НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Из истории села Вознесенское Венгеровского района

По старому Московскому тракту на правом берегу реки Омь раскинулось село Вознесенское. Жители гордятся историей своего села. Давайте приоткроем окно в минувшее, ведь не зная прошлого, нельзя любить настоящее и думать о будущем.

Село названо в честь религиозного праздника Вознесения Господня. Старожилы наших мест с большой гордостью вспоминают о главной достопримечательности села – деревянной церкви, к сожалению, сгоревшей в 1979 году.

Вознесенская церковь была одной из главных в Венгеровском районе, сюда по большим праздникам сходились, съезжались люди из разных деревень, находившихся за 100 и более километров. С церковью связано много легенд и историй.

В годы раскулачивания колокол внезапно начинал звонить. Жители считали удары. Если слышалось четыре удара, значит, на следующий день четыре семьи покидали село. Но в момент странного набата колокола всегда отсутствовал звонарь. Люди недоумевали. «Неужели нечистая сила?» – говорится в одной из легенд. Выяснилось позднее, что с другого берега в колокол стрелял из винтовки один из жителей Вознесенки. Ведь церковь всегда строили на возвышенном месте. Так односельчанин извещал о наступающей беде.

В 2013 году нашему селу исполнилось 260 лет. Именно столько лет наше село неизменно носит своё название. Но земля, на которой мы живём, имеет более древнюю историю. Оказывается, сегодня именуемая в народе Кузнецовская гора, которая находится на левом берегу против села, является археологическим памятником Венгеровского района Новосибирской области.

В 1771–1772 годах на территории Зауралья и Западной Сибири работала экспедиция, возглавляемая академиком И.П. Фальком. Исследователь описал ряд древних памятников Барабы. Прежде всего, это городище Вознесенское.

И.П. Фальк пишет: «Бараба имеет много остатков древних жителей, из коих мне известны следующие. Следы Тонтуры при деревне сего названия, занимают полуостров, образуемой южной дугою Ома, около возвышенной площади в перечнике в одну версту, татарское название означает город Тора. Сказывается, что она была столицею некого хана».

Из описания памятника: «Вознесенское городище («Кузнецова гора», «Тонтур»). Памятник расположен на левом берегу р. Оми современного села Вознесенка. Городище расположено на мысу. В настоящее время его сохранившаяся часть вытянута в длину более чем на 500 м. Тремя линиями рвов и валов, прорезающих мыс, оно разделено на четыре участка.

Большой интерес представляет обнаружение фрагмента керамической фигурки идола. Памятник датируется  XIV – серединой XV веков н. э. По письменным источникам, городище являлось ставкой наместника хана Кучума в Барабе, мурзы Тарлава. Принадлежало барабинским татарам. Следует иметь ввиду, что место, на котором расположено городище, вероятно, было обитаемо в глубокой древности, о чём свидетельствуют находки более древних материалов». (Из книги «Археологические памятники Венгеровского района Новосибирской области». В.И. Молодин, А.В Новиков, 1998 г., Новосибирск, стр. 21–22).

В нашем районе имя Петра Михайловича Пономаренко (1901–1984) знают все. Основатель районного краеведческого музея, фронтовик, всю свою жизнь посвятил изучению истории родного края. Его записки «Отчий край» публиковались в районной газете «Ленинец».

В материалах П.М. Пономаренко есть много свидетельств о Вознесенке: «1782 год. Состоялось в Вознесенском 19 дворов, церковь, дом для духовенства, квартира комиссаров, дом землемера сержанта Сабанова, дом командира Толмачёва, судебная изба…»

А.Н. Радищев в дневниках и письмах к графу Воронцову сделал много замечаний о Барабе. Он отмечает: «Видно огорчение против дворян и начальства». О Вознесенском: село большое, посельщиков 100 дворов, и десяток старожилов».
 
Далее Пономаренко отмечает в своих материалах проезд А.П. Чехова в 1890 году по Московскому тракту на Сахалин. «Сибирский тракт – самая большая, и, кажется, самая безобразная дорога во всём свете», – писал А.П. Чехов. Но всё же участку по Барабе он делает снисхождение: «Благодаря не чиновникам, а природным условиям местности, она ещё сносна».

«Хлеб везде по Сибирскому тракту пекут вкуснейший, пекут его ежедневно и в большом количестве. Пшеничная мука здесь дешёвая, 30–40 коп. за пуд. Но на одном хлебе сыт не будешь… Если в полдень попросить чего-нибудь варёного, то везде предлагают одной только «утячьей похлёбки» и больше ничего. А эту похлёбку есть нельзя: «мутная жидкость, в которой плавают кусочки дикой утки и потроха, не совсем очищенные от содержимого. Невкусно и смотреть тошно. В каждой избе дичина. Никаких охотничьих законов, стреляют птиц в продолжение всего года…»

О движении по тракту в зимнее время свидетельствует князь Костров (1874 год): «Впечатления Барабинской степи ничтожны и утомительны: всегдашние длинные обозы с мешками чаю, всегда распущенные, не связанные возы, лошади на разбродку по всем местам, где только можно проехать встречному. Валит в снег ваши сани, вашу тройку, летит ямщик ваш – летите в сугроб вы сами, перебраниваются извозчики с ямщиками, и всё одно и то же по несколько раз в день.

И снова остальные впечатления сбиваются на одно. На жёлтенькие домики этапов в каждом селении. Домики холодные, отапливаемые только в назначенный день прихода кандальной партии. Изредка разнообразит впечатления и сама партия. Но уж лучше бы она не разнообразила. Медленным шагом, побрякивая цепями, тянется она на всю длину селения и мучительно-тоскливым голосом поёт свою, так называемую «милосердную», и выбегает на эту песню народ из домов и тянутся руки туземцев с подаяниями грошика (полкопейки), семитки (2 копейки), куска пирога, чёрного хлеба. Через час пойдёт по селению один из кандальных – артельный староста за новым одиночным сбором. На третий, на четвёртый день обгоняете вы новую партию» (Н.Костров. Каинская Бараба, 1874 год).

Из материалов П.М. Пономаренко сохранилась справка о Вознесенской ярмарке: «По дороге из г. Каинска и Омска тянутся обозы, скачут повозки, катятся крестьянские телеги – все спешат в Вознесенское. Теперь сюда съезжаются торговцы не только из сибирских городов и селений, но даже из некоторых российских губерний.

Выбор на ярмарке товаров довольно разнообразен. Сюда привозят: изделия железные, медные, деревянные, шёлковые и бумажные товары, сукна, полотна, чай, сахар, ленты, готовые платья, меха беличьи, волчьи, кожи и кожевенные изделия, галантерейные вещи, хлеб, рыбу сухую, верёвки, дичь, холст, ружья, дублёные шубы и полушубки, разные мелочи русского приготовления.

Вознесенская ярмарка играет в своём краю очень важную роль. Из перечисленных товаров можно увидеть, что многие из них – плоды производительности окрестных жителей. Товары эти на ярмарке находят постоянно потребителей, что естественно, с каждым годом обусловливает обогащение окрестных жителей и поощряет к дальнейшему производительному труду – мена произведений на ярмарке доставляет выгоды обеим меняющимся сторонам».

Вознесенское – сравнительно оживлённое торговое село (оборот около 40 тысяч рублей), наиболее известное своей конской ярмаркой, бывающей в десятую до пасхи пятницу. На неё приводится до 2000 голов. Покупщики приезжают сюда из разных мест Сибири – из Томска, Иркутска, Красноярска, Минусинска, Благовещенска, а так же из Шадринска и Ялуторовского округа».

Сохраняется память ещё об одном памятнике архитектуры. Ежегодно, в июне на место, где стояла когда-то церковь, приезжает иеромонах Дмитрий с прихожанами Спасской церкви (с. Венгерово). После церковной службы священник и прихожане шествуют на Половинку.

Так называется святое место, находящееся за 12 км. от Вознесенки по Московскому тракту в сторону Омска. Там раньше стояла часовня, был построен колодец, в котором, как вспоминают старожилы, была когда-то святая вода, исцеляющая людей от разных недугов.

Время безжалостно стёрло с лица земли ту часовню и колодец, но не стёрло из памяти сельчан это святое место. Сегодня вновь отстроен колодец, а в 2004 году началось строительство часовни благодаря усилиям и средствам Спасской церкви и неравнодушных к истории своего края жителей села Вознесенское.
Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 06 Января 2018

Отправитель: Марина Белавская

Вам нравится? 7 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...