НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


От Заворино до Городище

В Здвинском районе, в удивительно красивых местах, на живописном берегу озера Малые Чаны расположилась деревня Городище. Корни ее уходят в далекое прошлое.

Изначально деревня называлась Заворино по фамилии первых поселенцев, несколько семей которых, примерно в 1733 году, пришли из Восточной Сибири и обосновались на берегу озера Малые Чаны. Поселенцы выбрали сначала полуостров Вертково, но там оказалось неудобно и поэтому пришлось перебраться на то место (остров), где в настоящее время находится наша деревня.

Место выбрано не случайно. Природа была привлекательна. По обе стороны озеро окружал смешанный лес из осины, березы и кустарников черемухи, боярышника, смородины и шиповника. Лес сменялся заливными лугами и бескрайними степями. Чтобы попасть в деревню, необходимо было перебраться через озеро на пароме или на лодке. Сейчас трудно ответить, по какой причине нашим далеким предкам пришлось забраться в такую глушь. Существует версия, что они скрывались от царской власти.

Сначала деревня состояла из восьми домов, которые были в основном камышовые и топились «по-черному». Люди стали обживаться: "разбивать" пашни, разводить скот, в основном, - лошадей. Земли свободной было много, поэтому каждая семья старалась обработать её как можно больше. Кто не ленился, стал жить богаче других. Но в целом деревня считалась богатой, бедняков не было.

Через некоторое время неподалеку от Заворино начали образовываться другие небольшие деревеньки: Калиновка, Майдар, Журавлик. Там, также, жили семьи-однофамильцы, вынужденные переселиться из ранее обжитых мест по каким-либо причинам. Например, в Калиновке жили семьи Зибницких (Зибницкий Митрофан с шестью сыновьями пришел из Урмана Венгеровского района). Но природные условия в этих деревнях были менее выгодны, поэтому люди приходили в Заворино наниматься в работники, а затем переселились на постоянное место жительства. В настоящее время на местах бывших деревень – луга (покосы), хотя названия сохранились прежние. Таким образом, Заворино начало расширяться за счет переселенцев из окрестных деревень, а также - новыми жителями из России. Деревня начала удлиняться, и восточный край села стали называть Рассейским. Коренными жителями считались Заворины, Фомины, Анохины, Сумины.

Как сказано ранее, чтобы попасть в деревню, необходимо было перебираться на пароме или лодке. Таким же способом переправляли орудия труда на пашню (паром существовал до 1956 года). Скот на острова для выпаса перегоняли вплавь.  Люди занимались охотой и рыболовством, а также держали подсобное хозяйство. Излишки продукции возили продавать на рынок за деньги в Барабинск или Куйбышев (Каинск).

Ездили на быках или лошадях, поэтому поездка на базар занимала, иногда, целую неделю. Старожилы говорят, что до первой мировой войны в деревне были золотые деньги, но как "поднялась" война, – ни золота, ни серебра не стало. На одну монету можно было купить дорогой товар. Самая мелкая монета – семь копеек. В 1922 году пошли бумажные тридцатки, сотни, червонцы.

До Советской власти в деревню часто приезжали купцы, привозили различный товар, в том числе и литовки (косы), так как сено косили "горбушами". В то время основным орудием труда крестьян являлись деревянные сохи бороны и косы.   Руководителем в деревне был выбранный односельчанами староста, которому все доверяли.

В начале 1900-х годов начали строить пластяные и деревянные дома. Деревянные в основном привозили срубами откуда-нибудь, а пластяные делали сами и называли их саманухами. Сначала готовили саман, то есть замешивали глину, закладывали ее в квадратные формы, затем аккуратно вываливали и высушивали на солнце. Получался глиняный «кирпич» большого размера. Потом из этого самана строили дома. Одному хозяину построить такой дом было тяжело, поэтому собирали помочь, то есть все жители деревни приходили помогать, а после окончания работы хозяин должен был всех угостить.     Интересен принцип построения деревни того времени: через четыре дома обязательно делали сквозной переулок. Это уберегало от пожара, чтобы не сгорела вся деревня.
Сначала строили дома, состоящие из одной комнаты, затем – «пятистенки» (комната и кухня), потом – «крестовые» (четыре комнаты).
Дома топились, в основном, по-черному, то есть без трубы. Но у некоторых уже стали появляться печи с трубами. Стены, пол, потолок в домах были глиняные, поэтому каждую субботу разводили жидкую глину и мазали пол, а перед праздниками – весь дом. В деревянных домах досчатые полы не красили, а скоблили ножом. Хорошей хозяйкой считалась та женщина, у которой пол выскоблен до бела.
Крестьянский труд был очень тяжелым, особенно женский. Для того чтобы постирать, сварить, полить в огороде, воду приходилось возить на тележках, или приносить из озера на коромысле. Зимой таяли снег и лед.  Проруби долбили для того, чтобы поить скот и для полоскания белья. Мужчины занимались охотой и рыбалкой, причем сети приходилось вязать самим. Делали силки для ловли птицы, зайцев. Применялись особенные способы хранения мяса и рыбы. В Заворино разводили много лошадей. На заливных раздольных лугах паслись большие табуны.
 

Но, примерно, в 1910 году, лошади неожиданно начался падёж лошадей. В деревне поднялась паника. Никто не знал причину болезни и как ее излечить. Сегодня есть предположения, что это был ящур.  Осенью в село пришел какой-то старик и молитвами заговорил болезнь, лошади перестали гибнуть. Никто не знает, кто этот старик, откуда приходил и куда потом ушел. Но это несчастье в будущем спасло многих от раскулачивания.

Наступили тяжелые годы революции и Гражданской войны. Больших волнений в это время в самой деревне не было. Люди как тогда, так и много лет спустя, не понимали, зачем и кому нужны были "эти перевороты". В Заворино все жили в достатке, от голода никто не умирал, всем всего хватало.

Есть воспоминания старожилов о том, что через нашу деревню проходил отряд Колчака. Это было зимой. Белые шли через озеро Малые Чаны в Широкую Курью. Заночевав в селе, большого вреда местным жителям не причинили, но многих мужчин и парней мобилизовали в свою армию. Среди мобилизованных оказался восемнадцатилетний Заворин Панфил Афанасьевич. Кто еще оказался участником Гражданской войны, сказать трудно, так как нет материала об этом периоде.

После революции и войны жизнь в деревне пошла по-новому. Установили Советскую власть, организовали партийную ячейку, состоящую из двадцати коммунистов, секретарем которой был назначен Тихон Тихонович Тихонов, создали комсомольскую и пионерскую организации.

Примерно в середине двадцатых годов двадцатого века деревню Заворино переименовали в Городище. Это произошло по следующей причине. В шести километрах к северо-востоку от деревни, на юго-восточном склоне гривы Жилой находится городок – укрепленное поселение. В народе существует легенда о городке. Много-много лет тому назад там жили «черные» люди.

Место их проживания было огорожено глубоким рвом, наполненным водой. Внезапно неподалеку от городка начали расти березы. Люди восприняли это как знамение того, что скоро к ним придут «белые» люди и их погубят. И они приняли страшное решение: затопили поселение водой, находившейся во рве, и все погибли. Можно предположить, что «черные» люди - или старообрядцы, или татары, а «белые» - православные христиане. Спустя много лет около городка начали пасти скот. Пастухи, бывшие в ночном, постоянно рассказывали, что ночью из-под земли слышны стоны и плачь детей.

В 1927 году в Заворино была создана трудовая рабочая артель. В уставе артели определялись цели и задачи, рассматривались вопросы о земле, о средствах производства, о деятельности членов артели и ее правления, об оплате и дисциплине труда.

В 1931 г. образовался колхоз «Рыбак-Пахарь», председателем которого был Кривошапов Евдоким. Одновременно с колхозом на Калдейской гриве организовалась комунна. В 1935 г. комунну расформировали, и она слилась с колхозом.

Конечно, не все было легко, не все добровольно шли в артель, а затем в колхоз, не всем хотелось отдавать свое имущество в общее пользование. С несогласными и инакомыслящими расправлялось НКВД. Наше село тоже познало страх репрессий, страх перед таинственным исчезновением жителей в неизвестном направлении. Обычно ночью к дому «жертвы» подъезжал «черный воронок». Жертву забирали без суда и следствия и увозили неизвестно куда. В народе же просто говорили «за болота». Где находятся эти болота, не знал никто.

В 1920-х годах в селе появился первый магазин, в котором продавалось самое необходимое, а также народный дом, где проходили сходки, собрания граждан, открыта изба-читальня. Свет образования проник в деревню в образе Чернощука Федота. Он собирал крестьян на дому и обучал их грамоте. Вскоре появилась школа, в которой было всего четыре класса. Жители очень гордятся тем, что в ней работал учителем Сологуб Николай Андреевич, ставший во время Великой Отечественной войны Героем Советского Союза. Долгое время школа вела с ним переписку (он жил в Киеве). В 1977 году Николай Андреевич приезжал на встречу с земляками. Радости жителей не было предела. Каждому бывшему ученику хотелось напомнить о себе своему учителю. В саду новой, только что построенной школы, он посадил на память сосну.

В конце 1930-х годов на полях начали работать трактора, которые обслуживала Сартланская МТС. В 1958 году колхозом приобретены первые сельскохозяйственные машины.

В 1957 годку построили дамбу через озеро Дичи при въезде в деревню, так как переправляться все еще приходилось на пароме, что было крайне неудобно. Дамба получила название Бут от слова «бутить», то есть заваливать землей. Работа проводилась вручную. На грузовой машине привозили землю, а затем лопатами ее укладывали вперемежку с курнями камыша. Трудились от зари до зари, не разгибая спины.

С начала 1960-х годов начинает подниматься животноводство и строительство. Деревня стала разрастаться и приобретать облик современного села. Построили саманный клуб, контору, школу, детский сад, коровники, свинарник (на острове Голенькое), провели высоковольтную линию.

Особенно деревня преобразилась во время правления колхозом Козлова Василия Пахомовича (1973-1983гг.). В эти годы колхоз гремел не только на весь Здвинский район, но и на всю Новосибирскую область. Развернулось массовое строительство. Появились дома из кирпича, магазин, детский сад, и особая гордость села – двухэтажное здание школы. Словно величавый лебедь поднималась она в центре, становясь украшением деревни. Никогда не забыть, с каким нетерпением ждали ее открытия. В 1977 г. новая школа открыта! Заселялись зимой, в декабре. На саночках перевозили книги и мебель. Начали обустраиваться понемногу.

 По деревне был проведен водопровод . На этот период приходится расцвет животноводства и полеводства. На острове Талажанка выращивали арбузы, причем обрабатывали их вручную, и машинами возили в город продавать. Колхоз был всегда в передовиках, держал переходящее Красное Знамя, благодаря упорству и самоотверженному труду людей. Передовиками производства были: Шмыгарева В. М., Зибницкая А. С., Зубрицкая А. К., Бабина Н. С., Дергачева Н.С., Вакарь Н.Н., Андрейченко Г.И., Заворин В.П., Сумин Г.Е., Кашин А.С., Шабанов А.М. и другие.

Колхозники получали грамоты, ордена и медали, денежные поощрения. Жители села гордились тем, что живут в Городище.

Согласно переписи населения на 1 января 2008 года в деревне Городище проживало 258 человек, всего – 89 дворов. Большая часть населения – пенсионеры. Детей школьного возраста – 37 человек, дошкольного – 15. Резко сократилась рождаемость, в среднем рождается 2 ребенка в год. Редкостью стали свадьбы. В основном, - одна в год, хотя молодежи в деревне достаточно. Мало людей с высшим или средне специальным образованием, отсюда - низкий культурный уровень населения.

Все население – русские, православные христиане.

Местные жители занимаются разведением частного крупно рогатого скота, овцеводством, рыбной ловлей, охотой, земледелием, разведением  домашней птицы. До тех пор, пока функционировал колхоз имени «Калинина», основная часть трудоспособного населения была занята в производственной сфере. Были востребованы такие профессии как: тракторист, шофер, доярка, зоотехник, ветврач, бухгалтер, экономист, учетчик.

Главной отраслью специализации являлось рыболовство. В 1951 году был образован рыболовецкий промысловый колхоз. Бригады состояли из 8-9 человек в летнее время, и 19 человек в зимнее. Зимой уходили рыбачить на Сартлан, где жили несколько недель. В Городище и на Вертково находился пункт приема рыбы (рыбпункт), где производили ее обработку: солили, вялили, тарили бочки и отправляли в Яркуль на рыбзавод.

В 1990 годы рыбачили возле Шаитика, туда же сдавали рыбу. Созданы две крупные бригады под руководством Кашина А. С. и Сумина В. П. Каждую весну, после 25 мая два красавца-катера «Ишим» и «Иртыш» начинали бороздить голубые просторы Малого Чана… Но годы развала страны, непонятные девяностые, не обошли стороной и Городище. Людям стали задерживать зарплату, они стали в ответ плохо работать.

В итоге пришлось отказаться от рыболовства, потом сдали весь колхозный крупнорогатый скот, а животноводческие помещения продали за один миг. В результате основная часть трудоспособного населения осталась без работы. Рыбалка снова возобновилась, но уже для личных нужд.

В настоящее время в Городище организован СПК «Городищенский», руководителем которого является Д. И. Полиенко. В СПК трудоустроены 20 человек. Основной род занятий: обработка земли и сенокос.

Каждое место прославляется человеком, его делами, поступками, достижениями. В нашей деревне нет известных на весь мир знаменитостей, но, все-таки, есть такие люди, о которых хочется говорить. На первый взгляд их жизнь обыкновенная, будничная, но если задуматься, то оказывается, что ими тоже можно гордиться, брать пример.

Главной достопримечательностью деревни является монумент памяти воинам, отдавшим свои жизни за мир на земле. Монумент воздвигнут в 1990 году, располагается в центре села на площади. На нем увековечены имена тех, кто не вернулся после окончания Великой Отечественной войны. Жители нашего села вместе со всей страной пережили горе и радость этой войны.

Старожилы так рассказывают о начале о войны: «Был солнечный июньский день. Из района приехал уполномоченный, и всех, кто был в деревне, собрали на площади и объявили о начале войны. Сразу же послышался рев женщин и крик детей. Многим мужчинам тут же вручили повестки. Первых мобилизованных провожало все село с воплями от неутолимого общего горя». Вместе со всем советским народом наши односельчане самоотверженно переносили все тяготы военного лихолетья на фронте и в тылу. Из Городища на фронт ушли, около 70 человек  40 из них-  не вернулись.

Те фронтовики, кто вернулся в родное село, но умерли от ран, похоронены на сельском кладбище. Чтобы увековечить память о них, на нем установлена доска памяти, где перечислены их фамилии: Астахов И.В., Анохин А.Н., Бочанов А.П., Бочанов С.А., Заворин Г.М., Заворин П.А., Зибницкий И.М., Зленко М.Д., Кирсанов В.С., Кашин С.А., Хвостов М.Ф., Шмыгарев И.В., Якобчук П.С., Якобчук З.Е., Яковлев И.Н.

В настоящее время деревня Городище отнесена к разряду «малых сел». Нет былой значимости и величия, которые были в 70-80-х годах ХХ века. Период перестройки и печальные его последствия коснулись и нашей глубинки. Как и во всей стране, месяцами не выплачивалась зарплата. Это снизило качество труда, ответственность человека и привело, в последствии, к развалу колхоза.

В 2004 году животноводство как отрасль хозяйства в Городище ликвидирована. Это повлекло за собой безработицу, а значит - безответственность. Многие годы перестройки выпускники школы, окончив 11 классов, больше никуда не поступали. Оставались в деревне, не имея никакого образования. На сегодняшний день нет ни одного юноши, имеющего водительские права. Высшее образование у 3% трудоспособного населения. Это начинает приводить к постепенной деградации населения. Жители села, в основном, не посещают библиотеку, мало выписывают газет и журналов.

Кроме школы нет больше детских учреждений. В 1998 году был закрыт детский сад. В доме культуры нет музыкальных работников. Поэтому организацией досуга детей занимается школа совместно с сельским клубом. Школа – место, где кипит, бурлит и клокочет настоящая, неугомонная жизнь. Каждый день там что-то планируют, обсуждают, репетируют, проводят различные мероприятия. Смело можно сказать, что работа в ней идет 24 часа в сутки, ведь сейчас это единственный квалифицированный социокультурный центр на селе.

Но сейчас и школа стоит на грани закрытия. Это связано с тем, что снизилась рождаемость, мало детей дошкольного возраста. Много трудоспособного населения в возрасте от 27 до 40 лет уехало из деревни. В 2008 году не было первого класса.  В 2015 году оставлена только начальная школа, которую посещают 5 человек.

Но, несмотря на все трудности, деревня живет!

Николай Заворин,
18 лет 



Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 29 Января 2018

Отправитель: Любовь Заворина

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...