НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Лунинская школа машиниста В.И. Голенкова

Лунинская школа машиниста Голенкова
Владимир Иванович Голенков родился в 1914 году в семье рабочего железнодорожника станции Барабинск.
 Шестнадцатилетним юношей, после окончания школы-семилетки , Владимир поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Здесь он получил специальность слесаря. Год проработал слесарем в депо Барабинск.
Но, еще с ранних лет, его влекла специальность машиниста. Работая слесарем, Володя, в свободное время, до поздней ночи просиживал за книгами, а в депо пытливо расспрашивал машинистов об устройстве локомотива.
В учебе прошло более года. И, наконец, Владимир Иванович получил назначение на должность помощника-машиниста, а через два года перешёл на правое крыло паровоза (машинистом).
Отслужив в 1937 году действительную военную службу, Голенков возвращается на свое место работы.
  В 1939 году, работая на мощном паровозе "Со", машинист Голенков совершил рейс без дополнительного набора воды на протяжении 3033 километра.
Все депо помнит этот зимний день, когда поздравляли машиниста с установлением всесоюзного рекорда.
 В 1940 году его выдвинули на должность заместителя начальника депо.
 Началась Великая Отечественная война. Владимир Иванович Голенков, понимая, что стране нужны опытные водители поездов, вновь идет на паровоз.
 Машинист Голенков явился первым последователем Лунина.
Бригада Голенкова отказалась от услуг комплексных бригад в ремонте локомотива, ремонтировали его своими силами.
 Первоклассный машинист водил тяжеловесные поезда, совершал «безводные» рейсы. Этим он увеличивал пробег паровоза, увеличивал перевозки нужных фронту и стране грузов. Каждый его рейс становился образцом для многих и многих машинистов.
 В 1945 году В. И. Голенков проявляет ценную инициативу: создает школу по изучению опыта работы на паровозах в условиях суровой сибирской зимы.
 В середине 1945 года начальник депо Владимир Венедиктович Круцко пригласил к себе начальников паровозных колонн:
-Назовите, товарищи, номера паровозов, которые числятся у вас самыми худшими и по работе, и по техническому состоянию.
 Начальник колонны А. Т. Рябичкин назвал номера машин:1269,1964,2653.
Худичев предложил машину 1295, а В. С. Сарулис - паровоз №511.
-Ну, хорошо. Теперь они у вас работать не будут. Посмотрим, как эти локомотивы заработают у машиниста Голенкова.
Из пяти худших локомотивов депо, с десятью паровозными бригадами он создал колонну, став её внештатным инструктором.
Хорошо познакомившись с людьми и определив состояние локомотивов, В. И. Голенков понял, что на эти бригады можно положиться, нужно только привить любовь к своему паровозу, помочь овладеть техникой, сделать так, чтобы приказание старшего машиниста было для бригады законом.
Результаты поездок стал разбирать вместе с бригадами. В беседах выяснялось, почему не была выполнена техническая скорость по участку, отчего возникли лишние остановки для набора воды, замедленная экипировка.
 На паровозе №2653 машиниста Г. П. Булуева было плохое парообразование. Бригады постоянно допускали пережог топлива. Когда начальник колонны Рябичкин передавал паровоз Голенкову, то говорил, что на этой машине ничего уже хорошего не добиться, такой она пришла из заводского ремонта. Для освидетельствования паровоз был поставлен в ремонт. Бригада не отходила от паровоза до конца ремонта. После этого паровоз машиниста Г. П. Булуева было не узнать: для его возрождения нужна была только поддержка и практическая помощь.
Ежемесячно Голенков со своим напарником сберегал топливо. Так на паровозе №1749 сэкономлено 63 тонны угля, проведено 17 тяжеловесов, 26 раз паровоз сдавался "на кольцо" (КОЛЬЦЕВАЯ ЕЗДА, метод обслуживания паровозами определённых участков. Такая работа паровоза  без захода в основное депо повторяется (по кольцу) до постановки его на промывку или в ремонт. ред.).
В своей статье «Как работать зимой? (Советы первозимовникам) В.И. Голенков давал совет по уходу за конденсационным оборудованием (превращение отработанного пара в воду. ред.):
«Крепкие сибирские морозы, особенно осложнялась работа бригад конденсационных паровозов, так как конденсационное оборудование при резком похолодании легко подвергается замораживанию. Поэтому бригады обязаны были неусыпно следить за тем, чтобы не допустить этого.
 Чтобы не допустить замораживания оборудования, перед выходом из депо нужно поставить на прогрев конденсационный бак сырой воды, перепускную и водоприемную трубы. Прогрев должен обеспечить подогрев воды в бак конденсата не менее ,чем на 70 градусов и в баке сырой воды не менее, чем на 50 градусов. На стоянках, в пути следования также следует баки конденсата, воды и трубопроводы держать на прогреве.
Весь предзимний период, наряду с приведением локомотивов в образцовое техническое состояние, Голенков посвятил улучшению эксплуатационных измерителей. Если в мае, когда паровозы были не в колонне В. Голенкова, имели место 12 случаев межпоездного ремонта и 6 случаев брака в пути следования, а пережог топлива составлял свыше 50 тонн, то в августе показатели по тем же параметрам были другие: проведено тяжеловесных поездов - 44, сдано поездов на кольцо-56, не было допущено ни одного случая брака и захода на межпоездной ремонт по вине паровозников.
 Достигнутые улучшения в использовании паровозного парка тех дней, успешное обучение машинистов передовым методом дали возможность колонне за период с 1 июня 1945 года до 1 января 1946 года проделать большую работу.
Паровозниками колонны сверх плана проведено:
- 410 тяжеловесных поездов, в которых перевезено сверх плана более 4000 тысяч тонн народнохозяйственных грузов;
- совершено 500 кольцевых рейсов;
-сэкономлено 270 тонн угля;
-экономия средств по хозрасчету составила 47500 рублей.
И еще важным показателем явилось: паровозные бригады за этот период не допустили ни одного случая брака в пути следования или захода на межпоездной ремонт.
 Министр путей сообщения И. Ковалев одобрил инициативу товарища Голенкова и вынес ему благодарность, наградил знаком »Почетный железнодорожник», а затем знаком «Отличный паровозник».
Владимир Иванович не только был отличником производства, но и активным общественником. Он выступил инициатором социалистического соревнования за досрочное выполнение новой сталинской пятилетки.
Взяв обязательство выполнить свой пятилетний план в три с половиной года.
Новатор призывал к этому всех железнодорожников Барабинского отделения.
 Партия и правительство высоко оценили заслуги Владимира Ивановича, наградив его орденом Ленина и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г. г. » и  "За трудовое отличие".
Министерство путей сообщения наградило его двумя значками «Почетному железнодорожнику», двумя значками «Ударник Сталинского призыва» и значком «Отличный паровозник» .
Он трижды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.
О Голенкове В. И. написана книга И. Горбатовского «Сквозь годы, мчась».
О хорошем труженике принято говорить: «Человек на своем месте». И это в полной мере относится к знатному машинисту-Лунинцу, В. А. Голенкову.
На него равнялись не только молодые паровозники, но и опытные, кому были дороги интересы производства.
 Родина высоко оценила добросовестный труд и общественную работу Владимира Ивановича Голенкова.
Он отдал частичку своего доброго и отзывчивого сердца. Его имя по праву занимает почетное место среди имен, которыми гордятся барабинцы.


Материал подготовила Татьяна Стрельцова


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 25 Марта 2020

Автор: Татьяна Стрельцова

Отправитель: Татьяна Стрельцова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


статья

  • Комментарии
Загрузка комментариев...