НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Воспоминания о школе

Когда ты живёшь полноценной жизнью, в делах и заботах мелькают дни, недели, месяцы, годы... И ты совсем не замечаешь, какой период жизни был для тебя самым важным, а какой- пролетел, как будний день, не оставив и следа... И только память- наша замечательная кладовая, она хранит события, всё пережитое, оставившее след в душе и раны в сердце...И всё не вечно... Но очень хочется, чтобы кто-нибудь пробежался хотя бы мысленно по вехам твоего восприятия былого, примерил твои « башмаки» и прошёл хоть часть твоего пути ... в мыслях конечно... Итак, я примеряю те самые "исторические" башмаки и отправляюсь в путь !
1972 год. И первая моя "скамеечка", где я переведу дух-это школа замечательного села Борцово, куда меня, не прошедшую по конкурсу в пединститут , направил заведующий Роно А.А.Тарасенко . Учителей не хватало, а мне 17 лет, но никто ни разу не сказал, что в таком возрасте с детьми работать нельзя... Классное руководство, общество "Знание",школа-интернат для детей из сёл Изынский, Пензенский. Из села Шумилово (5 км от школы)дети ходили пешком...И учителя с лекциями, концертами тоже ходили пешком в это красивое природой и замечательными людьми село.В малюсеньком клубе на деревянных лавочках располагались наши благодарные слушатели от мала до велика...А обратно сельские мальчишки мчали нас на лошадках!Осенью копали картошку, весной поднимали лён- добирались пешком или на лошадях. Весело и задорно трудились! Под началом замечательного человека, участника Великой Отечественной,Учителя с большой буквы и директора нашей школы Андрея Константиновича Жукова. Его жена Вера Михайловна тоже работала в школе,её негласное наставничество молодые коллеги воспринимали с благодарностью, большим вниманием.Тогда трудились в школе чета Чендарёвых, Калиниченко, Ниненко.Работали с самоотдачей, пропадая в школе до самого вечера.Школа жила!Учителя -стажисты, наставники: Н.С. Лихачёва, А.Г.Борисова,Т.Г.Попова,Л.Л.Прохоренко...Незабываемые походы по родному краю, праздники в клубе, мероприятия с детьми в интернате-конкурсы на лучшую комнату, соревнования по кулинарным способностям, посиделки и задушевные беседы.Каждый день приносил новизну познания, побуждал к изучению неизведанного,все проводилось с интересом, с фантазией,со стремлением к лучшему.Эти годы вспоминаются, как лучшие, давшие путёвку в жизнь. Помнятся дети, родители, коллеги.Председатель колхоза им. Пушкина И.С.Артёменко душой болел за школу, помогал, чем только мог. Высоких слов не говорили, просто работали и видели результаты своего труда. Давно нет на карте села Шупилово, Пензенское... Но многих учеников встречаю и сейчас, уже их дети и внуки закончили школу, а всё было как будто вчера...
Ну вот, пора снова в путь...Малюсенький автобус по пыльной полевой дороге везёт меня , минуя по пути следования много деревень, в старое историческое село Степное-Гутово. Анатолий Афанасьевич Тарасенко "благословил" со словами :" Ты у меня " старые кадры", я тебе место найду...
И это моя вторая "скамеечка" , откуда я продолжу свой незамысловатый рассказ об учительской жизни. Учителя жили на квартирах, а тем, кто раньше приехал и задержался- давали дома.И я поначалу жила на квартире у очень хороших, работящих,заботливых хозяев.Коллектив среднего возраста и молодых было много, хотя они не задерживались надолго.Удалённость от райцентра, добирались на попутках. Приходилось иногда пешком от села Юрты( на попутном транспорте только до с. Юрты) до с.Степное-Гутово добираться при любой погоде- в морозы, бураны или в распутицу осеннюю и весеннюю...Позже стал ходить автобус.Жизнь налаживалась, строили так называемые "финские домики"- целую улицу возвели.А школа новая, просторная.Занимались все в одну смену. Но никто не убегал домой, школа понастоящему была вторым домом. Знаменитая, незаслуженно забытая " продлёнка"! Как она "облегчала " жизнь и детям, и родителям ! У меня, как у учителя иностранного языка, была важная миссия -воспитание интернационалистов, и у нас в школе были для этого некоторые условия: лингафонный кабинет( не в каждой городской школе он был в те годы), а ещё активно дети занимались в клубе интернациональной дружбы. А сколько у меня было затей,а у детей энтузиазма, чтобы вместе воплотить и прожить самые интересные времена именно в этой школе. А сколько учителя трудились вместе с детьми! Иван Афанасьевич Бусыгин - председатель колхоза "Советская Россия", был частым гостем в школе.Предлагал в дни уборочной страды поработать в поле или на току. Откликались на предложения все без исключения! На зерносушилке могли до часу ночи работать, а утром прийти в школу, никто не говорил, что не выспался или не готов к урокам! С 1973 по 1981 годы ( мои трудовые в этой школе ) в нашу школу приезжали методисты из районо,часто оставались на ночлег.Особенно запомнилась Анна Ивановна Бабицкая. Насколько это была знающий, методически грамотный и умеющий подсказать, научить, тактично направить учителя, пожурить нерадивого ученика специалист! Самые тёплые воспоминания об этой школе, связь с учителями- ветеранами, учениками тех лет остаётся по сей день в моей душе и в моём сердце.
И наконец, моя следующая скамеечка. На ней я хочу подольше задержаться...
Лето 1981 года.Наверное, так судьбе было угодно,что в школе№51, рядом с моим домом, директор Мочалов Л.Г. был в отпуске, и совершенно случайно я оказалась в железнодорожной школе № 44. Меня встретила дружная семья (действительно семья!) педагогов.Молодые и опытные- это был единый коллектив сильных учителей,объединённый каким-то особым способом в одно целое! Екатерина Алексеевна Лапушинская-возглавлявшая школьное сообщество единомышленников- удивительный руководитель! Строжайшая требовательность к себе и другим не позволяла расслабляться ни детям, ни учителям. Если учиться, так учиться, если трудиться, так тоже в полную меру! Монолит учительского коллектива жил какой-то целеустремлённой идеей, подчинённой воспитательному и образовательному процессу. Чёткая организация всех мероприятий, коллективное участие и помощь всего коллектива, постоянная учёба и обмен опытом, участие во всех ведомственных мероприятиях( выезжали в школы г. Новосибирска, Болотного, ст. Инской и др. железнодорожных школ). А какие полезные,нужные педсоветы проводили! И постоянно учились! Главным рефреном звучали темы педагогического такта, учительского образа, учительского авторитета в социуме. Для нас, молодых, не опытных, примером для подражания были учителя- наставники: мудрый, эрудированный, требовательный и понимающий завуч Т.Г. Епифанова, учителя с непререкаемым авторитетом М.В. Князькова, Т.В. Куликова,Л.А. Богданова,А.Г.Жбанчикова,Н.П. Хлебникова,В.И. Лебедева, Пермяковы Елена Александровна и Александр Леонтьевич, Г.П. Кузнецова, Г.П. Чупелянская, Пятенок Н.А. талантливые учителя- сценаристы, режиссёры и артисты-всё в одном лице- З.П. Таскаева, А.Н. Мазнина, М.Я. Литвинова.З.П.Таскаева-бессменный директор школьного музея, ею созданного и бережно хранимого, имеющего официальный статус " Школьный краеведческий музей".А.Н. Мазнина возглавяла партийную организацию учителей, общество "Знание". А на уроках творила чудеса- такие таланты открывала в детях, что её уроки -спектакли демонстрировались и на районных мероприятиятиях, гости из школ района к нам постоянно приезжали. Дети с А.Н. Мазниной и М.Я. Литвиновой в свою очередь умудрялись обойти все организации г Тогучина с различными программами выступлений- концерты, конкурсы, спектакли, лекции... А замечательные, познавательные библиотечные часы, незабываемые праздники Нового года готовила библиотекарь М.В. Балаганская.С этими праздниками ходили в промкомбинат, в Мелиорацию,в автохозяйство.В те времена это было необходимостью и велением времени. Пионерская дружина им.А.С.Никитина. Я до сих пор помню, как звонко и в тоже время торжественно звучал на сборах голос юной Л.И.Грасмик- школьной пионерской вожатой. С трепетом и замиранием сердца слушали барабанную дробь при выносе Школьного знамени. Знамённая группа не раз занимала призовые места на районных и выездных сборах.Всегда вниманием и заботой были окружены ветераны- тимуровские отряды действовали в прикреплённых микроучастках. Материалы об участниках Великой Отечественной войны бережно оформлялись и хранились. Любовь Ивановна была участником слёта вожатых во Всесоюзном детском лагере "Орлёнок". Гордостью и прекрасным украшением школы в летнее время были клумбы и учебно- опытнический участок. Спортивная жизнь в школе просто кипела! Спортивными были целые классы. Секции работали без выходных под руководством молодого учителя физкультуры, фаната лыжной подготовки Овчинникова Виктора Николаевича. И как результат- призовые местаудерживаем до сих пор! Традиции нарушать нельзя. После окончания педучилища пришёл в школу учителем труда Иванов А.А., у которого были золотые руки. Дети занимались всем, что видели, чему обучал их учитель: выжигали по дереву, из гипса мастерили маски и фигуры, чеканкой по металлу создавали шедевры искусства, выпиливали лобзиком, изготавливали табуреты, предметы кухонной утвари и т.д. Вот что надо сейчас возрождать!Дети того времени не были" белоручками": чистили снег во дворе школы, вскапывали огород и клумбы, сажали деревья, драили во время генеральных уборок полы в классах и коридорах, в летнее время ухаживали за участком и цветами, пололи в лесном техникуме грядки с ёлочками и кедрами, а в сезон ягод ездили в плодово-ягодные совхозы собирать урожай, осенью копали картошку, работали в экологических отрядах, убирая берега речки Кудельки, очищая территории парков и скверов города. Раз в 2 недели проводили неповторимые тематические школьные вечера и обязательно танцы. Октябрята, пионеры, комсомольцы- эти этапы школьной жизни давали неоценимый опыт, развивали организаторские способности, помогали детям в выборе жизненных дорог.
Школьные годы чудесные...Как они быстро летят.... Молодые учителя мудрели в стенах нашей школы, старшее поколение уступало им дорогу. Уже давно и нас, пришедших в эту школу молодыми, посеребрил иней седины... Любовь Ивановна Грасмик уже около 30 лет возглавляет нашу школу( с 2004 года наша школа стала называться средней №5)и пришли давно работать в родную школу наши ученики, и методики поменялись, и учителя, многие годы посвятившие преподаванию наук в нашей школе,уже ушли на заслуженный отдых. Ныне продолжают работать ветераны педагогического труда Л.П.Чубукина, Т.Г. Галыгина,Л.Н. Мельниченко,Л.И. Абрамова. Наши выпускники Т.М. Марченко, Е.В. Бодунов, Л.Л. Лисицкая, В.Н.Коробко, О.А.Бородинова,Т.В.Ермолович теперь уже сами учителя . А что же я ? А я до 2012 года работала в ставшей мне родной школе учителем,а 17 лет замом по ВР, а затем,отлучившись из родной школы на 7 лет из-за недостатка часов немецкого языка ( пришёл английский!) и став у истоков создания Тогучинского детского оздоровительного лагеря на базе санатория, вернулась в прежнем качестве учителя немецкого языка , ввиду его острой востребованности. Мой жизненный метроном отсчитывает 48-ой год работы с детьми....
Что-то задержалась я на этой скамеечке, думаю , что и на следующей мне ещё много чего предстоит рассказать... До встречи, мои дорогие!


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 03 Февраля 2020

Автор: Надежда Тихонова

Отправитель: Екатерина Кулашкина

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...