НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Песенные традиции села Бергуль

Бергуль – самое знаменитое село на фольклорной карте Северного района. На протяжении тридцати лет здесь активно проявляла себя организованная Анной Максимовной Беловой бергульская певческая группа, история которой началась в 1967 году.

Появившись среди множества других коллективов, не занимавшихся публичными концертными выступлениями до Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства 1966–1967 гг., посвящённого 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, бергульская певческая группа сразу стала событием регионального, а затем и союзного масштаба. Она выделялась удивительной мелодикой песен и напевов, исходящей от предков, в певческой культуре которых перемешались белорусские и северные старорусские интонации.

С момента обнародования своих песен творческая биография группы была тесно связана с участием в огромном числе концертов, смотров, фестивалей разных уровней. Летопись коллектива содержит ряд ярких страниц, незаурядных событий. В середине 1970-х годов песни группы были записаны на пластинку-гигант, выпущенную фирмой звукозаписи «Мелодия» (одну из двух первых пластинок с записями народных песен Новосибирской области).

В 1981 году бергульские песни прозвучали в Москве на сцене Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ГМПИ) – ныне Российской академии музыки. Организовала эту поездку студентка института Надежда Скрягина, которая к тому же написала дипломный реферат о хороводных песнях села Бергуль, и благодаря которой в фольклорном архиве Лаборатории народной музыки ГМПИ сохранились звукозаписи более 70 песен и инструментальных (гармошечных) наигрышей бергульцев. 

За песнями в село ехали и учёные, и студенты, и музыканты-исполнители. Бергульские песенницы щедро делились с ними своими богатствами, ничего не требуя взамен, радушно, хлебосольно встречая каждого. Об первых участниках фольклорной группы поведаем подробнее.
Девятников Семен Кузьмич, 1902 г.р. Бергульский песенник, знал около 70 фольклорных произведений. В свое время исследователи фольклора работали с Семеном Кузьмичем, собрали богатый песенный материал в память потомкам.

Семен Кузьмич прошел через множество испытаний в жизни, это и война в Монголии, финская война и Великая Отечественная война. В Великой Отечественной войне ему не удалось пройти солдатский путь до конца победы, так как в 1943 году его ранило в ногу, и он не мог продолжать воевать. Его вернули домой без ноги.

Был награжден медалями: « 50 лет вооруженных сил» (от 20 декабря 1968г), « 20 лет победы в Вов». Но эти все невзгоды не сломили его, он не падал духом и всегда пел, пел бергульские самобытные песни, различные по жанру: протяжные, солдатские, свадебные, вечерочные, хороводные.

У Семена Кузьмича был красивый, сильный голос, а песни его сложно и необычно оформлены. Кроме характерных для Бергуля повторов он использовал различные фонетические средства: перенос ударения, междометия, отдельные звуки и слоги. Семен Кузьмич не просто пел, он растворялся в песни и сливался с ней. «Как пою – так и было» - говорил он. Частенько у дома, на лавочке, вместе с Дарьей Амбросимовной Молоковой, запевали они песни. Вот она их тех песен, удалая, смелая, широкая, очень сложная по исполнению, которую, в то время, мог исполнять только Семен Кузьмич.

Ой, да, мы по Питеру,
Ух, мы по Питеру, мы по Питеру,
Братцы, гуляли, гуляли, но, но, я,
Ой, да мы по разным, братцы городам.
Ой, да по городам разным,
Ох, мы за то, эй мы за то, я
В городе гуляли, гуляли.
Вот пили мы водочку,
Ой, да непросту…ю,
Непростую, водку дорогую,
Водку дорогу, но, но, но, я, э, ох,
За бутылочку, эх да за бутылочку-
Двадцать пять рублей.
Ой, да, мы пойдем, пойдем-ка,
Мы пойдем, мы, братцы-ребята,
Ребяты-ребяты, но, но, но, и эх, на почто…
На почтовый, на большой, на двор,
Вот на двор большой, да,
Ох, мы наймем, мы наймем-ка, мы, братцы-ребята.
Ребяты-ребяты, но, но, но я и,
Тройку и серых, тройку серых там(ы) лошадей,
Эй да, лошадей серых,
Ох, тройка скачет, тройка скачет,
Ванюшенька плачет, слёзы льет,
Но, но, но, я и, ой да, с горя песенки,
Ваня, песенки, братцы, сам поет.
 
Молокова Дарья Амбросимовна, 1909г.р. Бергульская песенница.

Петь Дарья Амбросимовна любила всегда. В её репертуаре были протяжные песни, лирические, крутухи. С Семеном Девятниковым и Евдокией Старковой пели на божественных праздниках. По воспоминаниям дочери, Дарьи Амбросимовны: «Часто собирались гости на « Петровку» 12 июля.

В деревенской жизни это день особый, важный. Во-первых, наступает время сенокоса: "С Петрова дня — красное лето, зеленый покос", "Доставай серпы и косы к Петрову дню". Во-вторых, надо готовиться к озимому севу: "С Петрова дня заря на пашню зовет". В-третьих, Петров день — конец поста. Каждый праздник обязательно сопровождался песней.

Вот, например, на пасху женщины и девушки создавали свою волочебную артель. Название обряда связано с глаголом волочить, — волочиться в значении идти, брести, шататься. В каждой партии был завудник (запевала, ведущий). Рядом с завудником шёл гармонист. У каждого волочебника, как у сеятеля, с лямкой через плечо было лукно – плетённое из соломы лукошко, применяемое на севе.

Волочебники обходили всё село, но заход считался обязательным в дома зажиточных крестьян и в те избы, в которых были девушки «на выданье». Большая часть волочебной обрядовой песни – 26 куплетов – исполнялась на дворе и только восемь последних куплетов, (прошайка) пелись в избе.

Один вариант этой песни записан Михаилом Мельниковым, (учёный-фольклорист, исследователь Сибири) в 1972 году, второй, вместе с экспедицией, в 1980 году. Оба варианта записаны при участии Дарьи Амбросимовны Молоковой:
 
    1972 год
Ягор святой ржу пускаит,
Микола святой яр засеваит,
Яр засеваит, белай горох,
Белай горох, ячмень в шарфе,
Ячмень в шарфе, овёс в усах,
Овёс в усах, поля в цветах.
Илья святой жито дожинаит,
На воз кладёт, снопы вяжит.
Снопы вяжет, суслоны ставит,
Суслоны ставит, в клади складаит,
Христос (ы) воскрёс
сын божия!
1980 год
Ягор святой росу пускаит,
Микола святой яр засеваит,
Яр засеваит, белай горох,
Белай горох – в чёрную грядку,
Овёс в усах, ячмень шарстень,
Илья святой жито зажинаит
Крутая жнея жито жати
в чисто поле пошла.
Где горсть кладет, там сноп вяжит,
Где сноп вяжит, суслоны ставит,
Где суслон ставит, там клади кладёт,
Христос (ы) воскрёс
сын божия!

На шестом десятке Дарья Амбросимовна стала известна не только в Новосибирской области, но и в Москве и за пределами нашей страны. Одна из её дочерей Лукерья Иннокентьевна, живущая в нашем селе, в родительском доме рассказала мне такую историю:

«Отдыхала я как-то на Украине у своей сестры. Утром, включив местное радио, я услышала знакомый голос, будто бы мама поет. Слушала и гадала её это голос или нет.

Закончилась песня, и объявляют, что исполняла Молокова Дарья Амбросимовна, жительница села Бергуль, Северного района, Новосибирской области».

Тогда в исполнении Дарьи Амбросимовны звучала песня « При Долине, куст калиновый стоял», так о Дарье Амбросимовне узнали не только в России, но и на Украине.

В Бергульском доме культуры и доме-музее им. П.П. Бажова имеется мужской сборник песен, в который вошли 30 песен в исполнении Девятникова Семена Кузьмича, также несколько совместных песни с Дарьей Амбросимовной, это « У колодских у ворот», « Хмелинушка-Головушка», « Калина моя».

В воспоминаниях жителей нашего села Дарья Амбросимовна навсегда останется как талантливая исполнительница.

Савастеева Васса Ивановна,
1904г.р. Участница фольклорной группы с.Бергуль Северного района Новосибирской области, руководитель Белова А.М.

Родители Вассы Ивановны приехали в село Бергуль впервые годы переселения, большой семьей. Именно о родовой фамилии Ивановых упоминается в истории основания села Бергуль. Обживались, воспитывали детей, а детей в то время рождалось много. Пока родители работали в поле, дома справлялись дети, кто убирается, кто приглядывает за младшими братьями и сестрами. Вот так и Васса с малых лет работала, пряла, вязала, ткала. В их семье случилось горе, рано умерла мать Вассы, поэтому на девочке была ответственность за порядок в доме. Но, не смотря на это, она успевала обучаться грамоте на дому.

Пришло время, вышла замуж за Савастеева Елисея Федоровича, о котором вспоминала только как о хорошем семьянине. С мужем вступили в колхоз. Елисей Федорович трудился на лошадях, а Васса Ивановна выполняла разную работу: полола посевы, косила сено, работала на сушилке.

- Работали много, не то, что сейчас. Во время посевной и уборки урожая ночевали в культстане, - вспоминает Васса Ивановна, - не дай Бог уйдешь в село без разрешения. - Днем следом за жаткой вязали снопы, ставили суслоны, а ночью, то что подсыхало на солнце возили на лошадях в ток. Здесь стояла молотилка. Зерно сушили, лопатили, перегружали в склады. Вздремнешь, бывало, часок-другой и вновь за дело. И шутили, и смеялись, и песни пели. Как хорошо было. Как легко нам работалось. Поздно вечером у костра, на котором ужин варили, кто-нибудь запевал и лился душевный напев над пашней, над лесом. Иногда после звонкой задорной частушки пойдут в пляс уставшие за день ноги, и усталость, будто рукой снимает, и снова за работу. Нельзя было в поле хоть колосок оставить.

Рядом с Вассой Ивановной шла песня. Песня привела её на сцену в составе фольклорной группы под руководством Анны Максимовны Беловой. Иногда бывала запевалой, но в основном подпевала. В составе группы была в Новосибирске и в Москве.

- Раньше на людей глядели, для людей жили. Людям служить за честь почитали– говорила в свое время Васса Ивановна.
 
Сидорова Зоя Ивановна родилась 1918 году в селе Верх-Красноярка. Здесь же получила образование семь классов. Где только не пришлось работать Зое Ивановне: контролером сберкассы в селе Биаза, в 1939 году в Бергуле лаборантом по определению качества зерна и продавцом в магазине. В войну торговала хлебом, сама получала его в селе Биаза и на лошадях возила в Бергуль. Также на лошадях заготавливала дрова, возила сено, солому.

Мужа забрали на фронт, и её пришлось одной справляться, выполнять и женскую и мужскую работу. Умела Зоя Ивановна плести и самую необходимую летную обувь на селе лапти для своей семьи и на продажу. Тяжело было во время войны, что тут скажешь. Было и холодно, так как однажды украли у Зои Ивановны, заготовленные на зиму дрова из лесу. Было и голодно, ведь есть было не чего. Часто употребляли в пищу траву, и жареную, и пареную, и вареную. Приправляли её картошкой и ели. И только для того, чтобы не умереть с голоду.

Несмотря на трудность женщины, не падали духом, часто собирались на вечерках, пряли, вязали и, конечно же, пели.

С 1939 года была Зоя Ивановна активной участницей художественной самодеятельности. Была одной из первых, кому Анна Максимовна Белова предложила стать участницей фольклорной группы. С первого дня образования группы Зоя Ивановна была первой из запевал, а также замечательно играла на ложках и бубне. В общем, всегда была полна энергией и задора.

Голубцова Татьяна Филаретьевна
родились в 1919 году на Заимке в трех километрах от Бергуля. Маму звали Агафья Федоровна, отца Филарет Сергеевич. Семья была большая 14 детей родилось в семье Голубцовых, но к сожалению в живых осталось только 8. Так как было много детей, всех нужно было кормить, приходилось много работать и держать большое хозяйство. Жили хорошо. Своя сушилка, мельница, молотилка. Грамоты не знали, а знали только работу. Жили в большом крестовом дому, 4 комнаты, но были раскулачены и стали жить в одной половине. Когда отца восстановили в праве голоса, вступили в колхоз, жизнь стала налаживаться.

Работала с сестрой Хритиньей в колхозе на разных работах с подросткового возраста, Татьяна Филаретьевна работала свинаркой на ферме. Но, как говорится, беда не приходит одна, в 1937 году отца арестовали и увезли, а Татьяну сняли с работы, как дочь «врага народа».

Вот тут то и хлебнули горя все. Отца реабилитировали только 9 июня 1959 году. Все это время нелегко жилось Татьяне Филаретьевны, приходилось много работать в колхозе и дома, растить одной двоих сыновей Василия и Владимира. Всю свою трудовую деятельность посветила колхозу, работала на ферме телятницей, дояркой.

Выйдя на пенсию, продолжала помогать колхозу, работала поваром в столовой. За свой труд награждалась Татьяна Филаретьевна медалью « За доблестный и самоотверженный труд в годы ВОв 1941-1945 гг.», «Ветеран труда».

Являлась участницей фольклорной группы с первого дня образования, участвовала везде, куда приглашали данный коллектив. Не бросала творчество до тех пор, пока приглашали, и позволяло здоровье.

Голубцова Хритинья Савельевна
родилась в селе Бергуль в 1919 году. Училась один год у приезжей учительницы Точиловой Прасковьи Андреевны, а с 11 лет стала работать в колхозе. Работала на конях, быках, возила и заготавливала дрова, сено.

Пришла пора, вышла замуж за Голубцова Ефрема Филаретовича, до начала Великой Отечественной войны. Прожили с мужем три года, нажили двоих детей: Домна и Матвей. Перед самой войной ушел Ефрем к другой женщине, бросил семью. А когда забирали в трудовую армию, просил прощения и оформил все документы на Хритинью. Благодаря этим льготам смогли выжить в войну. Из трудовой армии Ефрем пошел добровольцем на фронт, так как только жены фронтовиков не платили натуральный налог, освобождались по льготам.

В последний день войны погиб её муж , остался лежать на чужой сторонушке. Ох, и тяжело пришлось одной Хритиньи Савельевны, голод, холод, тяжелая физическая работа. Ведь её, как и многим другим женщинам приходилось и стога метать, за скотиной ухаживать, каждый день без выходных.

Поощряли после войну премиями, грамотами, дарили подарки: скатерть, платки и другое. Как и большинство женщин, в селе жила с песней. Песня как верная подруга и тоску прогонит, и развеет все беды и печали. В фольклорной группе была запевалой, с начала её образования. На всю жизнь Хритиньи Савельевне запомнилась поездка в Москву: «Знакомство с Москвой, выступление на сцене, фотографии на память, встреча с болгарами. Все это не останется в моей памяти навсегда».

Осипова Ксения Ефимовна.
Говорят в семье начало всему — женщина. Верно это, во всяком случае, в семье Осиповых неистощимая энергия, жизнелюбие шли от неё, - Ксении Ефимовны. Семь детей одни за одним росли. И нужна им была забота, но кроме материнских обязанностей, выполняла ещё одни не менее важные– на колхозных полях, на ферме была просто незаменимой работницей.

В шестнадцать лет добилась Ксения Ефимовна почетного права побывать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Первой из района в Москву поехала. Увидела, какие там коровы упитанные, подоила их, да и по завидовала. В родном колхозе были тоже не плохие удои, в сравнение с московскими. А все тому правильное отношение к своему делу, уход за скотиной и рабочим местом.

Ксения Ефимовна была старшей дояркой, и в строгости держала дисциплину и порядок.

Именно за эти качества избрали её в 1939 году своим депутатом в сельский Совет. И за семь лет работы в этой должность добросовестно выполняла свои обязанности, десятки, раз прошла пешком от Бергуля до Биазы, где в то время располагался сельский Совет.

Почти двадцать лет посветила творчеству, являясь постоянной участницей фольклорной группы, под руководством Анны Максимовны.
 
Савастеева Клавдия Макаровна родилась в селе Бергуль. Отец её Старков Макар Якимович, был одним из первых переселенцев из Белоруссии в наше село. У Макара была своя семья, дети, внуки. Мать Клавдии в 1909 году из Белоруссии изначально приехала в Сибирь в деревню Еласка, уже позже переехала в Бергуль. Встретилась с Макаром (ему на тот момент было уже за 70), стали вместе жить, позже у них родилась дочь. Нарекли её Клавдией. Клавдия Макаровна вспоминала: «Отца хоронили, мне лет 8-9 было, примерно в 1928 году». 

С ранних лет работала, помогала матери по хозяйству. Пришла пора, вышла замуж за Савастеева Ивана Федоровича, родился у них сын Михаил. А когда началась Великая Отечественная война, забрали Ивана Федоровича на фронт в декабре 1942 года, воевал под Старой Руссой. Присылал родным письма.

Но пришла беда в семью Савастеевых, получила Клавдия Макарона похоронку на мужа, из которой узнала, о том, что Савастеев Иван Федорович погиб в апреле 1943 года. Осталась женщина одна с маленьким ребенком на руках. Но не сломила её беда. Она по-прежнему жила и работала на благо своей страны, семьи и маленького сынишки. Время шло. Появилось у Клавдии Макаровны ещё двое детей: Иван и Евдокия.

Михаил всю жизнь прожил в Бергуле с матерью, работал на благо колхоза, младшие дети, когда выросли, переехали жить в село Северное.

Клавдия Макаровна на протяжении многих лет являлась бессменной участницей фольклорной группы села Бергуль. Была в Москве, в Новосибирске.

Трофимова Ульяна Романовна родилась в 20 декабря 1915 в селе Бергуль в семье Трофимова Романа Федоровича. В семье было четверо детей: Максим, Елизавета, Домна, Ульяна.

Было в жизни Ульны Романовны большая потеря, в годы репрессий арестовали, а после и расстреляли её мужа Иванова Петра Ивановича. Остались дети-сироты Дуся и Семен. Было очень тяжело, ведь их лишили не только мужа и отца, но и права жить по – человечески.

Как и многие Ульяна Романовна много трудилась на благо своей Родины и страны в мирное и военное время. Когда восстановили в правах, стало жить легче. Родилось у неё ещё двое детей Надежда и Иосиф. После войны работала в клуб техничкой. Была участницей фольклорного коллектива с момента его образования. Последние годы жизни прожила с Николаем Васильевичем Лапаевым. Ушла из жизни в 1987 году.

Старкова Евдокия Даниловна родилась в 1915 году в селе Бергуль в семье Трофимова Данилы, одного из братьев Трофимовых, заселившихся в село, в первые годы массового переселения.

О годах детства и юности данных нет. Но известно, что её муж Старков Авраам Сергеевич (1910 г.р.) был на фронте. После ранения отпустили домой из госпиталя. Дома его встречали жена Евдокия и маленький сын. В 1944 году он снова попросился на фронт. Провожали всем селом, мать, беременная жена и двух летний сын.

Ждала Евдокия Даниловна мужа и надеялась на счастливую жизнь. Но в конце 1945 года пришло извещение о то, что Старков Абрам Сергеевич, уроженец Новосибирской области, Северного района, в бою за социалистическую Родину, проявив геройство, и мужество был убит 8-го мая 1945 года. Похоронен в Латвии.
И пришлось ей одной поднимать двоих сыновей. Замуж Евдокия Даниловна больше не вышла. А работала всю жизнь в колхозе в полевой бригаде.. И всегда с песней. О её голосе исследователи- фольклористы говорили так:

«Обладательница самого лучшего голоса из пожилых песенниц», « переливчато- серебряным голосом» (Мельников М.Н).
Так поют цветастые старухи
Глубоко в Сибири, в том Бергулье,
Эти хороводы их-крутухи!...
А с войны мужья их не вернулись.
( Владимир Лазарев)

Евдокия Даниловна была в числе запевал, и в числе лучших песенниц села, тех, кого отправили в Москву в институт имени Гнесеных представлять наше село с богатыми традициями и обычаями.

Евдокия Даниловна была верующим человеком и считала так:

«Бога не на небе искать надо, а в себе самой. Надо, чтоб душа лаской млела... к людям. Это и есть – Бог!»

Песни, которые достались нам в наследство, от наших бабушек и матерей, живы и в наши дни. Не так давно образовался новый фольклорный ансамбль « Вечерка», руководитель Хохлова Римма Анатольевна.

Данный ансамбль является активным участником художественных районных смотров, фестиваля « Сибирская глубинка», за что не однократно становились дипломантами и лауреатами различных конкурсов. Активными участницами данного ансамбля являлись и являются Бойко Л.И., Хохлова П.Я., Хохлова Р.А., Киселева Н.Н., Девятникова Г.В., Иванова М.И., Иванова Г.И.

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 28 Мая 2017

Отправитель: Татьяна Подъява

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...