НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Герман Титов учился летать в Коченевском небе

Коченевский аэродром был построен в 1939-1940 годах для Новосибирской военной авиашколы летчиков-бомбардировщиков ВВС РККА, которая была переведена из г. Красноярска (31-ая ВАШП). Использовался он как полевой запасной аэродром для самолетов СБ (АНТ-40; ДБ-3; ИЛ-4).

С августа 1941 года на аэродроме в основном проводилась летняя подготовка военных летчиков 20-го запасного истребительного авиаполка (20 ЗИАП) (одна эскадрилья проводила подготовку с аэродрома городского аэропорта). Новые самолёты для ВВС: Як-7в, ЛАГГ-3, ЯК-9, поступали с Новосибирского авиазавода (п/я 153).

Запасные авиаполки - 19 ЗИАП и 20 ЗИАП, входили в состав 5-ой запасной авиабригады, базировавшейся в Толмачево, и комплектовались за счет летно-технического состава строевых частей ВВС, выпускников авиаучилищ и курсов пилотов ГВФ, и специалистов запаса. Запасной полк проводил подготовку и комплектование маршевых авиаполков и летчиков-одиночек для ВВС действующей армии.

Самолеты облетывались, дорабатывались, доводились до установленного ресурса, проводилось испытание оружия. С этой целью был оборудован полигон для стрельб по наземным целям южнее п. Коченево - у речки Шариха. После тщательной подготовки, боевая воздушная техника отправлялась в специальных контейнерах по железной дороге на фронт. С августа 1941 года по май 1945 года было подготовлено 1107 летчиков. На фронт в год направлялось по 250-290 машин.

В 1945 году Новосибирская ВАШП и запасные полки были расформированы и с 1946 года в Коченево начали проходить летную подготовку пилоты Сталинградского (Сибирского) училища (СВАУЛ) 813 учебный полк, которое было перебазировано из г. Кустанай. Первичное обучение проводилось на винтовых самолетах Як-9, Як-11, Як-18. Обучение проходили и иностранные пилоты.

С 1951 года в СВАУЛ вели подготовку на реактивных самолетах УТИ МиГ-15. На аэродроме была сооружена металлическая взлетная полоса длиной около 2000 метров. Полеты на учебных спарках шли очень интенсивно, летом с 6 часов до 14 часов или с 14 до 20 часов. Если полетов не было – это плохая примета – значит что-то случилось. За лето падали 2-3 самолета. Многие курсанты и инструкторы были похоронены на Коченевском кладбище.

На Коченевском аэродроме учился летать выпускник СВАУЛ Титов Герман Степанович (с 1955г. по 1957 г.) - будущий летчик-космонавт №2, Волынов Борис Валентинович (с 1953 г. по 1955г.) и Попович Павел Романович (1952г.).

Вот что пишет Г. Титов в своей книге: «Январь 1955 года был в Сибири, как обычно, суров морозами... Густой холодный воздух перехватывал дыхание, заледенели щеки и уши, моментально пробрался под полы курсантских шинелей, когда мы, выпускники школы первоначального обучения летчиков, вышли из вагона электрички на одной из станций недалеко от Новосибирска. С чемоданами в руках, вместившими все наши нехитрые солдатские пожитки подгоняемые морозом, направились мы к авиационному городку, где нам предстояло теперь жить, учиться, осваивать очередную ступеньку летного мастерства».

Из воспоминаний об этом времени Петра Евграфовича Плешивых, участника Великой Отечественной войны, жителя р.п. Коченево: «В апреле 1944 года я был направлен начальником аэродромно-компрессорной станции в Военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата, которое было расположено в то время в г. Кустанае (Казахстан). В 1955 году училище летчиков-испытателей перебазировалось в Толмачево, а на естественной природной выровненной площадке, между р.п. Коченево и п. Светлый оборудуется учебный аэродром.

В то время военного городка, сельхозтехники, РАЙПО не было. Не было и улиц Ипподромской, Заводской, Чапаева, Крылова. На площади, где сегодня расположены районный отдел полиции, РТК, находились военные казармы с курсантами. Кто же предполагал, что Герман Титов станет космонавтом?!»

Петр Евграфович вспоминает, что на нашем Коченевском аэродроме учились летать и молодые мальчики из Венгрии и Албании, они совершенствовали своё мастерство, но и допускали ошибки, и старожилы-коченевцы помнят о падении самолетов и о гибели летчиков.

Интересны и воспоминания Валентины Петровны Богомоловой (Прохоровой). В то время она работала библиотекарем, а Герман Титов с друзьями были активными читателями. Они очень любили журнал «Техника молодежи». Читали, спорили.

Позже встретилась Валентина Петровна уже с космонавтом Г.С. Титовым в 1962 году в г. Москве. Будучи уже первым секретарем Коченевского райкома комсомола, она была избрана делегатом на XΙV съезде ВЛКСМ.

В 1960 году, в связи с сокращением численности ВВС, по указанию генерального секретаря СВАУЛ было ликвидировано. Некоторое время в Коченево базировались самолеты-разведчики ИЛ-12 ВВС СибВО. И в 1961 году аэродром прекратил свое существование.

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 22 Апреля 2017


Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...