НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Чем жила школа в военные годы

Накануне Великой Отечественной войны в селе Купино было две школы: сельская и железнодорожная.
Сельская школа находилась в нескольких небольших зданиях старого центра. Помещений не хватало, и учиться приходилось в две-три смены. На общем собрании жителей Купино еще в 1936 году было принято решение о сборе денег для постройки нового, большого здания школы. Строительство шло трудно и медленно: не хватало средств и рабочих рук. В музее школы хранятся данные Томского архива, из которых следует, что «Построили школу в 1940 году». Николай Федотович Глазунов, директор нашей школы на протяжении 25 лет, в статье «В нашей восьмидесятой» указывает, что первый выпуск учащихся школы №80 состоялся в 1940 году (это была дата присвоения сельской школе номера «80»). Девять классов окончило 23 ученика.
Заслуженный учитель РСФСР Нина Семеновна Мишарина вспоминает, что тогда в учительском коллективе было много преподавателей-мужчин. Это – высокообразованные, эрудированные, превосходно владеющие предметом и методикой преподавания специалисты. И, конечно, все как один патриоты своей Родины. Многие из них ушли на фронт и погибли в первых сражениях Великой Отечественной войны.
Первым директором школы №80 был Анатолий Кирович Щекал. Каким он был человеком легко представить, прочитав воспоминания Екатерины Кузьминичны Жердевой. Она пишет: «…литератор Анатолий Кирович был огромного роста, грузный, несколько мешковатый. Бывало, сядет за учительский стол, а ноги - под ученической партой. Строгий. Не зря, видно, ребята в своей среде звали его "Троекуров". Средствами литературы, художественного слова воспитывал он своих учеников. Очень много учили наизусть. Учили так, чтобы знать долго, всю жизнь. Ребята обожали уроки литературы. Жизнь Анатолия Кировича - превосходный пример любви к Родине. Он, как и многие другие, уехал на фронт». Мы, обратились к ресурсам Интернета и обнаружили информацию на сайте Министерства обороны Российской Федерации, из которой следует, что Анатолий Кирович 1909 г.р. 12 ноября 1941г. был призван на фронт Купинским райвоенкоматом Новосибирской области. Считается пропавшим без вести в октябре 1942г. Все знают, что второй год Отечественной войны был самым тяжелым для страны и народа. Велики были жертвы и утраты.
Тяжелая, горестная тишина поселилась в школе №80 в 1941-1942гг. Здание пустует, так как зарезервировано для госпиталя. Но раненых не было. Дети учились в двух деревянных зданиях школы крестьянской молодежи. Учеников стало меньше, так как многие старшеклассники ушли на фронт или работали вместо взрослых, отправленных на войну.
Военные годы – особая страница в жизни школы. В восьмидесятой учились дети из близлежащих деревень, эвакуированные из голодающего, блокадного города Ленинграда и детского дома, приехавшего из Украины. Учительница Мишарина Нина Семеновна рассказывала, как на перемене украинские девочки пели задушевные песни. Вся школа замирала, слушая их и глотая слезы.
Своеобразным был внешний вид учеников. Стрижка наголо и, конечно, не в парикмахерской, а дома, ножницами, неровно, лесенкой. У некоторых ребят оставался на лбу короткий клочок волос (чубчик или челочка). Одежда, как правило, была ветхой, с заплатками, которые отчетливо выделялись на общем фоне. Ученическая сумка – холщовая, с длинной лямкой через плечо. В сумке, кроме тетрадей и учебников, находились чернильница и ручка с открытым простым пером. Всегда носили пионерский галстук, который очень берегли.
Директором в это страшное лихолетье был Евгений Павлович Москвин. Неординарная личность. Человек очень требовательный, энергичный, деятельный. Он сделал все, чтобы в школе было светло и тепло, чтобы дети-сироты и дети, погибших фронтовиков были накормлены, одеты. Он организовал столовую, доставал лоскуты в швейной мастерской. Было и свое подсобное хозяйство – две коровы и лошадь. На переменке каждому ученику давали по кружке парного молока и маленький кусочек хлеба. Была конюшня и конюх. Бригада старшеклассников, из тех, кто был потеплее одет, почти каждый день отправлялась вместе с директором на заготовку дров для школьной котельной, иначе в школе будет холодно.
Летом работали в колхозе вместе с родителями. Продолжительность рабочего дня была такой же, как у взрослых – от зари до зари. На сенокосе граблями сгребали сено, помогали взрослым складывать его в копны. Во время жатвы собирали колоски, работали на току. Этот труд делал нас физически крепкими и выносливыми. Родители часто шутя говорили: «Ну что у нас за дети - кожа да кости, в чем душа держится?» Сами же прекрасно видели, что у нас кроме костей и кожи были еще хоть небольшие, но «железные» мышцы. Так вспоминает свое детство Дмитрий Кушаков.
Но и в военные годы дети остаются детьми. Мальчики на переменах любили играть в ученические перья, боролись. Дома играли в городки, бабки, чижик, лапту.


Дата публикации: 19 Февраля 2019

Автор: Дарья Бучельникова

Отправитель: Татьяна Гостяева

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...