НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Перекрёсток встреч и разлук. Вокзал в Болотном

Любой большой город начинается с вокзала. Болотное не исключение. Именно вокзал - это тот единственный встречающий, который ждет гостей города и днем, и ночью. Наш вокзал - почетный старец. Построен в 1896 году. Он не похож на западноевропейские вокзалы с их курзалами, фортепьянными концертами и художественными выставками.

Болотнинский вокзал – живой свидетель эпохи. В начале прошедшего века круглые сутки и летом, и зимой, мимо следовали пассажиры, двигались партии ссыльных и переселенцев. На запад тянулись длинные поезда с пушниной, рыбой, кожей, маслом, салом, а на восток везли промышленные товары, оборудование для золотых приисков.

Станция Болотная привлекала к себе сельскохозяйственные грузы, через неё шла реализация промышленных товаров.
Первый вокзал был деревянный, одноэтажный, не особенно большой. Здесь были павильоны с залами ожидания и билетными кассами.

На вокзале всегда находилось много людей с самодельными чемоданами, мешками с пожитками, с малыми детьми. Люди проводили на вокзале по нескольку суток: многие старались приехать из своей деревни заранее, чтобы не опоздать на поезд. Для таких людей были организованы буфеты, стоял огромный самовар с кипятком.

Из окон вокзала можно было видеть поезда того времени: наиболее распространёнными паровозами являлись паровозы серии ОВ (в просторечии – «Овечки»), а вагонами – деревянные «коробки» на две пары колёс всего, сиденья – деревянные, жёсткие. Поезда (всего в 8-10 вагонов) состояли из трех видов вагонов: первый вагон – «карета», вагон повешенной комфортности, специально для знатных персон; затем шли вагоны под названием «дилижанс», для пассажиров среднего класса; ну и в самом конце всего состава шли вагоны «линейка», для бедноты.

Между паровозом и замыкающим вагоном по длине всего состава была протянута верёвка с колокольчиком в кабине машиниста. Эта верёвка была своеобразным «стоп-краном» того времени: контролёр дёргал за неё и машинист останавливал паровоз, но колокольчик звонил и во время движения самого поезда. При прибытии поезда на станцию, машинист передавал дежурному специальный жезл, а когда поезд должен был отправляться, этот дежурный давал машинисту другой жезл – это была обязательная операция, которую в наши дни выполняют семафоры.

Перрон был не только местом, куда приезжали и откуда уезжали поезда; сюда приходили погулять, просто посмотреть на поезда. Присутствовавшие на вокзале люди могли наблюдать за тем, как в паровозы заливали воду из привокзальной водонапорной башни. Всё это было необычно для простых жителей глубинки, поэтому многие стремились попасть на вокзал. В течение многих лет вокзал постоянно провожал и встречал пассажиров и был свидетелем многих событий в жизни страны.

Во время Гражданской войны работа железной дороги и вокзала сильно изменилась. На вокзал постоянно прибывали отряды красноармейцев и революционных матросов. На станции останавливались агитационные поезда, проводились революционные митинги, на которых агитаторы призывали граждан выступить в защиту революции.

Основные и вспомогательные пути были забиты составами с оружием, солдатами, провиантом, беженцами. На вокзале и перроне скапливалось много народа. Голод заставлял горожан ехать в сёла и деревни, чтобы обменивать вещи на продукты. Посадка на поезд была мучительной – вагоны брали с боем, залезали через окна и с крыш, рискуя упасть.

После Гражданской войны, отмены военного коммунизма и введения НЭПа оживилась хозяйственная жизнь страны. Восстанавливались фабрики, заводы, железные дороги. Несколько улучшилась жизнь населения: была разрешена свободная торговля, отменена обязательная трудовая повинность. На вокзале стало меньше мешочников, исчезли заградительные отряды, за порядком следила транспортная милиция.

В годы первых пятилеток в стране стали проектироваться и строиться новые железные дороги; молодёжь, комсомольцы ехали на стройки первых пятилеток. На вокзале проводились митинги, играл духовой оркестр. Для постройки новых заводов на востоке необходимы были стройматериалы, поставка их осуществлялась так же через станцию Болотная. Нагрузка на старый вокзал была слишком велика; ни станция, ни вокзал не были готовы к такому объёму пассажирских и грузовых перевозок. Любимым местом болотнинцев был буфет при вокзале, с портьерами, белыми скатертями на столе, что очень отличалось от унылых столовых.

Каким я вижу вокзал 30-х годов? Какие поезда следуют мимо него? Идут литерные, пассажирские, грузовые. Идут поезда "скорби и слёз” - как их прозвали в народе. Товарняки, под завязку набитые «врагами народа». С началом массовых репрессий увеличилось количество составов с заключёнными, проходящих через станцию, иногда по нескольку составов в сутки. Эти составы размещали на дальних путях, усиленно охраняли, но всё равно пассажиры, находящиеся на перроне, часто видели зарешечённые окна и лица заключённых.

Наступила весна 1941-го года. В палисадниках, поселковом саду буйно цвела черёмуха. В школах района готовились к выпускным балам. Жители станции Болотная с нетерпением ждали лета. Планы и надежды на будущее перечеркнула война. Она кованым сапогом фашистского солдата постучалась в каждый советский дом. Каким мне видится вокзал сорок первого? Хмурым, угрюмым.

Через Болотное на запад шли военные поезда, нагруженные военной техникой, боеприпасами, провизией; на восток – составы с эвакуированными, беженцами из прифронтовых районов, с ранеными с фронта. С вокзала уходили поезда с воинскими частями, а также уезжали отряды добровольцев. Перед отправкой проводились митинги на вокзальной площади. Провожали жёны мужей, матери сыновей. Смотрели в голубые бездонные глаза, гладили волосы, а по щекам бежали непрошенные слёзы. Мимо шли составы с военной техникой: зачехлённые танки, пушки. Эти составы шли без остановки мимо вокзала. Чаще всего их перегоняли ночью, составы охранялись.

Штат сотрудников вокзала сократился, количество грузов и пассажиров значительно возросло. На мужские должности принимали женщин и подростков. Работники вокзала вели учёт пассажиров, а также вагонов с пассажирами, которые находились на путях, следили за маршрутами их следования и временем отправления, постоянно поддерживали связь с местными органами по устройству эвакуированных, следили за порядком на вокзале и поездах, сами заготавливали дрова для отопления вокзала. Из-за роста краж и бандитизма в годы войны они помогали линейной милиции.

Закончилась война, уставшие от войны жители с восторгом и ликованием восприняли известие об её окончании. Стали возвращаться домой фронтовики, выжившие в «огненной мясорубке». Первыми шли целые составы с ранеными. Затем уже шли поезда с бойцами. Перед каждой большой станцией весь состав украшался: вывешивались транспаранты, плакаты. Все вагоны увешивали венками, а на паровозе устанавливали портрет Сталина, обрамлённый цветами.

Вокзал, словно одушевленное существо, выпрямился, расцвёл в улыбке. К каждому поезду, идущему с фронта, приходили женщины и дети: они ждали своих отцов, мужей, братьев. Каждый из приходящих хранил в душе надежду на то, что близкий человек вернётся, поэтому люди, которые еще не встретили своих, приходили снова и снова. На вокзале пела гармошка, люди плясали. Кто-то смеялся, кто-то плакал – не все могли дождаться родных, кто-то уже давно потерял надежду и просто приходил посмотреть на проезжающие поезда.

Только 1947 году вокзал вернулся к нормальному режиму работы. Были отменены обязательные сверхурочные работы: восстановлен ежегодный отпуск и шестидневная рабочая неделя для сотрудников. В 50–е годы 20 века был проведён капитальный ремонт перрона, старый вокзал разобрали и из брёвен построили детскую библиотеку, а на его месте возвели новый из кирпича, на привокзальной площади разбили сквер.

В 60–70-е годы люди стали жить лучше, увеличилась заработная плата, пенсии. Больше стали ездить: на юг, на экскурсии, даже за границу. Это было видно по огромным очередям за билетами. Вокзал видел оживленную атмосферу, когда провожали друг друга в лагеря, на море, видел огромные рюкзаки за плечами, слышал смех, шутки, песни. Слышал вокзал песни: «А все кончается, кончается, кончается, едва качаются перрона фонари…» И это было при любой погоде: дождь ли шел, снег ли падал, ветер сильный дул.

Вокзал теперь уже не был только местом для проводов и приветствий: теперь он стал местом и для праздников – там каждый год отмечали День железнодорожника. На перрон вокзала приходили не только встречать и провожать. Кто-то мечтал увидеть родное лицо, кто-то приходил посмотреть на пассажиров, вышедших на стоянке поезда прогуляться.

В 90-е годы меняется жизнь страны: распад СССР, крах экономики, инфляция, безработица. Вокзал – зеркало этих явлений. Десятки и сотни людей ищут на вокзале пристанища: выходцы из средней Азии, гастарбайтеры, бомжи. Такого не видел вокзал с военных времён. Вокзал и привокзальная площадь покрылись сетью ларьков и торговых точек. Новое население заполонило залы для пассажиров – «чапэшники» – так называли в народе частных предпринимателей, которые с огромными сумками ездили за товаром, чтобы потом его перепродать – другой работы у большинства не было.

Спустя много лет многое изменилось. Сегодня на Болотнинском вокзале установлено передовое информационное оборудование с компьютерной программой прибытия и отправления поездов.

В наши дни пассажиры стали более требовательны, и от того, как его встретят или проводят, зависит и его впечатление обо всём городе и его жителях. Да и сам вокзал – это, по сути, маленький городок с постоянно меняющимся населением, численность которого возрастает летом, уменьшается – осенью и зимой.

Вокзал – лицо станции, парадное крыльцо нашего города. После капитального ремонта в начале 2000-х здание стало намного красивее, изменился и его интерьер. И сегодня, как и сто лет назад вокзал – место, где всегда неспокойно. Люди ходят туда – сюда, каждый озабочен чем – то своим: ожиданием, покупкой билета или поиском места, чтобы присесть. Вокзал пустеет и снова наполняется. Приходят и уходят поезда. Идет время, его не остановить, а вокзал остаётся молчаливым свидетелем истории.


Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 13 Мая 2017


Вам нравится? 70 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...