НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Фольклор села Степногутово

В нашем селе Степногутово на протяжении многих лет проводились гуляния и ярмарки, приуроченные к сезонным и церковным праздникам. Устраивались они в зависимости от обычая, времени года, массовости и популярности.
        Село наше небольшое, но славится оно степными просторами, рекой и прудами, богатыми рыбой, лесными колками с разнообразием ягод и грибов, а также добрыми, открытыми людьми и своими культурными традициями. Местные поэты и писатели посвящали селу очерки и стихи, самодеятельные артисты сочиняли частушки и писали песни.
Тема природы нашла свой отпечаток в каждом из праздников: народных и крестьянских.
Праздник «Масленица»
Масленица только раз
В круглый год гостит у нас,
Дай же я повеселюсь,
Покучу, не поскуплюсь, хорошенько!
  Масленицу у нас ожидают с большим нетерпением. Это самый веселый, самый крупный и, поистине, всеобщий праздник. Масленичная неделя буквально переполнена праздничными делами: обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Но главное - последний день праздника «Прощание с Масленицей». Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятиями. «А мы масленку дожидали...»
Центральной фигурой все же оказывается сама Масленица – кукла из соломы. Чучелу «Зимы-Масленицы» отводится почетное место на высокой снежной горке. Под всеобщие восклицания «гори, гори ясно» оно, по древней традиции, сжигается, ведь считается: вместе с жарким огнем зимушка уходит. Участники гулянья тут же затевали шумный хоровод вокруг костра вместе с задорными зазывалами. «Вы зиме потешьте душу, мы начнем сейчас с частушек!» И ноги сами несутся в пляс. Некогда мерзнуть! Самые активные частушечники, безусловно, награждались по праву завоеванными призами.
Но потом, приходит очередь мужчин. Начинается перетягивание каната, лазание на столб, поднимание гири.
Пляски, песни, конкурсы... Скучать не приходится, но всегда можно перевести дух и немного подкрепиться вкусными блинами, домашней выпечкой и ароматными шашлыками.
 После активного времяпровождения на свежем воздухе народ широкими массами отправлялся в зал для просмотра театрализованного спектакля, являющегося изюминкой праздника.
Заключительной частью массового гулянья становится беспроигрышная лотерея: каждый ее участник уносит домой ценный приз и получает большой заряд положительных эмоций.
В советское время в нашем селе Степногутово было традицией отмечать праздники, связанные с сельским хозяйством. Готовили концерты-встречи участники фольклорной группы «Берегиня». В её состав входили девушки- энтузиасты под руководством Н.Н. Митюшовой. Поездки с агитбригадой по колхозу и выступления прямо на полях перед уставшими полеводами, на фермах перед животноводами, в клубах перед сельчанами, дарили людям радость, внимание и заботу и поднимали трудовой дух колхозников.
Праздник «Первой борозды»
Этот праздник являлся одним из крупных культурно-массовых мероприятий села. Проводился он каждый год весной, в марте. С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь. Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая.
На поле выезжала агитбригада с концертом, в котором имели место народные песни: «Сею- вею», «Девки сеяли капусту, приговаривали», «Мой муженька работяженька» и сельские частушки.
Праздник Урожая
Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы жители села жили сытно целый год.
Осень. Лес сбросил свой разноцветный наряд. Поля опустели. Труженики полей собираются в столовой отметить собранный урожай. Их приветствуют и чествуют самодеятельные артисты из местного дома культуры с задорными песнями, частушками на злобу дня и шуточными сценками. В народных песнях « За рекою у колодца» благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ.
Сельские частушки
Каждый праздник сопровождался частушками.
А как же:
Без частушки праздник русский
Словно свадьба без закуски
Как без крыши новый дом
Вам частушки пропоём
Частушка – это удивительный художественный жанр, один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых сказок, былин уже почему-то не возникает, а частушки и сегодня сочиняют, чуть ли не в каждой деревне: пока жив народ, жива и частушка. В нашем селе исполняют разные по тематике частушки, к примеру - «Нынче времечко такое», «Плясовые» - у этих частушек ритм особый - здесь непременно надо в ладони прихлопывать и выбивать дробь. Но, пожалуй, больше всего частушка любит посмеяться. В смехе до слёз - безобидное подшучивание девушек над парнями, парней над девушками, жителей одной деревни над другой.
В нашем селе живёт мастер частушечного жанра Галина Фёдоровна Лукина. Умеет она своими частушками влить в души людей задор и удаль этого искусства. Под стать своей супруге и Виктор Иванович Лукин, пожалуй, лучший гармонист на селе. Гармошка в его руках - чудесница. Заиграет, поведёт натруженными руками по клавишам Виктор Иванович – и куда денутся усталость, грусть – тоска на лицах людей, ноги сами просятся в пляс…
Вот что рассказывает сам Виктор Иванович: «В Степногутово в 60-е годы было 15 гармонистов, все они играли на «Тальянках» В субботу вечером, бывало, девушки подойдут к нашему дому, постучат в окно – и выхожу к ним навстречу с гармошкой в руках, стараясь угодить девушкам. Мы с гармошкой проходили по всей деревне, приглашали молодёжь на берег реки. И зазвенела, залилась мелодиями гармошка.- «Выйду ль я на реченьку», «Коробейники», «Барыня», «Цыганочка». Пляшет, весело отдыхает молодёжь, играет в «Ручеёк», в «Третий лишний». Потом начинаются соревнования плясунов и частушечников: выхожу я на круг, а со мной – самые знаменитые степногутовские плясуньи – сёстры Лукины. Кто кого: они меня перепляшут или я их переиграю? Меня нелегко одолеть. Вот и сдавались плясуньи…»
Свадебный фольклор.
Осенью, как только уберут урожай в селе, наступала пора свадеб, и супруги Лукины всегда там были желанными гостями. На деревенских свадьбах проводятся обряды с соблюдением всех народных ритуалов. И, конечно же, исполняются свадебные народные песни: «У родимой мамоньки дочь была одна», «Что ты, Ваня, за купец». А на выкупе - «Ты коса ли, моя косанька». Свадьбы с таким оформлением бывают незабываемыми, не только для молодожёнов, но и всех гостей.
Хорошо бы сохранить все обычаи и обряды народных праздников и не только у нас в селе. Только сохранив традиции и обычаи наших предков, где прослеживается бережное отношение к природе и её богатствам, мы сможем сохранить нашу богатую планету и всё человечество, начиная со своей малой Родины.


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 03 Января 2020

Автор: Людмила Митюшова

Отправитель: Татьяна Смирнова

Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...