НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Неутомимый труженик Раиса Маслакова из Киевской школы

Когда её ученик Андрей Ольховский поступал в Баумановское училище, преподаватель истории был удивлен его знаниями и спросил, кто его так подготовил, на что студент ответил: «Моя учительница, Маслакова Раиса Андреевна». Сегодня в преддверии 75-летнего юбилея Раисы Андреевны, мне хотелось бы рассказать о судьбе этой замечательной женщины, матери, бабушки, учителя.

Родилась Раиса Андреевна 30 июня 1941 года в селе Камарчага Красноярского края в многодетной и дружной семье. Своего отца, ушедшего в 1942 году на фронт, она не помнит. Только со слов матери знает, что у отца была бронь от службы в армии. Но он добровольцем ушёл на фронт, оставив жену и детей. А через четыре месяца пришла похоронка. Как ни тяжело было матери, но горевать долго было некогда: на руках осталось шесть детей, мал мала меньше, о которых нужно было заботиться.

Было принято решение переехать в Татарский район, поближе к родственникам матери. Семья купила небольшой ветхий дом в селе Ильинка (Забулга), в котором прожила все военные годы. С теплотой вспоминает Раиса Андреевна председателя колхоза Алексея Карповича. Он по-отечески относился ко всем детям, всегда спрашивал у матерей, есть ли продукты, чем они кормят ребятишек, и всегда был готов помочь. Такое теплое отношение особенно было ценным во время войны. И никто тогда не догадывался, что семья самого председателя погибла в Рязани. Жители села жили дружно, во всём помогали друг другу.

С детства Раиса Андреевна мечтала о школе. Но в 1 класс пошла в 8 лет. Время было тяжелое, послевоенное, сельчане жили бедно. Не было вещей, обуви, тетрадей, книг. Да и у кого они тогда были? Но это не остановило любознательную девочку. Зимой в школу Рая бегала в носках, увязая по колено в снегу. В школе снимала носки и сушила на печке. А сама забиралась на лавку, поджимала под себя ноги, пытаясь согреться. И так каждый день по сугробам за знаниями, пока учительница не принесла ей из дома старенькие валенки.

Писать приходилось ребятам на газетах, чернилами служила сажа из печи. Но и этому они были рады. Было желание учиться. И она училась на «4» и «5». После школы помогала маме по хозяйству, а уроки учила вечером. Электричества не было, поэтому учить приходилось при свете горящей печи, не забывая подбрасывать дрова. Бывало порой, что матери жалко станет уставшую за день дочь, скажет: «Рая, да брось ты эту книжку, пойди отдохни». Но трудности уже тогда не останавливали Раису Андреевну. «Спать не лягу, - говорит она, - пока всё не выучу, что было задано на дом».

После 7 класс встал вопрос о дальнейшей судьбе. Но для Раисы Андреевны он был очевиден: учиться в школе. Мать поставила ей условие: заработаешь денег на школьную форму и принадлежности – пойдешь в школу, если нет, то работать. И она всё лето, с первого дня каникул, пасла в поле колхозных телят, чтобы заработать денег на учёбу.

Старшие классы оканчивала Раиса Андреевна в 84 школе города Татарска. Семья к тому времени жила в Сорок четвёртом совхозе (село Северотатарское), и добираться до школы приходилось пешком, вставать засветло, идти по дороге в грязь, в холод, в жару, в метель. А учителя еще и покрикивали, когда ребята опаздывали к первому уроку. Но, как и в детстве, было желание учиться. Конечно, были и свои любимые предметы, и учителя. С теплотой вспоминает Раиса Андреевна учителя литературы Василия Ивановича Шаблюка и его увлекательные уроки. Ей, юной девушке, хотелось стать таким же хорошим специалистом, так же интересно рассказывать материал урока, как это делал он… Вот так и был определён выбор будущей профессии: учитель литературы.

В 1961 году она поехала поступать в Куйбышевское педагогическое училище. Никто и не думал, что ей удастся с легкостью выдержать вступительные экзамены. А она справилась. Во время учебы Раиса Андреевна была активной участницей студенческой жизни. Участвовала в студенческих конференциях, проводила семинарские занятия со своим потоком.

Окончив Куйбышевское педагогическое училище, а впоследствии и НГПИ, она по распределению была направлена в одну из школ Кыштовского района. Отработав в ней два года, переехала жить в село Киевка.

Сначала работала воспитателем в детском саду, а с 1967 по 1994 год - в школе. Места учителя в школе не было, поэтому приступила к работе в качестве лаборанта. По работе приходилось бывать и в городе. Транспорта не было, поэтому ездила на лошади. В преподавание вошло новшество: кинопроектор. Её пришлось освоить его работу, а после показывать учебные фильмы. Вместе с ребятами переносили его из класса в класс. Вокруг всегда было много учеников, которые с удовольствием помогали.

«Я могла полностью его разобрать и собрать, - вспоминает Раиса Андреевна. – А сейчас, наверно, не вспомню». Причем помогали даже шалопаи, которые неохотно учились, шалили на переменах. Почётное задание - перенести кинопроектор из класса в класс, протереть от пыли, показать фильм - предоставлялось только тем ученикам, которые заслужили это право прилежной учебой и поведением. Уже тогда пришло понимание того, как нужно вести уроки: главное – заинтересовать детей. Её ученику, Александру Дога, пригодилось знание работы с кинопроектором и на службе в армии.

Затем появилась возможность работать по специальности в школе. Долгие годы Раиса Андреевна вела уроки русского языка, литературы и истории. Когда она была ещё студенткой НГПИ, её преподаватель М. Н. Мельников любил повторять: «Учитель – страшная сила. Хочешь сделать ученику плохое - не спрашивай его месяц. Хочешь укрепить в своих знаниях – спрашивай его каждый день».

На её уроках всегда была тишина. Дети с увлечением слушали материал. Она умела давать прочные знания по своему предмету, могла заинтересовать ребят темой урока. Бывали случаи (и не раз) в ее педагогической практике, когда ученики, желая скрыть свою неготовность к уроку, задавали вопрос по пройденной теме, но так умело, чтобы ответ на него занял целый урок. Искренне веря, что осталось недопонимание материала, Раиса Андреевна пускалась в объяснения. Рассказывала живо, увлеченно, не замечая времени, находя новые слова, примеры для объяснения темы урока. За такими беседами, диалогами проходил урок. Думаю, ученики даже не понимали, что, слушая материал снова, они его лучше усваивали. Результат – успешная сдача экзаменов, призовые места в конкурсах.

Проводила Раиса Андреевна уроки-конференции, уроки-диспуты, практиковала парный опрос, что в то время было новшеством и поэтому завораживало нас, учеников. Помню, как она гоняла по датам, заставляла работать с картой. Она всегда считала, что учитель должен много знать, быть интеллектуально образованным человеком, воспитанным, всегда на голову выше своих учеников, тогда им будет интересно с таким учителем, тогда легко можно заинтересовать в материале урока. Она всегда придерживалась принципа: «Лучше твёрдая «3», чем дутая «4».

Именно она, будучи учителем истории, основала первый школьный музей. Под её руководством был организован краеведческий кружок. Вместе со своими учениками Раиса Андреевна ходила по селу для сбора информации, заходили буквально в каждый дом и записывали историю села. Полученные сведения сверяли с архивом райисполкома. Жители с удовольствием окунались в прошлое своего села, семей, дарили для школьного музея экспонаты. Был здесь и ткацкий станок, и весы, и прялки, и вышивка, и предметы домашнего обихода.

Помню, как мы с осторожностью подходили к столам, боясь что-то сломать, смотрели на собранный материал. Больше всего меня восхищали вышитые картины. История села была собрана Раисой Андреевной и её учениками до 1985 года. Краеведы собирали произведения устного народного творчества: песни, частушки, присказки (до сих пор дома она хранит тетрадки с частушками, которые ей пели наши старожилы).

Был оформлен целый альбом о матерях–героинях, альбом об участниках войны. «Сначала фронтовики начинали рассказ неохотно, а потом, всё больше погружаясь в воспоминания, рассказывали увлеченно, только успевай записывать», - говорит она. Помню, как мы, ученики 5-6 классов, заносили все данные в эти альбомы под её руководством. Раиса Андреевна была хранительницей этого музея. Только после открытия нашего музея, стали создавать их в других сельских школах.

Раиса Андреевна вела в школе не только уроки, но и работала библиотекарем. «Ученики читали с удовольствием, библиотека никогда не пустовала», - говорит она.

За годы работы была Раиса Андреевна классным руководителем у двух выпусков ребят. И все ребята оставили след в душе. «Они были для меня как члены моей семьи», - говорит Раиса Андреевна. Девизом класса были слова: «Один за всех, и все за одного».

Тесная связь поддерживалась с ребятами не только на уроках, но и после школы. Бывало, что и после дискотеки домой всем классом провожали тех учеников, которые далеко живут. Всегда с нетерпением ее ученики ждали классного часа, где подводились итоги работы и учебы за неделю. Сильные ученики контролировали слабых, помогали им в учебе. Так вырабатывалась самостоятельность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Её ребята всегда были правофланговые (а это звание давалось не каждому классу). Везде в числе первых, будь то сбор макулатуры, железа, почек, лечебных трав, участие в зарнице, выращивание овощей или повседневная учеба. Вспоминает Раиса Андреевна, как однажды с классом пошла в поход на речку. А это ни много ни мало, а 35 километров. Пришли, успели поставить палатки, и начался дождь. Но трудности их не останавливали. Ездили они с классом в Омск, в цирк, на спектакли. Даже, несмотря на то, что в одном из выпусков были почти одни парни, трудностей не было, всегда удавалось найти общий язык.

Под руководством Раисы Андреевны была организована тимуровская помощь ветеранам войны. «Это наш долг – помогать нашим защитникам», - говорила она. Мы, ученики 5 и 6 классов, чистили снег, носили воду, мыли пол, ходили в магазин за хлебом. А ещё сажали летом цветы, деревья на территории памятника. И это даже не обсуждалось.

Работая учителем, Раиса Андреевна принимала активное участие в жизни школы. Постоянно проводились заседания методического объединения, предметные недели, конкурсы, смотры художественной самодеятельности. Не считала зазорным она обратиться за советом к своим коллегам. Коллектив учителей был дружным, работоспособным. Да и ученики были активными, трудолюбивыми.

Раиса Андреевна состоялась и как учитель, и как мать. У нее две заботливые дочери. «Они смогли добиться того, о чем я для них мечтала: Галя выучилась и работает завказначейством банка по Иркутску, Татьяна – учитель начальных классов высшей категории», - с гордостью говорит она.

Сейчас Раиса Андреевна находится на заслуженном отдыхе. Но сколько в ней энергии, трудолюбия! Она до сих пор активно участвует в жизни села. Добиться, чтобы сделали новый сруб для колодца - Раиса Андреевна, расчистить к нему дорогу - Раиса Андреевна, пойти и открыто высказаться на сходе граждан о проблемах села – Раиса Андреевна, помочь советом соседям – Раиса Андреевна. Её не увидишь спокойно сидящей без дела на лавочке. Хозяйство, огород, сбор грибов и ягод, заготовка сена, домашние хлопоты – постоянные спутники её жизни. Она – неутомимый труженик. Была и осталась им по сей день.

И сегодня, в преддверии юбилея, от лица педагогического коллектива школы, выпускников и односельчан хочется пожелать Раисе Андреевне крепкого здоровья, душевного спокойствия за детей, внуков и правнуков. А главное – оставаться энергичной и верной своим жизненным принципам.

Олеся Козина
     


Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 14 Ноября 2017

Отправитель: Олеся Козина

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Маслакова Р.А

  • Комментарии
Загрузка комментариев...