НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История Зюзинской школы

 Зюзинская средняя общеобразовательная школа - старейшая в Барабинском районе. В этом году ей исполнилось 158 лет. В школьном музее хранится огромное количество фотографий, воспоминаний выпускников и учителей. Это бесценные свидетельства, приоткрывающие завесу прошлого. Они позволяют увидеть нашу школу глазами тех, чьи шаги, чьи звонкие голоса раздавались по школьным этажам 10, 50, 158 лет назад.

Немного истории
  Мы задались вопросом: когда же на Руси появились первые школы? Система школьного образования в России начала складываться в конце XVIII столетия; первый в истории нашего государства школьный Устав был принят в 1766 году. Согласно этому Уставу были созданы Главные и Малые народные училища. Следующий этап в развитии системы просвещения в России начался с нового школьного Устава, который был принят в 1804 году. На его основе стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища. Мы заостряем на этом внимание, потому что с подобного училища и началась история нашей школы. Дело в том, что в Западной Сибири к середине 19 века во всех учебных заведениях (гимназиях, семинариях, уездных, приходских, духовных, горнозаводских и военных училищах) обучались всего 4 – 5 тыс. человек и это при населении региона в 1,5 млн. человек, т. е. существующие в Сибири школы и училища не обеспечивали всеобщую грамотность, а рост фабрик и заводов, развитие техники требовало грамотного работника, в том числе и в сельской местности.
Подавляющее большинство крестьянства было неграмотным. Но для детей каждый хочет лучшей доли, это заложено в самой природе человека. Деревенский житель тоже хотел видеть своих детей «учеными». Крестьянские общества открывали за свой счёт так называемые «вольные» школы.
Нужда в грамотных людях, видимо, способствовала тому, что в 1862 году в селе Зюзинском Казанской волости Каинского уезда Томской губернии было открыто одноклассное начальное училище Министерства внутренних дел. Эту дату мы считаем днем рождения нашей школы. Данные мы нашли в Интернете в Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год.[9]
К 1 января 1900 года в школе было 40 учеников: 26 мальчиков и 14 девочек (8.,с 179)
В 1904 году – училище Гражданского ведомства («..помещается в соответственном школьном здании, законоучителем состоит местный священник, жалование получает 60 рублей в год, учительницей состоит дочь священника девица Таисия Ивановна Орлова; учащихся мальчиков – 34, девочек – 11..»)- запись в церковной книге от 1911года.
К 1 января 1916 года – учеников было 52 (мальчиков – 33, девочек – 19). Размещалась школа «в собственном доме» (9,с.372).
После революции 1917 года в стране стало вводиться всеобщее начальное образование. В Сибири, как и во всей стране, оно, в основном, осуществлено к концу 1-й пятилетки, т. е. к концу 20 годов 20 века .
Была начальная школа и в нашем селе. Позже в 1931 году Зюзинская школа становится неполной (семилетней) средней.
В 1937 году школа станет десятилеткой. Её первые выпускники, сразу после выпускного класса, окажутся на фронте.
На собранных нами фотографиях видно, как меняется внешний облик школы. Тридцатые годы прошлого века - деревянное здание. Учащихся много, в том числе из окрестных школ (Белово, Красулино, Казанцево, Квашнино); места мало, классов не хватает, занимаются в две смены: линейки в теплое время года проводятся на улице. В памяти многих выпускников осталось чувство ожидания открытия новой школы, ее начали строить в конце 50 - начале 60 годов. Вот как об этом говорят сами выпускники: «А школа строилась. Мы жили в интернате и помогали на стройке: выносили строительный мусор, белили, красили. А потом жили (одни девчонки) в старой школе, а мальчишки в старом интернате Хорошее было время.»[11]
 Новая школа открылась в 1963году. Вспоминает Татьяна Шмакова (Стафиевская):
«Мы пошли в первый класс в 1963 году в эту новую школу, как было тепло, светло и радостно. И так было все 10 лет, а какие прекрасные педагоги нас обучали!»
Ученики 60-70 годов с ностальгией вспоминают и сейчас:
«Родная школа! Я помню всё до мелочей. Расположение всех цветочных клумб, и как мы старались победить в соревновании за лучшее ее оформление. Очень часто снится коридор школьный, все, что там происходило. Линейки - я была председателем пионерской дружины - отряды рапортуют Тамаре Иннокентьевне. Как танцевали в коридоре вальс под баян!» (Татьяна Тарасенко)
 «Да, да, школьный коридор…И украшали его к праздникам и выпускному! А когда у нас появился молодой учитель, Фёдор Романович, то даже на больших переменках устраивали... танцы!..под...Пластинки!» (Людмила Кабанова(Тарасова)[11]
В памяти выпускников остались воспоминания о том, как благоустраивали территорию: разбивали клумбы, сажали тополя. Под одним из тополей, скорей всего, до сих пор находится послание ученикам 21 века.
Никто не думал тогда, что и это здание школы не будет вмещать всех учеников.
В 1985 году было открыто новое двухэтажное здание школы.
По собранным фотографиям можно увидеть, как менялась школьная форма, а по сведениям, найденным нами в сети Интернет, можно понять, что меняется не только форма, но и содержание образования.
 Основным нововведением в школьной жизни начала 60-х стала форма для мальчиков. Гимнастерки заменили серыми костюмчиками. А форма для девочек по-прежнему шилась по образцу 49-го года. Форма для девочек практически не менялась на протяжении всего советского времени — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, белые воротнички и манжеты.
Зато у девочек писком школьной моды стали белые капроновые бантики. Жуткий дефицит по тем временам. Девчонки буквально гонялись за жесткими капроновыми лентами, которые торчали на причёске как крылья во все стороны, и пренебрегали свисающими атласными лентами. Вспоминает Людмила Кабанова (Тарасова): «В новостях о школьной жизни в 60-х годах упоминаются появившиеся тогда капроновые ленты. Если память не изменяет, в нашей школе они появились у первой - у меня... На мой День Рождения мне их прислал живший тогда в Москве мой дядя, с трудом доставший эти ленты... К лентам была приложена записочка-инструкция: «Если края лент будут распускаться, то надо зажечь спичку и пламенем осторожно и быстро провести по краю». Мы ведь тогда не знали, как обращаться с такой диковинкой...»[11]
По воспоминаниям выпускников, самая большой радостью для детей и родителей была замена перьевых ручек на шариковые авторучки. А вот в партах еще долго зияли дырки для чернильниц. В Ленинграде в 1965 году, впервые в СССР, было налажено производство шариковых ручек. Но, до 70-х ученикам ими пользоваться запрещали. Считалось, что они портят почерк.
И ещё одна новинка 60-х - портфели из искусственной кожи.. Ценились они больше, чем из натуральной, да и стоили дешевле. Старшеклассники, в отличие от малышей, вместо портфелей носили специальные папки тоже из модного кожзаменителя.
И, самое важное изменение в образовательном процессе 60-х, - введение, ещё недавно запрещённой, генетики в курс биологии.
В 70-х годах -  снова изменения в школьной форме:  серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
 В 70-е форму разделяли на учебную и пионерскую. У мальчиков — синий полушерстяной костюм. Пионерская форма у девочек включала юбку синего цвета и белую блузку с эмблемой на рукаве плюс пилотку и пионерский галстук. Ее надевали по торжественным случаям. Позже требования смягчили. Юбка могла быть любого цвета и фасона (но однотонная), блузка — без эмблемы. И эту форму стало можно носить каждый день. У мальчиков пионерская форма получалась из обычной - минус пиджак плюс пилотка, а рубашка — с пионерской эмблемой на рукаве.
 В начале девяностых годов прошлого века споры о необходимости школьной формы привели к тому, что универсальную одежду отменили вовсе, однако за каждой школой осталось право самостоятельно решать, нужна ли ученикам форма. На занятия учащиеся ходят кто в чём; на селе - даже в цветных платьях.
 Сегодня большинство школ постепенно возвращается к школьной форме, поскольку и сами учителя, и родители находят это практичным решением, т. к. одинаковый вид школьников создает определенную общность и даже дисциплинирует их. Фотографии, собранные в музее, являются яркой иллюстрацией к выше сказанному.
В нашей школе хранятся книги приказов по Зюзинской средней школе, начиная с 1966 года. Они хранят имена и фамилии учителей, работавших в разное время в школе, фамилии, имена учеников, заслуживших благодарность или, наоборот, выговор за недостойные поступки, поведение. Можно узнать, как жили, чем интересовались наши предшественники.
В школе была и комсомольская, и пионерская организации. Дел у юных ленинцев было невпроворот: сажали деревья, занимались с неграмотными, собирали взносы для борьбы с безграмотностью, изучали дорожные знаки. Этот список можно было продолжать и продолжать. Обратимся к воспоминаниям выпускников[11]:
Маргарита Субботина:
«Отличное было время! Жили с гордостью и патриотизмом в душе! Искренне верили только в лучшее! Сопереживали ближнему и готовы были бежать на бесплатные субботники.»
Тамара Ковтуненко(Кривоносова):
«Это ж, какой праздник был День пионерии, День комсомола. Я помню, как мы в Зюзе колонной шли по селу, пыль под ногами. Обычно в этот день мы ходили в рощу, была ЗАРНИЦА»
Любовь Горшенева:
«Золотые праздники были у нас в детстве, они сплачивали нас на добрые дела: зарница, походы, агитбригады и тимуровские дела.»
В семидесятые годы 20 века пионерская организация носила имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Возглавляла пионерскую организацию старшая пионервожатая Коваленко Тамара Иннокентьевна.
В воспоминаниях выпускников часто звучат добрые слова в адрес учителей:
Любовь Абращенкова ( Тонышева ):
« Очень хорошо помню Василия Герасимовича. Учитель от Бога. Да и все учителя были замечательные. Может, поэтому мы, почти все девчонки из класса, стали учителями, и я - Учитель России».
Людмила Тарасова(Кабанова) :
«И верно, наши учителя были самые лучшие! С каким-то особым... благородством и величайшей преданностью своему делу!»
Татьяна Безух:
«Давно уже устоялось в нашем обществе мнение, что хорошее образование можно получить только в столичной школе, в глубинке ученики и писать-то без ошибок не могут научиться. Но преподаватели скромной Зюзинской школы могли бы украсить любую столичную школу, это были УЧИТЕЛЯ с большой буквы!»
Долгие годы в школе работала Найверт Галина Николаевна. Вот отрывок из статьи «Мудрые, чуткие», напечатанной в газете «Строитель коммунизма» - так назывался раньше «Барабинский вестник») Автор - Таня Коваленко, секретарь комитета комсомола школы: «К ней можно обратиться с любым вопросом, личным или общественным, всегда она внимательно выслушает, посоветует, никогда не оставит человека наедине с неудачами. А любовь к своему предмету она прививает такую, что, готовя уроки, первой берешь в руки химию.»[11]
А между тем, учительский труд никогда не был лёгок. По рассказам М. Т. Токаревой, учитель являлся особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (конец 40-х - начало 50х): «Он был главным заводилой, агитатором и лектором, учил ребят играм, танцам, организовывал представления, участвовал во всех сельских торжествах».
Более подробно нам удалось узнать о людях, которые работали в нашей школе в 60- 90 годы прошлого века. Удалось установить более 70 фамилий педагогов, найти фотографии их и на этой основе создать видеофильм. Раньше мы хорошо знали тех, кто уже не одно десятилетие работает в нашей школе, тех, кто пришёл недавно. А теперь мы знаем имена, фамилии, предмет, который вели люди, работавшие ещё раньше. Мы выяснили, каково было отношение к учителю на селе в эти годы, менялось ли это отношение в связи с переменами в жизни общества.
      Удалось установить, что длительное время не было стабильности в педколлективе. Почти каждые три года менялись учителя русского языка и литературы, математики, иностранного языка. Связано это было, вероятно, с тем, что выпускники высших учебных заведений должны были три года отработать в селе. Вот и работали в Зюзинской средней школе выпускники московских, ленинградских, ростовских, новосибирских и т. д. вузов - одним словом, из разных концов огромной нашей страны - Советского Союза. Как тогда говорили, приехали работать по распределению. И постепенно привыкали к Сибири, к морозам, к большим расстояниям, преодолевать которые приходилось не на автомобиле, а на лошадях, в санях.
 На санях, в валенках и тулупах из овчины ездили даже в Барабинск(50км) и близлежащие сёла на совещания.
Людмила Тарасова(Кабанова) вспоминает:
«И я в таком тулупчике. валенках(пимах) ездила на лошадке на кустовое совещание учителей в Казанцево(10км) и в Квашнино - наш коллектив учителей давал там концерт в клубе... Зимой, в пургу, метель, иначе, как на лошадях, проехать было невозможно по занесённым просёлочным дорогам...»
       В 70 годы прошлого века в селе все больше образованных людей, имеющих не только среднее специальное образование, но и высшее. Медики, специалисты сельского хозяйства, работники культуры…
   Чтобы доказать важность, значимость профессии, учителю необходимо в эти годы быть постоянно на высоте: много читать, выступать с лекциями перед родителями, быть образцом для подражания. В конце 70- х годов коллектив Зюзинской школы стабилен. Школа полностью укомплектована кадрами. Администрация освобождает учителя от бумажной работы и обеспечивает его временем и возможностью для творческого поиска, для изучения и применения в работе опыта учителей–новаторов.
  К концу 80 годов положение начинает меняться. И хотя именно в эти годы в школе два учителя имеют звания «Заслуженный учитель РСФСР» ( Белова Г. А.- 1986 год; Галай А. А. – 1991 год), чуть позже, в 2000 году, звание «Почетный работник образования РФ» получит Стребкова Л. С., в стране ( и селе, конечно) назревают перемены, свидетельствующие об изменениях в отношениях с учителем. Перестройка, поставившая основным условием демократизацию всех сфер жизни, коснулась и школы. Стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Ученик имеет права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям - частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью. Ученик сосредоточен на собственных правах, часто забывая об обязанностях, что ведёт к возникновению конфликтных ситуаций между учителем и учеником, учителем и родителями. Такая обстановка не способствовала укреплению авторитета учителя. Не способствовала этому и финансовое положение учителей. Начинаются задержки с выплатой заработной платы. Чтобы выжить, учитель начинает думать о дополнительном заработке. В селе это подсобное хозяйство, которое забирает свободное время учителя.
   «Бумаготворчество»- еще один враг современного учителя, лишающий его возможности творить в прямом смысле этого слова, т. е. подходить к чему- либо творчески.
 Но мы сегодня с гордостью можем сказать, что в нашей школе работают яркие, творческие, талантливые учителя, любящие свой труд и детей. Это люди, которые « сердце отдают детям».
Тревожит другое: уже много лет в школе мало учеников. Если чуть больше ста лет назад в школе было 52 ребенка, то теперь только на два десятка больше. Тогда, в 1916 году, редко у кого была возможность получить образование, теперь такая возможность есть у всех, но, в связи с экономическими изменениями в стране, сельские жители, в поисках лучшей доли, покидают село, и пустеют школьные коридоры.
В начале прошлого века многие хотели получить образование, но не было возможности. Сегодня есть возможность учиться, есть прекрасное здание школы, современное оборудование, творческий педагогический коллектив, но нет детей.
Мы верим, что наша школа всё - таки будет жить.

Используемые источники
1. Булавина М. «Я вас люблю» - «Строитель коммунизма», 5.03., 1986.,с.3
2. Булавина М. Призвание - педагог. – «Строитель коммунизма», 2.12. 1988, с.2.
3.Галай А. Высота творческой мысли.- «Советская Сибирь»,1981,с.3
4. Галай А.Товарищи мои, коллеги…- «Советская Сибирь»,1988, с.4
5. Книги приказов по Зюзинской школе ( 1966- 1986)
6. Кальсин Н. Школа без учительской.- Молодость Сибири, 23.05, 1987, с.2.
5.Коваленко Т. «Мудрые, чуткие»- Строитель коммунизма, 27. 09.1978, с.3.
6.Некрасова Н. Что бы сказал Базаров, или Приглашение на интересный урок.- «Строитель коммунизма», 29 января 1986, с.3
 7.Профессия – учитель. Учебное пособие для профессиональной ориентации. - М. «Академия», -2005
8.Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год. Томск, 1900. (2-я паг.).
 9.Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. Томск, 1916. (2-я паг.).
10. По волнам памяти на школьном корабле. Воспоминания выпускников. 2017
11. Токарева М. Воспоминания о школе (рукописный альбом, 1986).
                                                                                                                                             

Дата публикации: 17 Декабря 2020

Автор: Наталья Некрасова

Отправитель: Наталья Некрасова

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...