НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


«Судьбы её цветное полотно»

Я смотрю на эту маленькую, хрупкую бабушку, излучающую добро и свет, даже можно сказать, светящуюся добром, причем ко всем, не важно, кто ты, ты для неё, прежде всего, человек, на ее милое, улыбчивое лицо и думаю, что, если бы не ее седые волосы, ни за что бы не поверила, что ей уже 87. 
 Вавилова (Михайлова) Ульяна Илларионовна родилась 7 августа 1931 года в деревне Козловка в семье кержаков. Семья Михайловых — это большой род, который живёт в д. Козловка с самого основания деревни и всё что происходило здесь они знают не понаслышке. 
Про своё детство моя героиня вспоминает: «Отец Илларион Федосеевич и мать Анна Ивановна с детства приучали нас молиться Богу. Когда садились за стол, нельзя было болтать ногами, смеяться, разговаривать. После обеда нужно обязательно сказать спасибо. Нельзя врать. На Троицу ходили на кладбище поминать. Соблюдали все посты.Вместе с телесным постом должен быть пост душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития, а при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов,дел и слов (гнева, ярости, злобы, мщения, празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, всякого злоречия).В Великий пост обязательна исповедовались. Всю еду на столе принято было прикрывать. Для приготовления еды чаще всего употребляли картофель. Варили кисель из овсяной муки, вареники, гульбишники из картофеля, молочные комы с картошкой, драники.Собирали грибы, ягоды и сушили. Если прохожий попросит воды, то из этой кружки больше не пили так как боялись заразиться разными болезнями».  Детство Ульяны, как и у всех деревенских ребятишек, было беззаботное и босоногое. Росла она в большой, многодетной семье, Григорий, Устинья, Дарья, Евдокия, Николай, Калистрат,Григорий — это братья и сёстры Ульяны вместе с которыми она росла и работала.  Времени для игр оставалось мало нужно было помогать матери по хозяйству. Часто бегали к деду Федосею Илларионовичу Михайлову отцу отца. 
 О том, что началась война, в Козловке узнали 22 июня, но не в четыре утра, а в пять часов вечера. Днем мобилизации было объявлено 23 июня. Из воспоминаний Ульяны Илларионовны:«Отца призвали на фронт, и дед Михайлов Феодосий отвёз его на коне в Зудовский сельский совет там ждала машина и всех призванных увозили в Болотное.
Ушедших на фронт отцов заменили женщины и подростки». И десятилетняя Ульяна Илларионовна стала взрослой, как и миллионы советских детей. В десять лет она выполняла работы наравне со всеми.  А работы выполнялись вручную. Ребятишки носили сено, подгребали, а взрослые складывали его в копны. Вечером матери уходили домой, а подростки с бригадиром снова косили, пока хватало сил. А ведь нужно было еще наготовить сена на зиму для своей коровы. Это тоже было обязанностью ребятни. Питание было очень скудным. «Собирали картофелины, оставшиеся после зимы на огородах. Приносили домой, мама его сушила, перетирала и пекла лепёшки, в лесу собирали саранки. Готовили всё в русской печи. Учеба была недолгой» - вспоминает Ульяна Илларионовна. 
 В промартели лес вывозили  женщины на лошадях и быках. Мама Ульяны Илларионовны вечерами выполняла норму по изготовлению ножек для табуреток и деревянных ложек из берёзовых чурок с другими женщинами. Всё это отправляли на фронт. Даже в такое суровое военное время дети находили минутки для игр в «Чижик», «Прятушки», в мячик, который делали сами: весной, когда линяют коровы рукой собирали шерсть с животных, смачивали водой и туго–туго скатывали. Мяч готов.  В свободное от тяжёлой работы время детвора, всё-таки, играла. 
 Когда Ульяне исполнилось 14 лет, её отправили на заготовку леса в тайгу. По пояс в снегу, в морозы женщины самоотверженно валили лес, распиливали его, а подростки увозили на санях в деревню. Заготовка древесины не прекращалась ни зимой, ни летом, от комаров спасались только дегтем, обмазывая им руки и лицо. Спать приходилось на полу; в чем работали, в том и спали. Ели один раз в день, получали пайку хлеба в 600 граммов. Работали и на раскорчевке пней, и на лесосплаве.  На берегу Чёрного озера стояла баня, в которой мылись каждый день, «выходя из бани прыгали в озеро» - рассказывает бабушка. Сами готовили щёлок из древесной золы и мыло из кишок животных. Страшно представить: в лесу, в сложнейших условиях, работали женщины и их дети. Разве это не подвиг? Это и есть настоящий подвиг. Военный период в лесной отрасли России – это подвиг матерей, жен и подростков, работавших в тяжелейших условиях на лесозаготовках. 
 Столько мужества, столько героизма! Причина, по которой можно не явиться на работу, – только смерть. Даже если женщина была беременной или на сносях! За опоздание на 15 минут можно было отправиться в тюрьму. Была строгая дисциплина, как и положено в военное время.  
 Закончилась война. В деревню стали возвращаться фронтовики.  Молодёжь собиралась в клубе пели и танцевали «Полечку», «Подгорную» для которой нужно было 8 человек или 4 пары. Создавались семьи.  Ульяну Илларионовну присмотрел Антон Ануфриевич Вавилов, и вскоре наша героиня вышла замуж. Совсем недалеко ушла в историю Великая Отечественная война, хозяйства страны еще полностью не восстановились после военного лихолетья, жизнь населения сибирской глубинки была очень тяжёлой. Но люди, несмотря на все трудности, жили дружно, умели и работать хорошо, и отдыхать весело. Активно участвовали в художественной самодеятельности, совместно отмечали праздники, дни рождения. 
 Со временем семья Вавиловых решила построить свой дом. Строили долго, но зато сами и в 1960 году справили новоселье. Ульяна Илларионовна со слезами на глазах говорит, что «помнит каждое брёвнышко, каждый гвоздик». В семье Вавиловых родилось четверо детей и всех она рожала дома. Последнего рожала двое суток. 
 Бабушка интересно рассказывает, как её директор промартели «Лес» однажды решил отправить на курорт в город Кисловодск. Первый раз очень сильно боялась и не поехала.  На следующий год он, всё-таки, настоял на своём, и она поехала отдыхать. Очень сильно переживала, плакала. Но, встретив в вагоне женщину, познакомилась с ней, успокоилась и потом ездила в Ессентуки, Калининград, Хабаровск и Омск в гости к родственникам. 
 На протяжении всей жизни Ульяну Илларионовну сопровождает песня. Она пела на работе, дома, с подругами и во время нашей экспедиции Ульяна Илларионовна легко, непринуждённо запела песню. 
 Послушать и записать голос, удивительное исполнение народных песен, Ульяны Илларионовны приезжали многие исследователи из Новосибирска, Красноярска, Мошкова и Болотного. Вячеслав Владимирович Асанов в 1985 году, работники областного Дома народного творчества в 1995, современные исследователи народного творчества посещают Ульяну Илларионовну и не перестают удивляться её исполнением и наполняться любовью к жизни.
 Профессор Новосибирского педуниверситета, член-корреспондент Российской Академии наук Михаил Никифорович Мельников, после выступления Козловских бабушек в городе Новосибирске, в своей статье писал: 
 «Вот кто наши настоящие учителя и наставники, вот к кому мы должны идти на выучку.  Они умеют беречь сокровища национальной культуры, наши древние и вечно юные народные обрядовые песни и танцы…Они сберегли для нас знаменитую русскую полифонию (хоровое пение природным, открытым голосом), утраченную на Западе. Сберегли то, без чего разливанное море «масскультуры» оказалось бы безо всяких ориентиров. Несмотря на возраст, удивительно ладно плывут они в танце по сцене. Конечно, настоящей русской песне и древнему танцу тесно на этих подмостках: она родилась за околицей, в лугах зеленых, цветах лазоревых. Такая песня обошла полмира – вместе с Ермаком, Хабаровым и Дежневым, она не имеет цены, да только разучились слушать мы свою родную долгую и протяжную мелодию – в своей стране как будто иностранцы. А народные исполнительницы не любят говорить о себе, о своей песне… 
- А мы что, какие мы артисты? – удивляются они, отвечая на восторженную похвалу некоторых зрителей. – Встретимся у колодца или еще где-нибудь, все равно, и поем – на покосе или дома… 
 И снова звучат – подблюдные, свадебные, вечерочные песни. И подумалось тогда, как трудно сегодня образованному и «цивилизованному» человеку войти в этот мир природной гармонии – самому стать и певцом, и артистом, и сказителем. (Именно такими и были гости из Козловки). И захотелось, чтобы современная культура не усыхала под действием заемной какафонии, а прирастала вот такими скромными и неповторимыми народными певицами. А почему бы и нет?» 
 «Не сказать, чтоб так уж сильно хранила судьба здешних бабушек: и работали тяжело, будь то в поле, или на ферме: Ксения Маркеловна – трактористом, Наталья Игнатьевна – столяром, Ульяна Илларионовна лесорубом. Женские ли это специальности? Да и горя у всех было немало: уходили из жизни близкие люди – у кого-то муж, у кого-то сын. А всё равно пели. Говорили, что с песнями горе пережить легче. Когда пели – молодели на глазах; казалось, что сидят рядышком не бабушки, а подружки-старшеклассницы – озорные, весёлые, с удивительными русскими именами –Анисья, Фетиния, Акулина, Феврусия… Вот и нынче, только попросили - Ульяна Илларионовна запела: 
Ой, да уж ты молодость моя молодецкая. 
Ой, да ты когда прошла, когда прокатилася…» 
 Начальник отдела экспедиционно-исследовательской работы ОЦРФиЭТ.Ю. Мартынова говорит в своей статье: "Областной Дом народного творчества, при поддержке отдела культуры Болотнинского района, организовал концерт козловских бабушек в Новосибирском краеведческом музее в рамках концертов, посвященных 80-летию области, и запись на радио. 
 Женщины военной поры испытали в своей жизни непосильный труд в тылу. Однако, несмотря на все тяготы и ужасы войны, они остались добрыми и заботливыми матерями, любящими женами, ждущими своих мужей, верными и преданными своей Родине.  
 Но есть в конкретных судьбах людей нечто общее, что определяет эпоху – это судьба страны, моего народа и, конечно же, - моя личная. 
 В судьбе Ульяны Илларионовны, как в зеркале, отразилась судьба целого поколения - людей, юность которых пришлись на годы Великой Отечественной войны. Только сила духа, вера и любовь помогали им выживать вопреки разрухе и голоду, сохранить человеческое достоинство, лучшие душевные качества. Через народную песню они показывают красоту человеческих отношений, ненавязчиво учат любить жизнь. 
 
 
Автор – Юлия Максимова
 
 
 


Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 08 Ноября 2018

Автор: юлия максимова

Отправитель: Зинаида Мурко

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...