НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Учитель-ветеран Григорий Норкин защитил Ленинград

В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с рабочими и крестьянами многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину.
Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя.

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: “Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать».

Я хочу рассказать вам о Нюркине Григории Павловиче. Родился Григорий Павлович 31 декабря 1921г. В армию был призван 25 ноября 1939г. Чановским РВК. Служил ВМФ с 1939г. по 1947г. Воинское звание: старшина 1ст., командир отряда радистов. Демобилизовался 15 апреля 1947г. Сразу в РОНО и с 15 августа он был принят на работу учителем математики, физики в Чановский с/з. Работал директором школы в Отреченском с/з. В 1955г. направили работать в Зем-Заимскую среднюю школу учителем физики, а с 1969г. стал руководить школой.

В годы войны Григорию Павловичу пришлось защищать Ленинград с моря. Он сам видел, какие трудности пришлось пережить жителям осажденного Ленинграда. Моряки, как могли, помогали ленинградцам выстоять и победить врага. В музее школы есть воспоминания Григория Павловича о том страшном для страны времени.

Есть в Финском заливе остров Соммерс. Это небольшой остров, который играл важное значение и для финнов и для нас. Был сильно укреплен финнами, на нем находились зенитные установки, дальнобойные пушки, минометы. И там весь Балтийский флот был парализован этой блокадой. В море стояли подводные лодки, торпедные катера, сторожевые катера, тральщики. Этот остров был весь гранитный, на нем не было никакой растительности. Враг крепко укрепился в этом граните, и с воздуха его нельзя было взять бомбами, взрываются, но поражений никаких, а подходы были все заминированы и обстреливались финнами.

С этого острова финны контролировали проход из Балтийского моря в Кронштадт и из Кронштадта в Балтийское море. И тогда наше командование поставило перед флотом задачу: любой ценой нанести на карту огневые точки врага. Карта острова была сделана, только надо было нанести огневые точки. Это важно было для высадки морского десанта. Для выявления огневых точек был послан катер СК-37 с представителями на борту от штаба флота, которые должны были нанести все огневые точки на карту. Командиром катера был лейтенант Шарапов.

Катер подходил к острову на полной скорости с южной стороны до тех пор, пока враг не открыл огонь. Потом катер ходил вдоль острова, маневрируя, изменяя скорость, не давая врагу сделать корректировку для прямой стрельбы по катеру. И так наш катер подошел к острову на расстояние одного-двух километров. Враг рассвирепел, что наш катер подошел так близко и курсирует мимо них, тогда они открыли огонь из всех своих огневых точек: из пушек, минометов, пулеметов - по этим вспышкам представители наносили на карту огневые точки.

В это время катер сделал дымовую завесу и открыл тоже огонь, чтобы выявить остальные огневые точки. Задание было выполнено, огневые точки были нанесены, а катер вернулся целым и невредимым, не было ни раненых и ни убитых. За эту операцию почти весь личный состав был награжден. Лейтенант Шарапов был награжден орденом Красной Звезды, а Григорий Павлович орденом Великой Отечественной войны.

Учителя-фронтовики – особая когорта русских педагогов. Это яркие, талантливые, чуткие люди, нетривиально мыслящие специалисты, общение с которыми оставило глубокий след в душах их учеников. Неудивительно, что их тепло и с радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, учился у них. Сохранение памяти об учителях, прошедших Великую Отечественную, изучение их наследия – актуальнейшая задача, потому что сохраненные знания обогащают последующие поколения. Педагогическая деятельность учителей-фронтовиков явилась продолжением их воинских подвигов.


Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 24 Июня 2017

Отправитель: Светлана Вагнер

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...