НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Опустели дома деревни Митрофановка Купинского района

С каждым годом городских жителей становится все больше, а сельское население убывает с неимоверной быстротой. А ведь Россия со времен Киевской Руси была аграрной страной. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике.

Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения, определяла его быт и занятия. Под влиянием природных условий сложились культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать.

По итогам последней переписи населения с карты России нужно стереть 17 тысяч деревень и сел, где не было обнаружено ни одного жителя. Примерно в 50 тысячах российских деревень число жителей менее 10 человек. Почти не слышна трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших и исчезающих с нашей земли. К таким деревням относится и Митрофановка. Россия движется к безвозвратной потере носителей культуры. Пройдет несколько лет, уйдут из жизни последние жители, историю деревни будет восстановить невозможно.

История Митрофановки – это типичная история деревни в российской глубинке. В стране реализуется национальный проект поддержки сельского хозяйства. Президент России Путин В.В. в своих выступлениях неоднократно говорил о необходимости модернизации сельского хозяйства страны, о возрождении российской деревни. Есть ли шанс у Митрофановки?

Исчезает деревня. Деревня, в которой я родился. Жителей в ней с каждым годом всё меньше и меньше. Пусто стало. Не слышно детей, беззаботно бегающих по деревенской улице. Не видно коров, медленно возвращающихся с пастбища домой. Цветочные луга зарастают крапивой и лопухами. Молодая древесная поросль уже поднимает голову на заброшенных огородах.

Людям работу здесь найти вообще невозможно. Не стало фермы, и рабочие руки не нужны, жители стали безработными. Этот процесс, начавшись полвека назад, стёр с лица земли сотни мелких селений. В этой деревне сейчас уже и закрывать нечего - ничего не осталось. Газ в деревню не проведут – некому. Дорогу не заасфальтируют – не для кого. Новый автобусный маршрут не откроют – пассажиров не наберется. Ставку продавца в магазин не дадут – выручки не будет. Вот бы все это было лет двадцать назад. Тогда и молодежь была, глядишь - и не все бы уехали в поисках лучшей жизни. Сейчас - то сюда никого не заманишь. Даже те, кто остался и то уезжают.

И винить их не в чем - работы нет, школу, медпункт закрыли, магазин – тоже. Как жить людям? Исчезает не просто деревня, исчезает неповторимый деревенский колорит. Вместе с людьми умирает оригинальный сельский говор. По тому, как человек говорит, как он проговаривает слова, сразу определяли, откуда он родом.

Навсегда уйдут в прошлое деревенские легенды и предания. Они никогда не записывались, а рассказывать их станет просто некому. А помнится, к нам в деревню приезжали студенты института для беседы с жителями об обычаях и традициях (последняя такая встреча была в 2004 году). Пройдет немного времени, несколько лет и совсем жителей не останется. На одну исчезнувшую деревню станет больше.

Да разве она одна такая, деревня, в которой я родился? Их - тысячи. Но так было не всегда. Жители Митрофановки вспоминают, что несколько десятилетий назад она была богатой деревней, где были школа, медпункт, клуб, животноводческие фермы и многие гектары пахотных земель и сенокосных угодий.

Первоначально деревня Митрофановка называлась Окуниха, в честь его первого жителя Митрофана Окунихи, который в 1908 году в связи со Столыпинской аграрной реформой переселился в Сибирь, так как в Европейской части России был «земельный» голод. В дальнейшем сам Митрофан Окуниха предложил на сходе более благозвучное название – Митрофановка, которое осталось до сих пор.

В 1911 году в Митрофановке насчитывалось 57 дворов, в них проживало 170 душ мужского пола и 172 души женского пола, им было выделено в пользование 3285 десятин квадратной земли. В дальнейшем Митрофановка была богатой деревней . Здесь было все необходимое для жизни. У людей была работа. Деревня Митрофановка совместно с Березовкой, Алферовкой и Метелёвом образовали колхоз «Заря». Было много пахотных земель, сенокосных угодий, имелось большое поголовье крупнорогатого скота, свиней, птицы, табун лошадей.

Почетные труженики сельского хозяйства Примак Николай Александрович, который неоднократно получал почетные грамоты за высокие показатели на заготовке кормов. Так же Асмус Фридрих Карлович, Скариднов Николай Степанович, Сорокина Наталья Тимофеевна, она долгое время работала на тракторе, Белокур Клавдия Петровна, моя бабушка, которая всю свою сознательную жизнь проработала на ферме. Долгие годы проработала продавцом в деревенском магазине Бокланова Анна Васильевна. Директором школы в довоенные годы был Гирник Василий Михайлович, после него на этом посту были Матюнина Татьяна Григорьевна, Грицай Маргарита Павловна, Куку Евдокия Егоровна. Последней на должности директора была Романченко Полина Евдокимовна.

Был в деревне и клуб, куда молодежь собиралась по вечерам на танцы. Заведующих клубом сменилось большое количество человек, последней была Сидоренко Зинаида Алексеевна, она хорошо умела организовать досуг. А теперь на месте клуба все поросло бурьяном. В медпункте долгие годы служила людям Лопатченко Елена Алексеевна. В любую непогоду она приходила на помощь к тем, кто в ней нуждался.

Наша земля может рассказать нам невероятно много. Это кажется странным, ведь земля не говорит. Реки молчат. Леса и травы просто шумят, в их звуках нет смысла. Конечно, это так. Но стоит нам обратиться к названиям той же реки, поля, холма, леса… Окуниха, Колончак, Ляга, Околица … Названия, знакомые с детства. Смысл этих слов не утрачен навсегда.

Смысл важный, интересный, ценный для каждого, кто любит этот край. В современной науке кроме термина «топоним» употребляется еще и «микротопоним» - название малого географического объекта – ручей, болото, роща, луг, овраг, поле, дорога, улица, родник и т. д. В ходе работы мной было собрано 17 микротопонимических единиц. Всё микротопонимическое пространство деревни Митрофановка не является однородным, оно представлено рядом тематических групп.

1. Микроойконимы – названия поселений, улиц, переулков. Например, Митрофановка – деревня, первым жителем, которой был Митрофан.

2. Микрооронимы – названия объектов рельефа. Это овраги, долы, возвышенности. Школьная грива – возвышенность, на которой был школьный участок земли. Дубчакова грива –принадлежала жителю Дубчаку. Воротца – маленькое расстояние между двумя большими лесами.

3. Микродримонимы – названия лесов, участков леса, рощ , садов. Например: околок – это лес. Синицын околок – лес деда Синицы. Даринский, Грушанский околки так же были названы фамилиями жителей, за кем были закреплены эти леса. Макаровый сад – назван в честь человека, который за него отвечал. Побитый лес – в этом лесу убили людей, ехавших по дороге, которая проходила рядом с лесом (по слухам в этом лесу были найдены черепа людей).

4. Микродромонимы – названия дорог, тропинок. Столбовая дорога – дорога, вдоль которой находятся телеграфные столбы. Старая конная дорога - это дорога, которая соединяла Купино и Омск через Митрофановку.

5. Микрогидронимы – названия водных источников: прудов, озер, болот, ручьев, рек и мест купания. Каланчак– ручей, соединяет водонапорную башню и озеро, по которому раньше вода бежала самотёком. Ляга – это вода окруженная деревьями. Валерка – котлован, назван в честь казаха Валерки, так как раньше почти возле всех котлованов были казахские аулы. Окуниха – ляга , в которой раньше было много окуней.

6. Микроспелеонимы – названия колодцев, родников. Например, Пархоменков колодец – около дома Пархоменко. Колхозный колодец, который находился на переулке, который вел к ферме .

7. Микроагроонимы – названия полей, лугов. Пистолеты – пашня похожая на пистолет. Смородиновые клетки – пашни между смородиновых садов. Третья бригада – поля, где стояла третья бригада (всего было четыре).
Таким образом, топонимы имеют большое значение для изучения истории родного края, позволяют изучать прошлое народа, его быт, нравы, верования.

Часто вижу картину одну: как в деревне из каждого дома провожали отцов на войну, старших братьев, родных и знакомых. В годы Великой Отечественной войны деревня Митрофановка не осталась в стороне от общего дела всей страны с1941 по 1945 год из деревни на фронт уходили мужчины. Большинство из них не вернулись. Восстановить полный список защитников Родины не удалось.

В беседе с жителем Митрофановки Левченко Андреем Николаевичем я узнал о его дяде  Левченко Андрее Трофимовиче 1922 года рождения. Андрей Трофимович был старшим сержантом. Погиб и был похоронен в Венгрии д. Орослань. Им был совершен подвиг. Дата подвига: 26 октября 1944 года, а 27 ноября 1944 был награжден медалью «За отвагу».

Так же из воспоминаний Андрея Николаевича, я узнал о Сороке Алексее Моисеевиче , с которым произошла история, о которой только снимать кино. Алексей Моисеевич попал под обстрел и его считали погибшим, так как он, не подавал признаки жизни, у него была рваная рана на голове (не было части черепа) и он лежал вместе с погибшими солдатами. Даже домой пришла похоронка, и родные считали его погибшим. Но благодаря медсестре, которая заметила признаки жизни у Алексея Моисеевича, он был спасён.

После выздоровления он вернулся домой и прожил ещё долгую жизнь, у него с женой родилось два сына и три дочери, умер он в глубокой старости 2001 году.  К 40-летию Победы в 1985 году он был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

Рассказали о своем прадеде Козупице Григории Ивановиче 1923 г.р. и его внуки. Григорий Иванович был призван 1 сентября 1941 году в 229 инженерный саперный батальон, мобилизован 24 апреля 1947 года. Умер 1996 году. Так же из архива сельского совета я узнал о Бокланове Иване Алексеевиче 1921 г.р., Иващенко Николае Николаевиче 1923 г.р., Володине Алексее Михайловиче 1923 г.р. и других. Везде били врага мои земляки: и на земле, и в воздухе, и в пешей атаке, и в танковом бою. Защищали свою большую Родину, кусочком которой является маленькая деревня Митрофановка. До настоящего времени из ветеранов никто не дожил.

В настоящее время деревня Митрофановка имеет плачевный вид. В последние годы председатели колхоза менялись очень часто: Белокур Галина Григорьевна, Зайцев Василий Николаевич. Не стало колхоза в 2010 году. До последних дней в колхозе работали простые труженики: Белокур Федор Владимирович, Гащенко Виктор Андреевич, мой папа Белокур Анатолий Владимирович и др. Директором начальной школы долгие десятилетия была – Романченко Полина Евдокимовна.

Больно ей было сознавать ежегодное уменьшение числа учеников. Если в конце XX столетия еще было 15 – 10 учеников, затем все меньше и меньше, а в 2012 году их осталось только два. Это я - Белокур Максим и Гащенко Павел, для которых последний раз прозвенел школьный звонок (25 мая 2012 года) и Ефимова Оксана Викторовна проводила нас со школы, которую естественно, закрыли.

Неудивительно, ведь начиная с 2000 года, в деревне было рождено всего 12 детей, да и семьи эти одна за другой уезжали. Клуба нет уже с 2008 года. В Митрофанове нельзя болеть, потому что с 2016 года там нет медпункта. Магазина нет с 2007 года. Все, что можно было закрыть, закрыто. В четырех жилых домах осталось 13 человек. Ночью свет на столбах не горит. Тропки летом зарастают бурьяном, а зимой все заносит снегом.

Есть две семьи, в которых дети школьного возраста и им необходимо ездить в школу. Они присматривают себе дома в других населенных пунктах. Но уезжать из Митрофановки не хотят – приросли корнями, прикипели сердцем к своей родной деревушке. Если бы было хоть какое - то обеспечение, прочищенная дорога, автобус до райцентра более одного раза в неделю, то они, пенсионеры, и не уехали бы никуда, так бы и остались доживать свой век на родной земле.

Горожанин может только с тоской вздыхать про то, как государство изживает деревню, что повсюду запустение, как жители массово уезжают из деревни. У них слова. А у меня чувства. Больно. Обидно. Непонятно. Родина дается человеку один раз и навсегда, ее не выбирают. Это суждение справедливо и в отношении малой родины. Где теперь моя малая родина? Куда я должен буду приехать, чтобы поклониться родной земле? На пустырь, поросший бурьяном? Участь Митрофановки постигла многие деревни России.

Но ещё глубже нравственная проблема, так как деревни – это маленькие островки нашей национальной культуры. В мёртвых деревнях осталась малая родина миллионов россиян. Многие не знают своих истоков, своих корней и живут «Иванами непомнящими». Утрачены культурные ценности. Нельзя уничтожать свои истоки, корни. Уничтожая деревню, мы уничтожим Россию.

Есть ли шанс у Митрофановки? В прямом смысле, конечно, нет. Возможно, уже к концу 2020 года останется одна-две семьи, а другие переедут на другое место жительства. Но если каждый из нас, уроженцев Митрофановки, будет помнить о ней, будет хранить ее в своем сердце, будет навещать могилы предков, будет рассказывать о ней своим детям и внукам, вот тогда у деревни есть шанс жить в памяти поколений, тогда она не будет забытой. А своими земляками я горжусь.

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 27 Мая 2017

Отправитель: Оксана Ефимова

Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...