НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Воспоминания о селе Богословка

Мое родное село или, как говорят, мая малая родина на карте моей страны - село Богословка, что раскинулась на юго-западе Карасукского района Новосибирской области, соседствуя с земляками Баганского района и частью с границей Казахствна.
     По рассказам старожилов и по архивным документам, ему более ста лет, но мое знакомство состоялось с ним 6 июля 1946 года.
   Именно в этот день мои родители Мурашко Нестер Карпович и Матрена Максимовна поехали на волах за дровами в близлежащую березовую рощу. А в жаркий полдень "поймали" меня у трех берез на опушке леса. Сейчас на этом месте даже пней не осталось, но я видела эти березы и хорошо помню их место нахождения.
  Случаю моего появления на свет удивляться не приходится: больниц в селе не было, а райцентр в 75 километрах, доехать туда можно было либо на лошадях, либо на быках, и на это уходит не один световой день.
  Поэтому женщинам приходилось рожать детей дома, под присмотром бабушек - повитух, а нередко и в поле во время работы.
  Сначала, по рассказам моих родителей люди жили единолично: каждый поселенец получал надел земли, строил жилье, разводил хозяйство, разрабатывал надел под пашню. По названию колков можно судить, где был чей надел: Кублов, Ковалев, Киселев, Майоров, Миронов, Лукочев, Шубертов, Бибертов, Руденков, Сутулин, Колубаев, Ралков...
  Наделы земли полагались только на мужское население, поэтому мужчинам отдавалось предпочтение и в семье. Мужчина -хозяин, глава семьи, за столом у него было особое место, и важные решения принимал он.
  Жили большими семьями: старики -родители обязательно при детях. У них была своя роль: присматривать за детьми, двором, хозяйством, приучать детвору к порядку.
  Нетрудно понять, почему кто- то крепко обживался, имел достаток, а кто-то, как говорили, "перебивался с хлеба на квас". Если в семье несколько мужчин, то семья получала больший надел земли, а это и лес и пастбищные угодья, и пашни. А если это еще и люди крепкие, здоровые, да и к тому же мастеровые, трудолюбивые, у таких все дела шли в гору.
   Хворому работа не под силу, а ленивому лучше не лежать на боку. А под лежачий камень, как говорится, и вода не течет.
   В моей семье все мужчины были мастеровыми: вели хозяйство, плотничали, столярничали, валяли валенки, мастерили все: от колыбели до домовины.
  Женщины пряли, ткали, вязали, вышивали, управлялись с огородом, ростили детей, помогали мужчинам.
   Богато не жили, но и с голоду не умирали. Когда речь пошла о вступлении в колхоз, приняли как должное.
   В Богословке, поскольку село было большое, организовали два колхоза : "Дзержинский" и "Красное знамя". В каждом колхозе были свой председатель, свои бригадиры, свое правление. Коллективный труд был нелегким: мы вставали утром - мама уже на работе и ложились спать- мама еще на работе. Каждый день от зари до до зари и без выходных то в поле, то на скирдовке сена, то в животноводстве, а зимой - в обозах, на снегозадержании... Особенно тяжело было в военные годы: много мужчин ушло на фронт, а женские плечи приняли все тяжести тыла на себя. А из питания в основном была картошка во всех ее видах, она здорово выручала. А мясо, молоко, яйца- все шло на выполнение плана. Сдавали и шерсть, и кожи животных. Спали на полатях на соломенном или перовом матраце, а укрывались ряднами (домотканым покрывалом).
  Я родилась в первые послевоенный послевоенный год, но помню: мы еще долго жили ограничивая себя во всем. Настоящее яблочко могли увидеть один раз в год в новогоднем кульке. Благодаря маме, вечной труженице, у нас на столе всегда были хлеб и картошка.
  Наше счастливое детство было в том , что не было войны, что мы были свободны в выборе действий: много ходили в походы с целью чего-нибудь насобирать домой ( ягод, грибов, щавель, степной лук, чеснок), у нас были свои обязанности по дому, а когда подросли, то , как и взрослые, сажали, пололи, копали картошку, ходили на общественные работы.
  С организацией совхозов никто не отменил обязанности трудиться, но изменились условия труда: рабочий день начинался с 9-ти часов утра, а заканчивался в 6 вечера.
  Если в колхозе работали за трудодни, а натуроплата производилась после уборки урожая, то в совхозе расчет стали производить ежемесячно деньгами. А это новые возможности что-то купить, на что-то скопить, помочь детям в приобретении профессии.
  Мне уже 72 года, я вполне состоявшийся человек: закончила школу-семилетку в Богословке, выбрала себе для жизни профессию учителя и 42 года делилась (из них 10 лет в родном селе) своими знаниями, творческими умениями, приобретенными в стенах Славгородского педучилища и Новосибирского педагогического института. У меня есть дети, внуки и правнуки, хочется, чтобы они и другие знали , как жили люди в моем селе в разные периоды жизни, и еще хочется , чтобы села не умирали, а оставались быть здоровым рассадником пусть чуточку наивных, чудаковатых, но поистине добрых, открытых людей, нередко умных, талантливых.


Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 07 Октября 2018

Автор: Нина Гусева

Отправитель: Наталья Шабаева

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...