НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Супрядки и вечёрки приглашают гостей. Традиции сибирских осенних посиделок из Сузуна

Вот и наступила поздняя осень. Время коротких дней и тёмных вечеров. В старину в сузунском крае в это время люди готовились к длинной зиме. Убирали последние запасы в погреба, переделывали необходимую работу на дворах. Работы по хозяйству становилось значительно меньше.

Крестьянские женщины – бабоньки и молодки – ждали этих дней с нетерпением и радостью. Ведь осень – это пора долгожданных свадеб и разнообразных посиделок, в процессе которых относительно лёгкие формы труда (обработка, выделка, женское рукоделие) располагали к свободному общению.

Например, на капустник женщины и девушки со всей деревни собирались в каком-нибудь гостеприимном доме. Несли с собой корытца и сечки. А ещё – кочаны капусты. И крошили для засолки эту царицу огородов. Работать вместе всегда веселей! Здесь и песни пели, и побасенки сказывали.

Добрые хозяюшки сочетали нудную и занимающую значительное количество времени обработку льна с досугом и развлечениями. В октябре – ноябре в сибирских деревнях устраивались своеобразные помочи или копотихи (копотухи). На них собирались для первичной обработки льна.

Затем проводились супрядки. Хозяйка заранее раздавала супрядницам сырьё для пряжи, а затем созывала в один из дней, чаще в святки, к себе на угощение. Гости являлись в лучшей одежде с готовыми мотками пряжи. Если хозяйка приглашала парней, то, как на вечёрке, начинались песни и игры. Среди них была и песня-игра.

Суть игры заключалась в следующем: девушка побойчее обращалась к какой-нибудь женщине, представляющей мать:
Как-то мне, мати,
Пашеньку пахати?

Затем спрашивают, как «белый лён сеяти, снимати, сбирати, мяти, трепати, чесати, прясти, мотати, ткати…» и т. д.

Завершалась игра вопросами: «Как-то мне, мати, холстики кроити? Рубашечку шити?» По ходу действия женщина, отвечая, учила гостей необходимому женскому занятию – обработке льна. При этом показывала руками, как это делается. Ещё в избе звучали такие загадки: «Пять, пять овечек зарод подъедают, да пять овечек требуху подбирают» (прясть пряжу). «Носик стальной, хвостик льняной», «Свинка, стальная щетинка, кудельный хвост» (игла с ниткой).

Такие игры способствовали не столько забаве, сколько воспитанию любознательности, а главное – трудолюбию.

Но особенно деревенская молодёжь любила вечёрки. Сибирские вечёрки – это собрание девушек и молодых ребят; тут же нередко бывали молодые бабоньки, их мужья и даже маменьки и тятеньки взрослых дочек. Интересно писал о таких посиделках в очерке «На Алтае» А. А. Черкасов, управляющий Сузунским медеплавильным заводом (1871 г.).

Вечёрки устраивались преимущественно осенью и зимой, не считая девишников накануне свадеб. Они проводились большей частью в том доме, где жили зачинщики – любители таких встреч. Если дом был небольшой, или сложившиеся обстоятельства не позволяли сделать у себя вечёрки, то обращались к тем односельчанам, у которых место позволяло, была большая комната – горница.

Обычно оповестителями устраивающегося вечера были мальчишки, которые по указанию старших бегали по жительству и звали, точнее, просили пожаловать на вечёрку. В особо важных случаях хозяева сами ездили по домам и приглашали гостей, но это бывало только при сватании дочерей или женитьбе парня. В обычных же случаях мальчишки даже не заходили в дома, а просто стучали в окно и кричали:

– На вечёрку милости просим!

– А к кому? Где собираются? – слышалось из избы.

– От дяди Максима к дяде Михею! – кричал мальчуган и бежал дальше, поддерживая полы большого, не по росту полушубка.
    
В избе, конечно, тотчас сразу пойдут суды и пересуды, смешки и догадки, а затем приготовления к вечёркам. Девицы обыкновенно умывались мыльцем, мазали волосы скоромным маслом, расчёсывали роговыми гребнями и доставали из сундуков самую пригожую одежду.

На вечёрку приходили знакомые и незнакомые, но по приглашению хозяев. «Тут, что называется, „с ветру” прийти нельзя, а в особенности мужчине, а то, пожалуй, расчешут причёску, что не поправит дома никакая знахарка», – так говорили сузунские обыватели. Тем более, что этот порядок ведётся на простых вечёрках, где местные ребята зорко охраняют «своих девиц» и не любят, когда им мешают чужие. На свадьбах же всё по-другому. Пришлые никого не боялись.

Песни, пляски, игры, весёлый смех – всё было на таких вечерах.

Вместе с девушками плясали «барыню», «восьмёрку», «четвёрку» и «русскую». А ещё любили танцевать кадриль, вальсы и польку. Мужчины же без прекрасного пола отплясывали «казачка», «присядку», «голубца», «трепака», «комаринского». В таких общих компаниях всегда был какой-нибудь весельчак, который заправлял весельем и смешил публику всевозможными фарсами, каламбурами, хотя иной раз и едкого, но не оскорбительного смысла.

На вечёрках обыкновенно играли на самодельных скрипках, балалайках и реже гармониках или гитарах, а иногда обходились без музыкального аккомпанемента.

В избах, где собирались люди, зажигали одну или две сальные свечи. Их помещали куда-нибудь повыше. Угощениями тут не всегда подчивали, молодёжи лишь бы поплясать, попеть, поиграть, потешить молодую душу.
 
Нужно отметить, что на таких посиделках не принято было браниться, пьянствовать, безобразничать. Нужно было себя вести прилично, иначе девицы обидятся и разбегутся. Сюда приходили не только повеселиться, но и поженихаться. Больше некогда и негде было найти себе пару по душе, присмотреться и подружить до свадебки.

Девушки при этом не забывали про свою работу: вязали, вышивали, штопали да приданое своё готовили. Парни, порой, на таких посиделках выбирали себе в жёны лучших рукодельниц.

Такие развлечения были у наших прабабушек и прадедушек в далёкие времена, когда в избах света не было, а веселье сами себе умели устраивать.

Словом, деревенские посиделки – это своего рода связующее звено, которое налаживало отношения между молодыми людьми, развивало симпатию. А в итоге  совершало великое дело природы, соединяя сердца и души. Здесь из поколения в поколение парни и девушки приглядывались друг к другу, перенимали традиции ухаживания и завлекания, выбирали пару, закладывая тем самым основы семьи. Именно здесь зарождалась будущая гармония жизни!

О.И. Чернакова,
директор МКУК Краеведческий музей
«Центр исторической информации»

Дата публикации: 12 Июня 2017

Отправитель: МКУК ЦИИ Чернакова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...