НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Болотнинцы 49-го отдельного дивизиона бронепоездов

Некоторые из болотнинских железнодорожников были призваны на фронт в составе бригад бронепоездов, сформированных на станции Тайга в 1942 году. В 1980-х годах директором Болотнинского историко-краеведческого музея Мишутиным Николаем Степановичем были записаны воспоминания двух болотнинцев, служивших в 49-м отдельном дивизионе бронепоездов - Ятченя Петра Константиновича и Богданова Михаила Васильевича.

По воспоминаниям Ятченя Петра Константиновича, уроженца деревни Степаниха, его, выпускника курсов поездных мастеров, Илью Камышева, Григория Козленю и других работников Болотнинского вагонного депо, вместе с такими же работниками Тайгинского депо, объединили в бригаду сформированного в Тайге бронепоезда, дошедшего в составе 49-го отдельного дивизиона бронепоездов в 1945 году до Германии.

Михаил Васильевич Богданов встретил войну главным кондуктором станции Болотная. С июля 1942 года по май 1945 года он служил в 49-м отдельном Шепетовском дивизионе бронепоездов.

Из воспоминаний Богданова: «В 1942 году на станции Тайга сформировался 49-й дивизион из двух бронепоездов: «Железнодорожник Алтая» и «Лунинец». 14 января 1942 года были мобилизованы на фронт железнодорожники Томской железной дороги со всех отделений дороги. Из Болотнинского паровозного депо, из "вагонки", из путейцев и из кондукторского резерва - семь человек, в том числе и я. Когда прибыли на станцию Тайга, бронепоездов еще не было, два месяца проходили военную подготовку. В марте 1942 года из Новокузнецка (Сталинска) прибыли бронепоезда в депо станции Тайга, где устанавливали вооружение. Командиром дивизиона был назначен подполковник Гергиберг, после него был майор Крюков, потом майор Копылов. Комиссаром - капитан Пачяков. Командиром бронепоезда «Железнодорожник Алтая» был старший лейтенант Резунов И. И., комиссар - Манин.

1 апреля 1942 года бронепоезда отправились в Новосибирск, где получили все необходимое – боеприпасы, продовольствие, инструменты для восстановления пути и другое. 1 мая 1945 года бронепоезда отправились на Москву, а 13 июня 1942 года из Москвы на Западный фронт - Воронежское направление. Вместе со мной в одном орудийном расчете были болотнинцы: Манкевич С., Матвеев И., Дворядкин И., Свистунов И., а в бронепоезде из Болотной были Камышев И.Н., Степанов, Черногузов, Чуйкин, Гуряничев, Шпет И., Рубанов Г. Наш бронепоезд был направлен на участок Елец-Тербуны, где проходила передняя линия обороны.

Только мы выехали из Ельца, как на первом перегоне нас встретил немецкий бомбардировщик, разбомбил пути с обеих сторон, обстрелял из пулеметов, но, к счастью, никто не пострадал.

9 августа 1942 года бронепоезд возвращался из боевого задания и на него налетело 16 немецких бомбардировщиков. От прямого попадания в паровоз погибли командир бронепоезда Резунов, машинист Токарев, помощник Ветров и кочегар Рыбин. Всего погибло 9 человек, многие были ранены.

В Ельце отремонтировали бронепоезд и в 1943 году были направлены на Курско-Орловское направление. Командиром бронепоезда стал старший лейтенант Колмогоров. Со станции Поныри наш бронепоезд вел огонь по немцам во время летнего наступления немцев на Курск. И хотя наши зенитки отражали налет немецких самолетов, мы потеряли 8 человек, погиб и наш командир орудия Устюжанцев, было много ранено.

Потом была Шепетовка. После нее бронепоезд направили на Брянский фронт, потом в Луцк, Ровно, Львов, ну а потом дивизион дошел до немецкого города Опельнтам, в котором встретили день Победы».

О повседневной службе на бронепоезде Михаил Васильевич вспоминал так: «Такая мишень – паровоз, 4 бронеплощадки, 4 орудия, 2 платформы, противовоздушной обороны 2 платформы…только обрушим огонь на немцев, немцы из дальнобойных орудий по бронепоезду или налетят немецкие бомбардировщики…и в такой обстановке восстанавливали путь, чтобы вывести бронепоезд из-под обстрела и бомбежки немецких самолетов».



Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 21 Февраля 2020

Автор: Евгений Терентьев

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...