НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.

Село Кундран: от истоков до окончания гражданской войны

Наше село называется Кундран. Название произошло от дикого растения «кундрак», внешне похожего на дикий мох, в изобилии произраставшем по берегам реки Каргат. До недавнего времени, располагая воспоминаниями переселенцев, мы полагали, что наше село возникло где-то в 90-е XIX столетия. Однако архивная справка «Государственный архив Томской области» отодвигает минимум на полвека дату основания села, так как уже в 1859 году,согласно справке,в деревне было 44 двора и 367 жителей. Заводская деревня Кундранская относилась к 3 участку Барнаульского округа Томской губернии.

Немалый толчок переселенческому движению дала аграрная реформа П.А. Столыпина. В то время действовали многочисленные льготы для переселенцев, призванные облегчить их обустройство на новых землях - например, материальная помощь или отсрочка от призыва сыновей на военную службу. На новом месте каждая семья получала под пашню большой надел земли. В 1900-1909 годах в село прибыли переселенцы из Орловской губернии, Покровского района, села Трутки (Трудки).

Они селились по левую сторону реки Каргат и назывались «Расейскими». На правой стороне селились переселенцы из Харьковской губернии, села Мерефы и Полтавской губернии, Миргородского уезда села Зуевцы и села Комышаново. Их называли «Хохлами» или «хохлатская сторона».

Большую красоту селу придавала река, которая проходит «змеёй» с северо-востока на юго-запад и делит деревню на две части. Она делает два больших изгиба, напоминая латинскую букву «S» в зеркальном отражении, образуя два полуострова радиусом, примерно до 300-350 метров.

Вдоль реки, гуськом, один за другим, образуя обособленную улицу потянулись дома хаты разной «архитектуры» «Расейские» ставили дома-пятистенники и в отличие от украинцев не могли зимовать с земляным полом и поэтому делали его из струганных досок. В селе причудливо сочетались элементы русского и украинского быта. Стены домов обмазывались глиной и белились. На улицах высились колодезные журавли. В то время в селе по-чёрному, то есть без трубы и дымоходов топились уже только бани, а избы отапливались русской и голландской печами. Складывались печи из самодельного кирпича, обмазывались и белились.

К 1911 году изменился статус поселения, деревня стала волостным селом Барнаульского уезда. В селе имелись церковь, школа, казённая винная лавка, хлебозапасный магазин, паровая мельница, четыре мануфактурные лавки, четыре маслодельных завода, в селе три раза в год проводились ярмарки

Поселок Александровский основали переселенцы из Харьковской губернии села Мерефы по распоряжению волости. Находился он на правом берегу в семи километрах западнее с. Кундран .Переселенцы с Украины ехали целым родом, в поселке много было семей с одинаковыми фамилиями: Коваль, Косьяненко, Следенко, Луговые, Соболенко, Москаленко.

В поселке была школа с 1-4клас, небольшой магазин, ветряная мельница. В нём насчитывалось около ста дворов. Посёлок был расформирован в 1959-1960 годах.

Вот что рассказывали старожилы села Кундран.

Хорошилов Василий Сергеевич, 1893 года рождения ( запись сделана 10.09.1970 г.): « Мы приехали в Кундран в 1907 году из Орловской губернии, Покровского уезда , села Трутки и поселились на левой стороне. Мне тогда было14 лет. До приезда переселенцев здесь жили ссыльные не политические. Когда выстроили мост и церковь не помню. Она стояла в полной готовности. Интересна одна деталь, это хорошо знаю: иконостас и большой колокол были подарены земляком, каким-то орловским деятелем, кажется, даже купцом. Попа своего ещё не было и пользовались услугами привозного, из Ярков, который делал всевозможные обряды: крестины, венчание, причастие и прочие. Но и это обслуживание было нерегулярным, так как в зимнее время было холодно. Поэтому для него была сделана специальная кибитка в виде кареты, в которой возили его сюда и обратно. Рассказывают, что святить пасху и вести пасхальную службу было некому, соберутся на том мосту и «гаркнут» Христа и расходятся по домам, разговляются. Но самым продолжительным церковным праздником была двухнедельная встреча Рождества, которая продолжалась до Крещения. Этот праздник начавшись в одной крестьянской избе продолжался затем в другой и третьей. И в каждой избе двери были открыты для гостей, везде столы ломились от угощения,и везде слышались смех и песни».

Поздняков Тихон Борисович ( 1902-1989г), запись 6 июня 1975 года: «Мои родители: Поздняковы Борис Меркулович и Анна Ивановна приехали в село с Орловщины. Вместе с отцом приехали сюда три его брата: Моисей, Егор, Феодос. Жили мы единолично, были у нас свои пашни, покосы. Крестьянский труд в Сибири требовал сноровки, навыков, которые приобретались с раннего детства. Мы выращивали хлеб и лён, разводили домашний скот, плотничали и столярничали, изготавливали рыболовные и охотничьи снасти. Я и мои братья умели выделывать овчины, шить из них шубы, катать валенки из плотно скатанной овечьей шерсти. Всё это было теплым и добротным».

 Люди занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Старожилы вспоминали купца Панафидина, который снабжал крестьян товарами, за что они должны были работать у него. У купца была маслобойня. Товары он возил по Барнаульскому тракту из Каменска, а в Калиново возил рыбу, мясо, рожь. Пока в селе не было волости, была сборня на дому у Хромова Артемия. На сходке решались все хозяйственные вопросы: когда идти на охоту, на рыбалку, когда начинать сев. Сходкой руководил староста. Его выбирали на год.

Волость построили в 1911году. Там работали: писарь, помощник, старшина Артюх Василий Арефьевич. В селе были два революционера-подпольщика: Сазон Петрович Гончаров и Олейник Ефим Антонович. Они получали газету «Искра». Перед революцией Олейника арестовали. Большое количество мужчин оказались на фронтах Первой мировой войны. После революции многие вернулись домой. Стали разъяснять крестьянам, почему произошла революция, какую позицию нужно занимать.

Приезжало в село много ораторов, которые призывали крестьян идти за Советскую власть. Вскоре после этого началась Гражданская война. Когда на территорию нашего села вступили белые войска (колчаковцы), все люди защищали свое село. Организовался партизанский отряд. Комиссаром отряда стал Ехван Курлов. Отряд имел связь с селом Конёво, там находился штаб партизанского движения.

Когда отряд вступил в село Круглоозёрное, здесь разгорелся ожесточённый бой. Силы были неравные. Партизаны и все жители села были вооружены вилами, топорами, редко у кого были ружья. Белогвардейцы были вооружены "до зубов", поэтому партизанам пришлось отступить. Они скрылись в лесу, но белогвардейцы их там настигли. В этом бою погибло много партизан. Девять молодых партизан погибло из Александровского поселка,  им поставлен памятник.

Многие похоронены в нашем селе: Многих колчаковцы выпороли. Выпороли жену Ехвана Курлова. Одному из партизан Ивану Тунычкову удалось спастись. Когда колчаковцы начали расстреливать партизан, он живым упал вместе с убитыми. Потом белые стали снимать с партизан верхнюю одежду, и Ивана начали снимать сапоги, в это время он нечаянно шевельнулся. Тогда белогвардейцы с криком: «Красная сволочь!» саблей отрубили ему нос, рассекли щеку. Ночью, истекая кровью он приполз к своим. Иван Тунычков выжил и воевал в Великую Отечественную войну и там погиб.

Стреляли белые в тех, кто имел оружие или кто пытался скрыться в лесу. Но долго белогвардейцам продержаться не удалось. В начале ноября белые начали отступать из села под мощным натиском красных. Отступая, они забирали у населения скот, особенно лошадей, и заставляли сопровождать их на своей подводе до тех пор, пока не гибли кони. Сопровождали большей частью старики, дети, женщины.

Мужчины скрывались в лесах. За неповиновение крестьян расстреливали на месте. В Ярках разгорелся ожесточенный бой. Партизанский отряд, а вместе с ними сопровождающие крестьяне, боролись против врагов. Большой вред нанесли нашему селу карательные отряды и чехи. Они забирали у населения всё, что попадалось под руки. После разгрома чехов у крестьян не осталось ни хлеба, ни мяса. Вскоре в село пришли красные, установилась Советская власть, стали менять деньги. Наше село всячески старалось поддерживать Красную Армию. Сельчане делились с красногвардейцами последним куском хлеба.

Положение в нашем селе,(как и во всей стране) после Гражданской войны было тяжелым. В1930 году в нашем селе образовался колхоз «Путь Ленина». Первым председателем стал Гляненко Пантелей Филиппович, который был первым преседателем Сельского совета.

Наше село примечательно тем, что оно является центром нескольких культур. Правый берег обжили «хохлы», а левый «расейские» и чалдоны. Отсюда у нас переплелись, как корни огромного дерева, две культуры: русская и украинская. В селе есть два центра культуры.

В 2008 году на окраине села учениками нашей школы было найдено более трёхсот монет. Это вызвало большой интерес и у учащихся, и у родителей. Было определено, что они могли принадлежать семье Герасимова Ивана Митрофановича, которому в этом году исполнилось 90 лет. Серебряные монеты разного достоинства (самая старая серебряная монета «денга 1751г.») Последний год выпуска монет - 1916-й.

В 2009 году 5 июля прошел большой праздник, посвящённый 150-летию села Кундран. Были разосланы приглашения и объявления, и на них откликнулось очень много наших односельчан. Приезжали из разных уголков нашей страны. Судьба села им не безразлична, ведь это их малая Родина. И праздник удался на славу, оставил много хороших впечатлений.
Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 05 Февраля 2017

Отправитель: Вера Черникова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Файлы


Мост через р.Каргат

Мост через р.Каргат

  • Комментарии
Загрузка комментариев...