НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Исследователь Сибири Мессершмидт

Из дневника путешественника:
26 марта 1721 г
На следующий день когда все было организовано, рано утром мы отправились отсюда на север, но вскоре мы свернули на северо-восток. Справа от нас находилась река Чаус .Проехав две версты, мы пошли через маленькую речушку Скала, которая выходила на юго-запад на востоке в реку Чаус. Рядом с этой рекой, на ее северной стороне находится большое село с таким же названием (Скала).Отсюда мы отправились направо от реки Чаус, затем свернули налево к северо-востоку, затем через 2 версты мы ехали недалеко от притока реки Уень, которая впадала в реку Чаус. Такое место татарами и русскими называлось "устье", где собирались три притока Уень, Чаус и маленькая река Атаяк, которая протекала с юго-востока и впадала в реку Чаус. От этих речушек до Оби мы прошли еще версту. Отсюда до Чаусской Слободы мы прошли поле, на котором росли березы. После того как мы проехали от устья 3 версты, мы снова увидели небольшие холмы, на которых росли ели и когда мы проехали эти холмы, мы прибыли в татарскую деревню, которая называлась Ор-Карагай. Некоторые произносили [первое слово] "Ур" и это означало "темный лес", а Карагай "ели".Эта деревня располагалась прямо у Оби, на левой стороне. Племя этих татар называлось "чатские", которые относили себя к хану Кучуму, который 150 лет назад был изгнан с Тобольска русскими. Они [чатские татары] говорят, что Кучум якобы остался жить недалеко отсюда, место, которое называется Кабау и располагается в 10 верстах вниз по Оби, на ее левой стороне. Там был городок или укрепление, и эти чатские татары из рода великого Чингиз хана, к роду которого восходит хан Кучум. Относительно названия "Чатские", они сказать не могут, но предполагают, они жили в том месте, где впадают 2 реки, такой полуостров назывался ими "Чат"(мыс) и отсюда название "Чатские". Здесь мы поменяли переднюю пару, который мы брали в Чаусском остроге и эти татары должны были дать также лошадей. Мы находились здесь пару часов, доктор купил здесь медвежью желчь и 3 пары кастореума . От Ор - Карагая мы долго шли от Оби через большой еловый лес (примерно 6 верст), после этого было поле и прошли еще версту направо. По дороге мы увидели курганы. После того как мы проехали 4 -5 верст, мы увидели большой заброшенный вал, где должен был быть городок или укрепление. Именно на этом месте жил здесь некоторое время хан Кучум, об этом напоминает это место. Мы увидели здесь упомянутую до этого реку Уень, у которой находились следующие деревни, Оеш, выше в 3 верстах отсюда, на южной стороне располагалась деревня Анба, у деревни проходил приток, который впадал в реку Уень, здесь проживали татары. Дальше располагалась деревня, Вьюна, где приток впадал в реку Уень, на расстоянии 20 верст. Далее располагался татарский юрт, который назывался Умарак, прямо у реки Уень (5 верст). Далее, после минуя место впадения реки в Обь деревня Ак - балык (означает белая рыба), которое получило название либо от притока или реки, здесь живут татары. У устья реки Уень располагается еще один татарский юрт Кургес. От упомянутого городка мы поехали вдоль Оби, и после того как проехали 20 верст в основном через поля, пересекли Обь и перейдя на другую сторону оказались у русской деревни Ташара , оттуда мы направились к Умревинскому острогу, куда мы прибыли вечером. До прибытия в острог, ехавший со мной крестьянин, которого звали Кондратий Шелков, рассказывал, что на той стороне Оби есть река которая называется Порош, где год назад добывали руду. Некоторые также сказали что они якобы находили красный песок, думали найти там золото. Также в этой реке якобы нашли красивые камни. Он обещал, такой песок найти, а также поехать в деревню Орда, где есть шайтан , о котором он упоминал ранее. Что касается острога, он был полностью разрушен, заграждение и деревянное сооружение в основном пришло в упадок. А слобода в которой проживали русские, представляла собой бедное и жалкое место, состояла приблизительно из 40-50 домов. Острог получил свое название от реки Умрева, которая протекала на северной стороне Оби. Здесь в этом остроге и слободе мы остались на ночь, заменили лошадей. Чаусская слобода располагалась на расстоянии 40 верст от Умревы. В этом остроге доктор купил медвежью желчь за 3 копейки.
27 марта 1721 г
На следующее утро, в понедельник, в 9 ч утра мы пошли отсюда на правый берег Оби. Наш путь пролегал к северу, немного в сторону востока. Затем мы снова поехали дальше и прибыли в деревню Каменка, которая расположена на правом берегу Оби и остановились в 12 верстах от Умревинского острога. Здесь мы оставались до обеда, в этой деревни были большие камни, они лежали на берегу Оби, отсюда брали камни для мельницы, за них платили 7- 8 рублей. Напротив этой деревни, река Уень впадала в Обь, его приток, как мы думали, назывался Кургес. После обеда, мы поехали по правой стороне Оби и вечером мы прибыли в деревню Икса,в 10 верстах от Каменки. Эта деревня расположена на правой стороне Оби, именно у устья реки Икса, которая впадает в Обь, с северной стороны
P.S. Что у нас вызвало удивление и интерес? Мы сравнили эти географические названия с современной картой и обнаружили, что многие из них сохранились. К примеру если взять ныне существующие села села Скала, Юрт-Акбалык, Оеш, получается им уже более 300 лет ! И это подтверждают эти дневниковые записи. Из этих записей становится понятно, откуда возникло название "чат". Потом, в исторической литературе, встречается такое мнение, что чатские татары были союзниками хана Кучума. А иногда, пишут, что они были независимым народом. Здесь же утверждается, что чатские татары считали себя из рода Чингиз хана, поэтому восходят также к хану Кучуму. Как - то эти два мнения не согласовываются ..... Более того, здесь упоминается, что в этих местах жил хан Кучум и это место называлось Кабау. Чаусский, Умревинский острог, Чатский городок - это уже отдельная история. В дневниках от 1721 года упоминается добыча руды, и в 2016 году в интернете появляется сообщение об обнаружении месторождения олова в Колыванском районе. 


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 05 Февраля 2020

Автор: Алсу Абульхасанова, Модарис Абакиров

Отправитель: Алсу Абульхасанова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения

Карты


  • Комментарии
Загрузка комментариев...