась в пополнении. Необходимость ее создания была вызвана большим притоком желающих прийти на сцену, в основном из молодежи.

В студии изучались основные элементы актерского мастерства, проводились практические занятия, беседы о законах сценического искусства. Занятия в студии велись по специально разработанной программе. Курс рассчитан на два года, четыре семестра. В течение первого семестра молодёжь изучала теоретические и практические основные элементы актёрского мастерства по первой части системы К.С. Станиславского. Много часов отводилось на практические этюдные упражнения. Занятия по сценической речи предусматривали разделы: орфоэпию, технику речи, принципы работы над художественными произведениями различных жанров. Знакомили с историей русского театра.

Во втором семестре молодёжь работала над отрывками из многоактных пьес, знакомилась со второй частью системы Станиславского К.С.: «Работа над образом – ролью». В третьем и четвёртом семестрах – практическая работа над многоактными спектаклями. Студийцев знакомили с правилами применения театрального грима. Вся учебно-воспитательная работа проводилась в рабочем порядке – на репетициях и спектаклях. Темы бесед самые разнообразные: «О системе Станиславского», «Станиславский об искусстве перевоплощения актёра в образ», «Анализ пьесы и роли».

Окончившим студию выдавались удостоверения. Желающих обучаться в студии было очень много. В мае 1968 года был объявлен первый набор в студию. В конкурсе приняли участие более 100 человек, приняли в студию всего 20 членов и 4 кандидата. Занятия начались 1 сентября. Со студентами этой студии был поставлен спектакль по пьесе И. Эвальда «Отважное сердце». Успешно окончившие учебу, вливались в состав основной труппы.

У театра и его режиссёра всегда было много проблем. Подобрать репертуар, правильно распределить роли. На репетициях всегда сохранялась обстановка высокой требовательности и доброжелательности. Участники труппы приходили прямо с работы, после трудового дня, каждый со своим настроением, и Любовь Емельяновна с умным и добрым тактом педагога умела «переключить» их на другую «волну», пробудить творческий настрой.

За время своей работы Любовь Емельяновна старалась организовать работу народного университета. Там было несколько отделений: музыкальное, педагогическое, литературное, изобразительное искусство. Возглавлял его Егоров Леонид Устинович. На занятиях в определённые дни учащиеся старших классов и другие жители нашего города узнавали много нового и интересного.

С 1972 года по 1986 год Любовь Емельяновна работала заведующей районным отделом культуры. При её активном участии проводились различные фестивали. Дни культуры. В эти дни приглашались коллективы театра «Красный факел», Театра музкомедии, театра оперы и балета из г. Новосибирска. Также из Новосибирска приезжали художники и проводили выставки своих работ. В эти же годы пять коллективов художественной самодеятельности получили звание «народный»: хор дома культуры, хор ветеранов войны и труда. Танцевальный ансамбль «Радуга», Вокально-инструментальный ансамбль «Каравелла» и вокальная группа «Сибиринка».

За время работы Любовь Емельяновна ставила своей задачей привлечь как можно больше взрослых и детей в кружки художественной самодеятельности. Первые репетиции хора ветеранов проходили в библиотеке. Вначале он состоял из 15 человек, но постепенно, благодаря энтузиазму Любовь Емельяновны стал насчитывать 40 человек. После того. Как открыли новый Дом Культуры, хор стал заниматься в новом здании, приобрёл свой кабинет.

Не только искусством интересовалась наша героиня. Она активно участвовала в общественной жизни города. 12 раз избиралась депутатом городского и районного Советов. При её непосредственном участии в 1980 году к 35-летию Великой Победы было принято решение об установлении камня на том месте, где позже был, воздвигнут памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1955 году решением седьмой сессии городского Совета за большой вклад в развитие нашего города Л.Е. Афанасьевской присвоено звание «Почётный житель города Болотное». Но звания и награды это всё-таки не самое главное для человека, всей душой любящего свою работу.

К концу 80-х годов происходит спад любительского театрального творчества, снижается количество участников. Уровень работы уже не устраивал зрителей. Сократилось число премьер. Пропадало стремление к экспериментам, к нестандартным решениям, пропадал тот творческий запал 60-х и 70-х, который обеспечивал любительским театрам успех и популярность. Можно сказать, что любительское театральное творчество приближалось к кризисной черте. В это время при Народном театре была открыта детская театральная студия. Поставлен спектакль «Лисёнок – плут».

В 90-е годы вместе с политическим и социально-экономическим кризисом произошел кризис культуры, который затронул и любительский театр. В 1994 году заключительной работой стал спектакль «Стихийное бедствие».

И сейчас Любовь Емельяновна не может оставаться в стороне от жизни города, а принимает в ней самое активное участие.

Сибирь известна своими величественными просторами, богатыми ресурсами, суровым климатом, но, прежде всего прекрасными, замечательными людьми. Великое счастье – знать таких людей, разговаривать с ними, всматриваться в бездонную глубь души человеческой, прослеживать картины жизни, сменяющие друг друга и видеть ни с чем несравнимый блеск глаз в минуты воспоминаний, которые милы и приятны, а также очень дороги.

Узнав Любовь Емельяновну, мы убедились в существовании человеческих идеалов. Она заряжает всех окружающих неистощимой энергией, жаждой жизни, стремлением прийти на помощь. От общения с такими людьми жизнь кажется прекраснее. В её душе всю жизнь горел неугасимый огонь творчества, который позволил ей дарить радость другим людям, сделать жизнь в провинции хоть чуть – чуть ярче и счастливее.


Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 06 Августа 2017

Отправитель: Лариса Карпова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...