НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Пасхальные традиции села Бергуль

Празднование церковных праздников для староверов нашего села Бергуль, было неотъемлемой частью их жизни. Каждый праздник имел отличительные особенности. И к каждому из них готовились тщательно, потому что верили в правильность своих действий. Старообрядцы, в отличие, от "никониан" ("никонианами" они называют, принявших реформу Патриарха Никона в XVII веке), четко поняли одну важную вещь.

Бергульцы сохраняли свои традиции, передовая из поколения в поколение. «Следы» традиций празднования некоторых церковных праздников сохранились до наших дней. И сегодня мы, как и раньше отмечем рождество, крещение, масленицу, пасху, троицу и другие излюбленные нами праздники. Но уже мало осталось глубоко верующих людей, тех, кто соблюдает Великий пост, как неотъемлемую часть многих из праздников. И утеряна ещё одна главная особенность это единение людей.

Раньше люди верили нужно держаться друг за друга, нужно помогать друг другу всем миром и тогда всем миром и проблемы решатся. И также всем селом отмечали праздники. И не только своим селом, но и ходили в соседние кержатские деревни Платоновку, Макаровку и другие. Конечно, давно эти традиции утеряны, да и деревень многих нет уже. Но мы помним, что-то чтим, сохраняем и передаем подрастающему поколению.

Об одном из любимых праздников бергульцев мне хотелось рассказать подробнее. Это Пасха.

Пасха— подвижный праздник, он совершается каждый год в разное время. От времени Пасхи зависят и прочие подвижные праздники: Вербное воскресенье, Вознесение, Пятидесятница и другие. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!».

Готовились к ней заранее. В дореволюционный период семинедельный Великий пост соблюдался строго: семь недель не ели ни мясо, ни молоко, ни яиц, ни рыбы. Старожилы нашего села вспоминают детские годы: « Начинался Великий пост, все мясное, молочное и яйца убирали в сарай. И мама говорила большой грех кушать это. Но мы раз не послушались, залезли с сестрой в сарай и наелись мяса»(Записано со слов жительницы села Бергуль, Северного района, Новосибирской области Беловой Ксении Винальевны, 1926 г.р)

На Благовещение 7 апреля разрешалось, есть рыбу вареную или жареную на постном масле.

У староверов было правило поститься. И для всех оно едино. Только детям до трех лет разрешалось давать в пищу молочные продукты. Употребляли в пищу постные блюда «солодуху» с картошкой, «толокно», кулагу, «полевку» и другие. О также варили овсяной кисель.

В пост не пели песни, читали духовные стихи такие как «Ах, вы голуби…», «Во огороде стрекаменька жегливая…» и другие

За неделю до пасхи в вербное воскресенье собирали вербные веточки и ставили их на полку над «Божничкой». В моей семье, есть обычай украшать вербные веточки бантиками, цветочками. Это было обязательным условием. В некоторых семьях украшали бантиками из гофрированной бумаги. Меня учила моя бабушка Ксения Никифоровна.

Украшения мы крутили из разноцветных фантиков от конфет и ниткой привязывали к веточке. Получался нарядный букет. Эти вербные веточки хранились у иконки. « Хранили вербу до сих пор, пока скотина в поле не пойдет. Как только выпускали, то обязательно этой веточкой провожали её, чтоб не болела скотина»(Записано со слов жительницы села Бергуль, Северного района, Новосибирской области Бойко Лукерьи Иннокентьевны, 1947г.р.). Данные обычай соблюдают в нашем селе, и посей день.

Перед наступлением святого праздника в «чистый четверг» тщательно мыли все в избе. Намывали полы, натирали до блеска домашнюю утварь. Все должно было быть готовым к празднику. В субботу у хозяйки было много работы, сначала месили тесто для праздничного хлеба и пекли его. Затем красили яйца в березовой листве или луковой шелухе. В одном и другом случае получался коричневый цвет. Еще один обычай подмеченный исследователями, от жительницы нашего села Бергуль Хритиньи Савельевны Голубцовой неизвестный в других этнографических группах, к празднику разбрасывали, или, по-местному, «расстилали», в жилом помещении «ковелую» (ржаную) солому.

А ещё нужно было вымыть в бане всех членов семьи к полудне. Старики говорили так: «Если будешь поздно мыться, к закату, то будешь не водой мыться, а кровью Иисуса Христа» (Записано со слов жительницы села Северное, Северного района, Новосибирской области Бобровой Ирины Савельевны, 1936 г.р.).

А как же в субботу голодали, разрешалось только после захода солнца постное съесть. Лукерье Иннокентьевне жительнице нашего села мама рассказывала: «Так есть хотелось, что я съела кусочек рыбы. И подавилась косточкой».

Затем готовились к походу в молельный дом. Всей семьей шли на службу, где обязательным условием было отстоять всю ночь. Моя мама рассказывала: «Когда попа в нашем селе не стало, умер батюшка Фокей, а молельный дом в тридцатых годах стали разрушать. Церковную службу на дому вела моя бабушка Анна Савельевна Столетова. В селе её все называли бабка «цокуниха». Часто в нашем доме собирали верующие, в Пасху всю ночь молились, а мы дети на печи лежали и слушали».

Некоторые информаторы отмечают, что выстаивали всю службу и дети. «Ходила с мамой к бабке Цокунихе. Мне лет 8 было. Мама стоит и я. После уже бабки говорят: «Лягте детки отдохните. А как станем Христа петь, вас разбуди. Но мы не спали, лежали, слушали. Начнут петь и мы поем и молимся и плачем. А по окончанию песнопения, перехрестившись, целовали Христа троекратно»(Записано со слов жительницы села Северное, Северного района, Новосибирской области Бобровой Ирины Савельевны, 1936 г.р.).
 
Целовать Христа разрешалось только целомудренным: детям, молодым девушкам и незамужним женщинам. После службы часов в пять утра шли домой. Взрослые справлялись по хозяйству, а дети ложились ненадолго спать. Потому что как только всходило солнце, все шли смотреть, как оно играет.

Затем ходили по селу славильщики, женщины и мужчины. Ходили компанией под гармонь «славить Христа». Ходили и дети от дома к дому. Уже третий год мы возрождаем этот обычай, ходим «славить Христа» с детьми, к сожалению, без музыкального сопровождения. Исполняем единственную пасхальную песню, которую знали наши бабушки и прабабушки привезенную из Белоруссии «Идем, брядем вдоль улицы…».

26 куплетов исполняется на улице, хозяйка если выходит и радушно встречает, приглашая в дом, то остальные 8 куплетов допевают в доме. После исполнения песни приветствовали друг друга словами «Христос воскресе!», а ответ «Воистину воскресе!». Хозяева угощали славильщиков яйцом и сладкой выпечкой. Волочебники, так еще называли славильщиков, обходили всё село, но заход считался обязательным в дома зажиточных крестьян и в те избы, в которых были девушки «на выданье».

Обязательный ритуал совершали верующие утром. «Клали к Богу» одно или несколько крашеных яиц, т.е. в Красный угол. Хранили яйцо в течение года. Люди верили, и сейчас верят, что если случиться пожар, необходимо с этим яйцом оббежать вокруг дома три раза, и огонь отступит. А также если болела скотина, то это яйцо тоже помогало.

На утреннюю трапезу собирается вся семья вместе, это мои воспоминания из детства. Главная за столом была бабушка Ксения. Она произносила главные слова «Христос воскресе» и после ответного слова «Воистину воскресе», (данную фразу произносили трижды) мы приступали к трапезе. Бабушка всегда говорила: «Во первой скушайте яичко, а затем уже за сладости принимайтесь». Яйцо съедали, разрезав пополам и положив на него кусочек сливочного масла. Также с маслом ели пасху, сладкий хлеб. Готовились также , холодец, омлет и многое другое. У кого, что было в дому, то и выставлялось на стол.

Были и такие угощения, далеко ушедшие из рациона нашего пасхального питания, это молоко «обливанное». Готовилось оно так. Во время Великого поста, отказываясь от молока, бережливые хозяйки творожила его, а за неделю до Пасхи кипятили молоко и заливали им творог. Хранили данный продукт в деревянных кадках в подполе. А во время пасхальной недели ели это блюдо со сладким хлебом.

И, конечно же, как и во все другие праздники, на пасху играли. Если пасха была ранняя, и ещё лежал снег, то молодежь устраивала массовые катания на лошадях. А если появились проталинки, то молодежь, детвора, да взрослые собирались на полянках. Надевали самые лучшие наряды. Одни пели песни, водили хороводы. Такие как «Заплетися плетень…», «Утка шла по бережку». Другие катали яйца. Для этого приготавливали деревянный лоток. Раскалывали пополам чурку и делали в ней ровочек. Данное приспособление ставят под наклоном и поочередно пускают яйца. Называли это действие и так «вкатывание в поле».

Смысл игры заключается в том, чтобы следующий игрок смог «чикнут», т.е. задеть своим скатившимся яйцом яйцо, находящееся в поле. Если это случилось то, игрок забирает яйцо. Были и такие игры с шаром, как «лапта», «в царя», « в лунки». Но это только часть игр, а сколько ушло из нашей жизни вместе с нашими предками. О многом не успели сказать нам они, а может, и рассказывали, но мы не предавали этому значения тогда. А сейчас мы цепляемся за каждое слово, стараемся как можно больше уделять времени для общения со старшим поколением.

Многое сохранил в своей светлой памяти воспоминаний о буднях и праздниках наших предков, житель нашего села, Алексей Логинович Старков. Вырос он в годы Великой Отечественной войны. В свои 76 он многое помнит, помнит как наяву. Не одна моя краеведческая работа не обходиться без его помощи. Он рад делится своими воспоминаниями о родных, земляках. Часто рассказывает о родителях, вот и в этой работе нельзя не упомянуть о них. Его родители Евдокия Семеновна и Логин Сергеевич сыграли свою свадьбу на Пасху. Это как один из примеров, что на праздники часто назначали данные торжества.

А еще молодые девушки гадали на судьбу. В ночь на Пасху загадывали сны, «суженный мой ряженый, приди ко мне наряженный». Считалось, что в пасхальные дни сны сбываются. А также гадали на различных предметах, валенках, крупах, дровах и при помощи петуха и курицы.

В первый и второй день не работали, а только лишь веселились. Вторник после пасхальной недели был днем памяти умерших родных, так называемый «родительский день». Раньше было принято в этот день поминать дома усопших родных и раздавать яички и выпечку старухам, тем, что голосят на поминках, да детям. «Носили деньги, пасхи, яйца крашенные попадье бабке Цокунихе. Писали фамилии усопших, и она всех в молитве поминала» (Записано со слов жительницы села Северное, Северного района, Новосибирской области Бобровой Ирины Савельевны, 1936 г.р.).После шли на кладбище на могилки подавали милостыню.

Сейчас все изменилось. Идут на кладбище, выпивают, поминают. А когда-то это считалось большим грехом. И староверы никогда не принимали спиртное. Ни дома, ни тем более на кладбище.

Далеко уходят от нас эти традиции, меняется уклад жизни, меняется отношение к праздникам. Они все больше становятся похожими на будни. А почему это происходит, точного ответа я пока не нахожу. Только лишь уверена я в одном, данные традиции необходимо возрождать.

Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 18 Июня 2017

Отправитель: Татьяна Подъява

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...