НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


В названиях улиц, пашен, лугов – жизнь ивановцев


Жизнь человека – это освоение окружающего пространства. Сначала – своего дома, улицы, потом она распространяется за границы деревни: в берёзовые рощи, на пашни и покосы, реки и болота, и все они получают имена. Вокруг одной деревни Ивановки таких названий - десятки, но кто их помнит?

Из Ивановки Кыштовского района вели две дороги, которые тянулись на юг и на север, соединяя собой соседние посёлки, деревушки. Дороги были грунтовыми, насыпных трасс не было. Такая сельская дорога называлась «большак». Из деревни Ивановки на юг шел Аникинский большак, соединяющий Верх-Майзасс и Аникино, на север – Беспаловский.

История появления Ивановки, как, впрочем, и большинства сел и деревень Кыштовского района, относится к годам царствования Александра III (1881-1894 гг.). Переселенцы из «Расеи» – жители Смоленской, Могилёвской губерний – облюбовали и основали в 30 километрах от волостного центра новое место. В 1898-1899 годах прибыли 32 семьи.

По поводу названия деревни существует несколько точек зрения. В одном они сходятся – скорей всего первым поселенцем был человек по фамилии Иваньков или Иванов.

Оживала земля, преображался край, до заселения никому не известный. Деятельность человека набирала ход, и появлялись всё новые и новые названия мест и местечек в д. Ивановке. Получили названия болота, берёзовые рощи, поля и просто места, где ступала человеческая нога. По имени хозяев назывались дома, свои названия получали и улицы – по характеру жизни и деятельности людей, живущих на определённом участке, отрезке деревни.
   
Сегодня официально существуют одна улица Сибирская и Школьный переулок. Но живы в памяти жителей те названия улиц, которые сохранились со времен основания деревни. 

Ивановка делилась на три части. Каждая имела своё название, что и было улицей. А так как деревня располагалась по одной линии, то каждая улица, каждая часть была отделена от другой границей-рвом! Начало деревни, от крутихинской трассы до кладбища, это одна из первых улиц, которая носит название Бугаевка. По словам старожилов села, название этой улицы произошло от живших там здоровых, крепких мужичков – «бугаёв». За рвом, которым заканчивалась Бугаевка, в центре деревни находилась улица Центральная или Ивановка, то есть называлась она так же, как и деревня.
 
За улицей Центральной вверх до горы Хохловой тянется Чубаровка. Это название произошло от деревьев, расположившихся на Хохловке, стремящихся кронами ввысь, создавая образ чуба.

Жизнь каждого из живущих здесь становилась частью общей жизни деревни. Сообща отмечали престольные праздники, собирались на «помочи», всей деревней провожали в армию, гуляли свадьбы, участвовали в едином трудовом фронте колхоза, но при этом каждый занимался индивидуальным личным хозяйством.

Сегодня ещё можно услышать старинные названия улиц, но история их появления молодому поколению уже, увы, неизвестна. Не становимся ли мы Иванами, не помнящими родства? Очень жаль, ведь именно благодаря названиям улиц, пашен, лугов, лесов мы окунаемся в прошлое.

Самые ближние места, куда выводили большаки, – леса и поля. В лесу отделялось место для заготовки древесины на строительные цели, называющееся «околок». Главным из них был Юткин. Лес приходилось корчевать и для пашни. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся до сих пор названия - Малая и Большая корчёвка, Васильев клевер.

На полях сеяли рожь, пшеницу, овёс, ячмень, колбу, просо, лён, коноплю, репу, гречку, рыжик. Каждый житель получал земельный надел. Чтобы избежать путаницы, наделы эти называли по именам владельцев – Васильевы пашни, Евсикова избушка и другие.

Много в названии старых пашен словосочетаний имени и слова «лука». Как известно, пашня, огибаемая рекой, называется лукой. В наших местах их много - Сергеева лука, Архипова лука, Ходорина лука. Интересна история названия Ходориной луки. В этом месте свёкр Ануфриев зарубил свою сноху Ходору. Каждую весну расцветает здесь черёмуха белым цветом, как бы напоминая о судьбе невестки, а летом это место славится красными ягодами – клубникой, земляникой, смородиной.

Названия пашен по именам бывших хозяев нередки, но часто были и другие, когда указывалось на ряд каких-то особых признаков. Так получили свои названия Матвеев сруб, Треугольник, Горелая крышка. 

На местах пашен занимались не только выращиванием сельскохозяйственных культур, но и другими хозяйственными делами. Известны Романовы корчаги, Асылов завод (производство дёгтя). Корчаги - это круглые ямы в земле, в которых жгли берёзовый уголь на дёготь.


Немыслим крестьянский стол без крынки замечательного, ароматного молока. Очень славилось наше масло в начале 20-го века за пределами России, экспортировалось оно во Францию, в Данию. Этому способствовали сочные травы на сибирских покосах. Лучшие находились около болот и ежегодно распределялись на сходе в Казанскую, которая отмечается 21 июля.

Об этом ярко свидетельствуют и сами названия покосов – Мамаево болото, Карасёво болото, Фёдорово болото... Сейчас многие из них уже пересохли, поросли камышом. Остались в числе действующих Водяное болото и Куликово болото.
    

Примечательна история и самой реки Майзасс, протекающей на территории Камышенки и Ивановки и делящей жителей на две деревни. Это одна из особенностей реки, другая же состоит в том, что тут огромное количество омутов. И эти места, также, как пашни, покосы, имеют свое имя, свою историю. Так Илюхин омут назван в честь проживавшего недалеко от реки Ильи. Подобно Илюхиному омуту получил своё название омут Труфана. Школьный омут напоминает, конечно, о рядом расположившейся школе. Занятия сельского труженика нашли свое отражение и в названии омутов Кирпичный, Старая мельница.


Уходят в прошлое не только названия пашен, лесов, болот, но и память о деятельности человека на некогда возделываемых просторах. На сегодняшний день в Ивановке нет ни одной пашни, которая бы засевалась... 
Будет ли существовать деревня, обретёт ли вторую жизнь родная земля, сейчас поросшая сорняками, бурьяном? Вопрос остаётся открытым. Сокращается рождаемость в селе, молодёжь повально уезжает в города, потому что в родной деревне нет работы. 
Кто взвалит на себя бремя ответственности за судьбу родного края, если не мы, для кого проживание на ней стало смыслом жизни?


Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 18 Января 2018

Отправитель: Кирилл Напреев

Вам нравится? 26 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...