НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Мои учителя

Школа. Это отрезок жизни длиною в 10 лет. Каким он был в моей жизни? Средняя общеобразовательная школа № 51 Западно-Сибирской железной дороги. Сюда меня привели в 1-ый класс в 1963 году. Первая учительница Зоя Ивановна Вилюгина. К сожалению, детская память не сохранила её черты лица, да и фотографий почему-то тоже нет, но я отчётливо помню, как она учила нас калиграфическому почерку, беря в свою руку твою и показывала, где сделать нажим, а где-наклон. Помню тетрадки по чистописанию с образцами отдельных элементов букв, а потом и целых слов. Изучение букв, затем слогов, а из них слов. Наш «Букварь» и предложения: «Ма-ма мы-ла ра-му». Она жила на ул. Ломоносова и мы с таким удовольствием провожали её каждый день до дома. А каким счастьем было нести её сумку с нашими тетрадками. Она нас проучила 2,5 года, а затем мужа перевели на новое место работы, и она уехала. В 4-м классе нас учила Валентина Ивановна Лебедева в восьмилетней школе № 44. Здесь меня приняли в пионеры. Помню этот день, когда в спортивном зале нам повязали галстуки и мы читали слова торжественного обещания.
5-ый класс. Снова СОШ № 51. Линейка. Классный руководитель Мария Яковлевна Козлова (Бокова). Математик от Бога. Она не только обладала глубокими знаниями по данному предмету, но и эту любовь прививала нам. Задачи на движение поездов навстречу друг другу, которые она объясняла графически на доске, до сих пор у меня в памяти.
С 5-го класса в школе кабинетная система, по каждому предмету свой учитель. У каждого учителя своя методика преподавания, свои требования. Русский язык в 5 и 6-м классах вела Зинаида Степановна Хачкова. Многие правила правописания запоминались через различные словосочетания. Например: «жи-ши» пишется с буквой «и»; цыган, цыплёнок, цыц пишутся через букву «ы» и другие. Нас учили писать изложения, диктанты, проверочные работы.
В 7-м классе учителем русского языка и литературы Нина Яковлевна Белова. Многие из нас влюбились не только в её певучий голос, но и в её красоту и обаяние. Продолжилось обучение могучему русскому языку. Синтаксис. Нужно было выучить много правил. Я их тоже учила, но постановку тех или иных знаков препинания чувствовала интуитивно, не всегда умея их объяснить. Мы погружались в огромный мир литературы. Заучивание наизусть стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, В. В. Маяковского и других знакомили нас не только с эпохой, в которой они жили, но и со стилем изложения. А чтение романов «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Три сестры» А.П. Чехова и др. Как можно забыть Наташу Ростову, отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», когда Пьер Безухов лежал на поле боя и видел над собою голубое небо?
В 5-м классе начали изучение истории древнего мира и в этот мир нас повела Лилия Комаловна Чопорова. В 6-м классе- история средних веков, а в 7-8-м- история России. Работа с картой, чтение дополнительной литературы, диафильмы на различные исторические темы.
В 7-м классе –уроки химии и влюблённая в неё Лидия АнаньевнаХурс. Я влюбилась в химию. Мне нравилось на лабораторных занятиях проводить опыты. Моя влюблённость в предмет, участие в областных олимпиадах, позволяли мне «пропадать» в препараторской и там «творить чудеса». Однажды, я не знаю какие химические элементы я соединила, но колба взорвалась, и от взрыва лопнули ещё несколько колб. Это не послужило запретом и не помешало мне и дальше увлекаться этим предметом.
В 5 классе начали изучение немецкого языка. Класс делился на две части и к счастью, нашим учителем была Эмилия Ивановна Усачёва. Женщина, на долю которой выпало много испытаний. В годы войны она прошла через трудовые лагеря. Была эвакуирована из Поволжья, но она не обозлилась на жизнь, людей. В совершенстве знающая свой родной язык, она с полной отдачей добивалась этого от нас. Я благодарна ей за то, что я успешно сдала не только вступительные экзамены в институт, но и мне «автоматом» был поставлен и государственный экзамен в вузе.
Я со словами благодарности вспоминаю и старшую пионервожатую Зинаиду Павловну Кобзарь, влюблённую «по уши» в пионерское движение. Какое интересное время-шестидесятые, семидесятые годы прошлого столетия! Праздники песни и строя, игры «Орлёнок», «Зарница», бурная поисковая деятельность, пионерские сборы, костры, речёвки и девизы у каждого отряда, соревнования по маршам пионерской организации. Это она научила писать летопись класса. Всё это как бальзам на душу.
9 класс. История и обществоведение. Новый педагог Белов Степан Степанович. От старшеклассников знали, что нужно будет изучать ленинские работы, писать конспекты и читать районную газету «Ленинское знамя», потому что каждый урок начинался с вопроса учителя о любом событии в районе. Ленинскую статью нужно было прочесть, выделить главную мысль, записав её в левом столбце таблицы, а в правом- её подтверждение из статьи. Сложно это было? Вначале, конечно, да. Но постепенно появлялся навык. Несколько раз мне посчастливилось провести уроки в своём классе, когда Степан Степанович болел. Занятия вела по конспекту, написанному им. Закончив школу, и поступив в институт, я знала, как пишутся конспекты ленинских работ, а мне, студентке историко-педагогического факультета это очень пригодилось (за 5 лет обучения в институте конспектами мною было исписано 90 общих тетрадей по 96 листов). Но кроме этого я имела представление о том, как пишется план-конспект занятия.
Будучи комсоргом класса, необходимо было учиться писать план работы комсомольской организации, отчёты о работе. Помимо этого, были и выступления на общешкольных комсомольских собраниях.Эти навыки я также получила в стенах своей родной школы.
Учителем я мечтала стать с начальной школы и примером для меня была моя первая учительница. Я дома устраивала школу: усаживала детей со своей улицы за «парты». Папа сделал доску, на которой я писала мелом. Вечером мама отмывала от него пол, а на следующий день всё повторялось заново. В 7 классе, влюбившись в химию, решила пойти учиться на учителя химии. В 10 классе Белов С.С. убедил меня, что лучший вариант для меня пойти учиться на историко-педагогический факультет. Поразмыслив над советом, приняла его. Я выдержала конкурс на вступительных экзаменах в 17 человек на место и стала студенткой. 5 лет пролетели незаметно и институт был успешно окончен.
  25 мая 1973 года для меня и выпускников 10-а, 10-б и 10-в классов прозвучал последний школьный звонок. Я с благодарностью вспоминаю многих учителей своей родной школы № 51, которые дали основательные, крепкие знания по своим предметам. Это позволило мне постигать основы науки в институте не на голом месте. Школа не только давала знания, но и формировала навыки общественной работы, умению общаться с людьми, умению готовить документы. Здесь я получила навыки поисковой работы: мы встречались с участниками Великой Отечественной войны, записывали их воспоминания, оказывали им тимуровскую помощь.
Осенью 1937 года моя школа распахнула двери для своих учеников. Школа, которая может гордиться своими учителями, своими выпускниками. Школа, в стенах которой в годы Великой Отечественной войны был расположен госпиталь № 3605.
Без лести могу сказать, что я получила хорошую путёвку в жизнь и за это большое спасибо моим учителям.
               

Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 01 Февраля 2020

Автор: Людмила Ермолич

Отправитель: Людмила Ермолич

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...