НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Суенгинские сказания

Когда умирает легенда и пропадает мечта,
в мире не остается величия.
( Пословица)
Введение
      Золотой конь, Лешаковки, Крапивные луга, Трифонова ямка, Паранькина горка - это всё названия бытовых топонимов в селе Суенга, что в Маслянинском районе. За каждым из этих названий стоят местные легенды.
   Когда мы получили первую информацию о суенгинских сказаниях, нам захотелось не только поближе познакомиться с ними, побывать в этих местах, но и сделать что – либо для сохранения этих легенд. Ведь это наше прошлое…
   Говорят же, что «память сохраняет только то, что мы даём ей на сохранение».
   Таким образом, цель нашего исследования состоит в сборе разных версий трёх суенгинских легенд – о Золотом коне, Лешаковках и поповской дочке для сравнения содержания, объяснения происхождения и сохранения их для жителей Маслянино и Маслянинского района.
    В ходе исследования мы предполагали, собрать всю доступную информацию о легендарных местах села Суенга, сравнить варианты легенд, изложенных разными рассказчиками, по возможности, проследить пути появления и сохранения этих легенд, дошедших до наших дней, обобщить собранную информацию в виде исследовательской работы и фильма «Суенгинские сказания».
   Объектом исследования является история села Суенга, предмет исследования – легенды, распространённые в этих местах.
   На разных этапах работы использовались следующие методы исследования:
- сбор информации и её анализ;
- метод наблюдения во время похода по легендарным местам села Суенга;
- метод опроса: интервью с Галиной Васильевной Стафиевской, Викторией Ивановной Деревниной, Мариной Николаевной Рюминой; беседа с Мальцевым Иваном Александровичем и Ерёминой Людмилой Ивановной;
- сравнительный анализ при рассмотрении вариантов легенд, изложенных разными рассказчиками.
   Исследования по данной теме проводилось учащимися Суенгинской школы в 2010 году. Ученица 9 класса Кочкина Елена под руководством учителя истории Ерёминой Людмилы Ивановны написала исследовательскую работу «Легенды села Суенга». В работе автор совершает обширный экскурс в историю села, даёт описание Суенги в настоящее время. Суенгинские легенды, а их 8 изложено в данной работе, даются через воспоминания жителей села, старожилов, о событиях и явлениях в жизни деревни: появление первого трактора, описание сельской церкви, не дожившей до наших дней, открытие школы в 1912 году, описание знаменитого маслозавода и т.д.. Легенды излагаются кратко. Рассказ Павловой Елизаветы Семёновны «За призрачным счастьем», опубликованный в газете «Маслянинский льновод» в 1987 году, в котором в художественной форме изложены легенды о Золотом коне и о Лешаковках, Кочкиной Еленой не использовался. Воспоминания наших респондентов – Стафиевской Галины Васильевны, Мальцева Ивана Александровича – ей неизвестны.
    Легенда о Золотом коне вызвала интерес не только у нас. Марина Николаевна Рюмина, работник Маслянинского историко - краеведческого музея рассказала о своём участии летом 2012 года в областной культурной олимпиаде. На этом форуме она представляла фильм « О! Славься земля Сибирская!». В его основе – легенда о Золотом коне, которую по тексту Елизаветы Семёновной Павловой рассказывает Зоя Ивановна Ишимова и читает режиссёр Маслянинского народного театра Александр Александрович Дрозденко. При создании фильма автор не предполагал никаких исследований. В основе фильма художественное прочтение легенды.
    Фильм Марины Николаевны, так же как и работа Кочкиной Е., - это шаги к сохранению легенды. Кроме того, о легендарном местечке Маслянинского района узнали новосибирцы и жители Новосибирской области.
     Новизна нашей работы состоит в том, что мы использовали иные источники, нашли более подробное изложение легенды о Золотом коне. Мы считаем важными в нашем исследовании наблюдения, сделанные во время похода по легендарным местам села Суенга 27 июля 2012 года. По словам Ерёминой Людмилы Ивановны, руководителя работы «Легенды села Суенга», она с участниками школьного краеведческого кружка не бывала в этих местах, хотя и живут они рядом с ними (за исключением скалы, с которой упала поповская дочь). В фильме Рюминой М.Н. нет кадров, снятых на Золотом коне и на Лешаковках.
    Другой особенностью нашего исследования является изложение и сравнение нескольких версий одних и тех же легенд, так как эти легенды сродни устному народному творчеству – передаются устно из поколения в поколение. А устный источник предполагает авторское изложение материала. Что – то опускается рассказчиком, а что – то дополняется. Да и память человеческая несовершенна….
    Безусловным украшением исследования мы считаем богатый визуальный материал, позволивший создать фильм «Суенгинские сказания», презентацию «Легенды села Суенга».
    Так как одной из целей нашей исследовательской работы является сохранение этих легенд для маслянинцев, просветительская деятельность для этого сохранения, то фрагменты исследования были опубликованы в газете «Маслянинский льновод» за 2012 год.
      Но прежде чем мы перейдём изложению исследования, хотелось бы выразить благодарность нашим проводникам Мальцеву Ивану Александровичу и Ерёминой Людмиле Ивановне за незабываемую экскурсию по легендарным местам, благодарность за помощь в организации поездки в село Суенга водителю Дмитриеву Владимиру Васильевичу и Штальбаум Софии Александровне, преподавателю Детской школы искусств р.п. Маслянино, автору фотоматериала.
Глава 1                 Изыскания
… «Выше берёз на фоне вечернего неба на блестящем вороном коне при боевых доспехах и золотом седле сидел полководец. Его жёлтое лицо с узкими раскосыми глазами расплылось в радостной улыбке. Онемел Илья. … Как лист осины затрясся он весь. Оставив всё, напрямик, через валежник и кусты, раздирая в клочья одежду и царапая лицо и руки, понесся он прочь от этого места. Вслед ему по всему лесу раскатился громовой смех, закачались деревья, волны заиграли по траве…». 
   Начало рассказа – это отрывок из местной легенды о местечке Лешаковки. Из далёких времён идёт она. И прежде чем мы расскажем её, хочется поделиться нашими изысканиями.
   Справка о селе Суенга из книги Чернобая Л.П. «Река Бердь – жемчужина Салаирского кряжа». « Время образования поселения Суенга – 1644 год. Это одно из старейших сёл не только в Маслянинском районе, но и в Новосибирской области. Село расположено у впадения реки Суенги в Бердь и тянется в основном по правому берегу Берди. Окрестности села очень живописны: смешанный лес из пихты, сосны, берёзы, осины; пороги и небольшие водопады на реке Суенге, выходы твёрдых горных пород на поверхность». Топоним Суенга – тюркского происхождения. «Су»- с тюркского- «вода», «анга» от тюркского «тайга» - «глухой лес». «Вода тайги», вероятно, так можно перевести слово Суенга. Эту информацию мы нашли в книге Виноградовой И. «Язык земли». В этих источниках рассказывается о топонимах Западной Сибири и Новосибирской области, в частности.
     В статье Павловой Елизаветы Семёновны «За призрачным счастьем» в газете «Маслянинский льновод» за 1987 год есть рассказ о Золотом коне и Лешаковках. Безусловно, встал вопрос: кто такая Павлова Е.С.?
    Ответ на него был получен в книге «Воспоминания о былом», составленной руководителем Маслянинского районного музея образования Ушаковой Тамарой Фёдоровной. В сборнике размещены воспоминания учителей – ветеранов, долгие годы проработавших в школах Маслянинского района. И среди них есть рассказ Павловой Елизаветы Семёновны, учителя начальных классов Бубенщиковской, а впоследствии, и Дресвянской школ Маслянинского района.
    Елизавета Семёновна родилась в 1929 году. Работая педагогом, она занималась краеведческой работой. Основной её темой была история партизанского движения на территории нынешнего Маслянинского района в годы гражданской войны. А статья в местной газете – это её воспоминания об отце, о детстве, проведённом в селе Суенга, куда приехали её родители из - под Воткинска Сарапульского уезда Вятской губернии ещё в начале двадцатого века. Отец Елизаветы Семёновны был большим охотником порыбачить. Ходил на хариуса. В те времена много этой рыбы, которую иногда называют «царской», было в этих местах. И водилась она в знаменитых Лешаковках. От своего отца и узнала Елизавета Семёновна легенды Суенгинской земли. Уже три года как Павловой Е.С. нет в живых….
    Нам было важно узнать, а более поздние поколения жителей Суенги знают ли эти легенды? Ведь статья Елизаветы Семёновны была написана двадцать шесть лет тому назад!
    Как это часто бывает, далеко нам ходить не пришлось. Два учителя нашей школы Стафиевская Галина Васильевна и Деревнина Виктория Ивановна родились и выросли в Суенге. Они знают легенды тех мест, где прошло их детство. В интервью они поделились своими знаниями с нами. Галина Васильевна услышала суенгинские сказания от своей бабушки Губинской Александры Абрамовны, родившейся в деревне Суенга в 1900 году и прожившей в этих местах 92 года. А Виктории Ивановне легенды рассказал в детстве отец, Мальцев Иван Александрович (родился в 1945году).
     Стафиевская Г.В. поведала нам ещё одну легенду, которая произвела на неё в детстве неизгладимое впечатление. Это легенда о дочери местного священника и её кукле.
   Всё действие разворачивалось на скале, которая была прямо в деревне. Галина Васильевна вспоминает, что бабушка рассказывала эту сказку ей и её брату для того, чтобы они не лазали на эту скалу, так как их дом стоял рядом с ней. Легенда была так трогательна и печальна, что Галина Васильевна до сих пор помнит своё желание заглянуть под камень под скалой. Ей казалось, что стоит его приподнять, и она увидит красивую девочку с куклой….
   Нам захотелось побывать в этих легендарных местах и увидеть их своими глазами. Нашими проводниками стали Ерёмина Людмила Ивановна, учитель истории Суенгинской школы, занимающаяся краеведением со своими учениками, и Мальцев Иван Александрович, старожил села Суенга.
    Иван Александрович родился в селе Суенга в 1945 году. 41 год проработал механизатором. Очень хорошо знает окрестности деревни, так как и отец его, и дед родились и всю жизнь прожили здесь. Он замечательный рассказчик. Все эти сказания ему знакомы с детства.
   Первой на нашем пути была скала, с которой по легенде упала поповская дочь. Внизу на скале действительно выбит крест, под которым находится камень. Считается, что это могильный камень. Иван Александрович показал место, где когда – то стояла суенгинская церковь. В 1929 году она была закрыта. Позже в здании церкви была открыта школа.
   Далее наш путь лежал в Лешаковки. Для чего пришлось форсировать обмелевшую реку Бердь, пройти через заросшие травой и кустарником поля и через лес. Воздух был напоен ароматом трав и полевых цветов, вокруг тишина, даже птиц не слышно. Жара невыносимая.
   Лешаковками называется согра - "угнетённый лес из сосны, берёзы, пихты с примесью кустарника в поймах рек", и вытекающие из неё три ручья: Первая Лешаковка, Вторая и Третья. Вода в ручьях холодная, чистая, так как начало их из родников в согре. Перекатываясь по камешкам, ручьи шумят. Наш проводник сказал, что здесь водятся лешие и бродит дух воина хана Кучума. Конечной целью путешествия был холм Золотой конь у подножия которого течёт Вторая Лешаковка. Холм порос лесом, и без знающих эти места людей его не найти. На вершине холма есть большая яма. Иван Александрович рассказал нам о кладоискателях, которые пытались добраться до сокровищ, скрытых, если верить легенде, в этом холме. Но дух полководца, захороненного здесь, крепко охраняет богатства. Раскоп уже порос молодыми деревцами и кустарником. Вероятно, современное поколение больше надеется на себя, а не на призрачное счастье.
    Ерёмина Людмила Ивановна сообщила совершенно потрясающую новость: оказывается в Суенге более десятка подобных легенд.
   В своей работе мы хотим рассказать о Золотом коне, о Лешаковках и о дочери местного священника.
  Глава 2                       Легенда о Золотом коне
Версия Павловой Елизаветы Семёновны, рассказанная ей отцом.
    «Рассказывают, что в давние – давние времена земля Суенгинская была частью Сибирского ханства. Однажды, когда хан Кучум проходил со своим войском по этим местам, заболел его самый лучший полководец. Остановились татары в месте слияния рек (ныне Бердь и Суенга) и попытались лекари хана Кучума вылечить больного…. Но напрасны были их старания. Любимый полководец хана умер.
    И тогда приказал Кучум захоронить своего верного друга со всеми почестями: в боевых доспехах, на коне, в золотом седле. Небольшой отряд поднялся вверх по реке, (ныне р. Бердь), дошёл до ручьёв, (ныне Лешаковки), и свернул в дремучий лес. Выбрали полянку, окружённую вековыми деревьями. Вырыли обширную яму и опустили в неё коня. Покрыли его дорогим ковром, шитым златом и серебром, положили на него золотое седло, надели уздечку, усыпанную драгоценными каменьями, обрядили покойного в золотые доспехи, посадили в седло и засыпали землёй. Образовался холм. На него положили плиту и покрыли дёрном, чтобы никто не нашёл могилу и не нарушил покой захороненного воина. С тех пор это место и называется Золотой конь».
…Много воды утекло с той поры…. Легенда о могиле полководца передавалась из уст в уста….
 Версия Кочкиной Елены, рассказанная в исследовательской работе «Легенды села Суенга». 
    Автор ссылается на альбом «История села Суенга», хранящийся в школьном музее. В основе альбома лежат воспоминания старожилов Суенги о прошлом села.
   «Во времена монголо – татарского ига в селе было татарское стойбище. Трудно приходилось казакам отвоёвывать территории у татар. В окрестностях села погиб большой воинский начальник. По обычаям татар его похоронили вместе с конём, на котором была золотая упряжь. Сам воин был в золотых доспехах».
 Версия, рассказанная Иваном Александровичем Мальцевым и Галиной Васильевной Стафиевской.
    И Галина Васильевна, и Иван Александрович указывают, что умер и захоронен в месте слияния Суенги и Берди сын хана Кучума.
Выводы. Все три версии, представленные нами, отличаются друг от друга. Во - первых, стилем. У Елизаветы Семёновны он художественный, возможно, она обладала этим даром, а, возможно, ей эти истории так рассказывал отец. А во - вторых, если у Е.С.Павловой это «самый лучший полководец», то в работе Кочкиной Елены это «большой воинский начальник», а в рассказах Ивана Александровича и Галины Васильевны это вообще сын хана Кучума. Такое несоответствие, возможно, связано с тем, что каждый по - своему запомнил, понял и рассказал легенду.
   Исторической подоплёкой этой легенды, вполне вероятно, может являться широко известная информация из истории России о том, что на территории Западной Сибири в 15 – 16 веках - располагалось Сибирское ханство. Не одно поколение сибиряков пело песни и знало сказания о покорении Сибири Ермаком, о его походе против самого известного правителя этого государства хана Кучума. Суенга - старинное село. Может быть, и проходили когда – то отряды монголо – татар по этим землям, может и хан Кучум бывал здесь. Письменных свидетельств не осталось.
  …А может, жил когда – то в Суенге человек с хорошим кругозором, буйной фантазией и большой любовью к этой прекрасной земле… От него и пошла эта легенда. Кто знает…
    Мы считаем, что это важно сохранить это сказание. Не должна прерваться связь времён.
    Глава 3               Легенда о Лешаковках
Версия Павловой Елизаветой Семёновной, рассказанная ей отцом.
    «Наверное, не один десяток любителей манящего счастья ходил на поиски золотого седла и драгоценных каменьев. Может, и найдено было зарытое богатство, никто о том не ведает…
…Только рассказывают…. Был среди них и, то ли Илья, то ли Михаил Корепанов, сейчас уж точно никто не скажет. «Взял он кирку, лопату и отправился искать могилу полководца.
…Солнце клонилось к закату, когда лопата ударилась о что – то твердое. Тревожно забилось сердце…. Чтобы немного успокоиться, решил закурить Илья. (Так называет героя в своем очерке автор). Высек искру, поджег табак в трубке, вдохнул дурманящий дым, глянул в сторону заходящего солнца…
Выше берез, на фоне вечернего неба, на блестящем вороном коне при боевых доспехах в золотом седле, сидел полководец. Его желтое лицо с раскосыми глазами расплывалось в улыбке.
...Онемел Илья… Как лист осины затрясся он весь. Выпала изо рта трубка. Оставив всё, напрямик, через валежник и кусты, раздирая в клочья одежду и царапая лицо и руки, понесся он прочь от этого места. В след ему раскатился громовой смех, закачались деревья и волны заиграли по траве.
Долго бежал, пока не выбился из сил. К ночи пришел домой. Всю ночь бил его озноб. Илья впадал в забытье, стонал, кричал…. Больше месяца проболел Илья. Он потерял рассудок и только в минуты просветления рассказывал о случившемся.
… Пришла осень. Решили мужики проверить рассказанное. Собрались три смельчака, взяли ружья, собаку и пошли в путь. С раннего утра до темноты ходили, приметы искали. <…> Но ходили они по замкнутому кругу, да так ничего и не нашли. Ходят, ходят и опять вернутся на тоже место. И одежду выворачивали задом наперёд, но из круга так и не вышли».
    Рассказывают, что со многими суенгинскими охотниками и рыболовами, любителями лесных ягод и грибов случалась подобная история. Вот и родилось поверье: что в этих местах, где ручьи вытекают из согр и впадают в реку Бердь, хозяйничает дух захороненного полководца, а попросту, леший… И закрепилось за этим местом название Лешаковки.
Версии Кочкиной Елены, рассказанные в исследовательской работе «Легенды села Суенга». 
Версия 1. «Места эти – Лешаковки – имеют дурную славу в селе. Охотники за кладами были всегда. Говорят, что первые кладоискатели, раскапывая могилу, наткнулись на гранитную плиту, на которой было начертано, что клад достанется тому, кто принесёт жертву: по одной версии – 3 головы, по другой – 12 человеческих голов.
Клада не добыл никто. Но золотой конь являлся людям. Однажды в поле во время уборки жительницу села Криночкину конь испугал: он потряс её за шиворот. Нужно было бить его наотмашь, и тогда бы клад открылся ей, но она убежала».
Версия 2. «Баба Шура Мосова (1927 – 1999) жила там, в вотяцком крае, рассказывала: «Во Второй Лешаковке, на Курье (правый приток Берди) в гражданскую войну казнили на деревьях мужиков. Как к непогоде, так головы на сучьях висят. Черепа дырявые – ветер гуляет». Рассказ Мальцевой Анны Ивановны: «Это правда, кто туда ходит – блудит. Сколько раз ходила, всегда блудила. Через речку перешла и ушла на елбанскую дорогу, (дорога на село Елбань), когда встретила трактора на полях, тогда опомнилась. Стала бояться леса. Мама моя блудила. С мужем Мальцевым Александром Егоровичем (1926 – 1996) пошла за черемухой, по ведру набрали и ходили кругом. Всё казалось, что место не наше».
 Выводы: Все три версии легенды совершенно не похожи одна на другую, вероятно, потому, что представляют собой воспоминания разных людей о Лешаковках.
    Елизавета Павловна рассказала историю охотника за «призрачным счастьем», услышанную от своего отца. Рассказ Павловой Е.С. эмоциональный, художественный. В основе рассказа злоключения Ильи (Михаила) Корепанова, жителя села Суенга. Но имя его точно не известно. Александр Иванович Мальцев не помнит такого земляка.
   Кочкина Елена предлагает версию легенды о Лешаковках, не указывая автора. Эта версия записана в альбоме «История села Суенга», хранящемся в школьном музее. Изложение скупое. Но ценность этой версии в том, что в ней упоминается о жертве, которую нужно принести, чтобы достать сокровище. Кроме того, в этой версии объясняется особенность поведения человека, которому явился призрак умершего полководца. Если этот человек будет вести себя правильно – ударит наотмашь призрака – то клад ему откроется. Павлова Е.С. о таких тонкостях не упоминает.
   Во второй версии из работы Кочкиной Елены (в изложении старожила села Суенга Мосовой Александры) легенда связана с гражданской войной, принявшей ожесточённый характер в тех местах. На второй Лешаковке казнили партизан.
     В этой версии есть очевидная историческая подоплёка. По территории нынешнего Маслянинского района в годы Гражданской войны действительно проходили колчаковские войска, действовали партизанские отряды, дружина «Святого креста». Информация об этом есть в Маслянинском историко – краеведческом музее в документах, связанных с краеведческой работой Фрони Георгиевны Кашиной.  А в Егорьевске, в школе, хранится рукопись Н. Худякова «Конец дружины Святого креста», написанная по воспоминаниям жителя села Егорьевска Иллариона Дудина. Копия этой рукописи есть в Маслянинском краеведческом музее. Поэтому в этой версии легенды о Лешаковках лежат подлинные исторические события.
     Но эти рассказы объединены мыслью, что Лешаковки - это действительно страшное, жуткое место. А коли люди плутали, то почему бы на лешего не сваливать?
    Это, возможно, связано с тем, что в тех местах топкие болота, говорят, есть места более 12 метров глубиной. (Со слов Ивана Александровича Мальцева)
    Или из-за шумных ручьёв, вытекающих из согры, и перекатывающихся по камешкам. Этот постоянный шум создаёт эффект присутствия кого – то постороннего в лесу.
    Или потому, что Лешаковки расположены среди сопок, поросших густым непроходимым лесом, без проводника там точно заблудишься.
     Это может быть и потому, что местные жители, приходя в эти места, знали о легендах, боялись, а подстёгнутое страхом воображение завершало своё дело.
     Может поэтому, а может, по каким- то другим причинам Лешаковки - место, где люди плутают. Его обходят стороной по сей день. но нам, к счастью, никто из представителей лесной нечисти не попался. А может нам просто повезло, что мы на Лешаковках лешего не встретили. Хотя с другой стороны, встретили бы его, осталась бы масса эмоций и впечатлений, если б, конечно, смогли выбраться из круга нечистой силы. Плутали бы до сих пор!
     Глава 4         Легенда о дочери священника и её кукле
Версия Стафиевской Галины Васильевны, рассказанная ей её бабушкой Губинской Александрой Абрамовной.
    «Рассказывают, что в давние времена в Суенге под скалой стояла церковь. Недалеко от церкви стоял дом священника. Семья его была уважаема в деревне не только потому, что служил он в церкви, а потому, что человек он был добрый. И была у него маленькая дочка. Молва людская говорит, что красивая была девочка. И была у неё кукла….
   Девочка любила играть на выступе скалы со своей любимой игрушкой. И случилось так, что как – то кукла зацепилась за край выступа. Забыла девочка, что находится высоко, потянулась за своей любимицей, упала вниз и разбилась. Родители долго горевали… Похоронили они дочку под скалой недалеко от церкви. На захоронение могильный камень положили. А на скале рядом с камнем выбили крест в память о дочери»
Было ли то, не было ли, да только до сих пор в селе есть скала, и у подножия её камень, а над ним крест….
Версия Кочкиной Елены, рассказанная в исследовательской работе «Легенды села Суенга». 
   «В третьей бригаде у родника много лет назад стояла церковь. У дочери священника была любимая кукла. Однажды девочка с ребятишками играла на скале за церковью. У неё из рук выпала кукла и зацепилась за камень. Она попыталась её достать, но сорвавшись со скалы, разбилась. В память о ней поп высек на скале крест, который и сегодня хорошо виден»
Выводы: Обе версии легенды похожи, но Галина Васильевна родилась в Суенге и выросла на этих легендах, поэтому её рассказ подробнее, красочнее. Нам она сказала, что ребёнком любила играть у скалы, а когда узнала о могиле поповской дочки, то не испугалась.
    С сестрой они приносили цветы к камню, иногда долгое время проводили возле него. Им казалось, что стоит отодвинуть камень и можно будет увидеть красивую девочку с прекрасной куклой, хотелось попросить куклу, поиграть с ней, ведь своих кукол не было. Но сколько они ни пытались сместить этот камень, ничего у них не получалось.
    Сказание, рассказанное в далёком детстве бабушкой, осталось в памяти Галины Васильевны ещё и как тёплые воспоминания о близком человеке, которого сейчас уже нет рядом.
    И эта легенда - связующее звено между поколениями….
    Мы задались вопросом – как появился на скале крест.
    Никаких письменных упоминаний о нём мы не нашли ни в районном краеведческом музее, ни в архиве, ни в отделе краеведения районной библиотеки. Только воспоминания старожилов, поведанные нам Ерёминой Людмилой Ивановной.
    Одна из старейших жительниц Суенги Иванова Александра Владимировна (1920 года рождения) рассказала, что легенду эту она знала с детства. А крест появился на скале в 60 - е годы, когда работала в этих местах партия геологов. Возможно, легенда произвела на них большое впечатление. Вот они и выбили его…
    Однако же, другой коренной житель этих мест Шаклеин Павел Андрианович (1912 года рождения) утверждал, что крест на скале оставил приёмный сын священника. А вот по какому поводу – неизвестно…
    Наш проводник Иван Александрович Мальцев (1945 год рождения) сказал нам, что с детства помнит этот крест...
    Несовершенство памяти человеческой налицо…..
Заключение
    Легенды не возникают на пустом месте. За каждой из них стоят какие – то события. За давностью лет уже не возможно точно установить их. А, тем более, если легенды нигде не записывались официально, а сохранялись, передаваясь из поколения в поколение жителями села Суенга. Эти легенды сродни устному народному творчеству.
    Но доподлинно известно, что на территории Западной Сибири в 15 – 16 веках располагалось Сибирское ханство, и одним из его последних правителей был хан Кучум. Почему бы его воинам не побывать в этих местах? Тем более, что деревня Суенга одна из старейших в Новосибирской области. Где – то здесь, вероятно, и лежат истоки легенды о Золотом коне. А природа в Суенге до сих пор сказочно – заповедная!
Заблудиться в этих лесах не составляло большого труда. В этом мы убедились сами, побывав на легендарных местах. Шум ручьёв, возможно, в сознании заблудившегося ассоциировался с проделками нечистой силы – леших. Отсюда пошло название Лешаковки. А поскольку Золотой конь находится между Третьей и Второй Лешаковками, то хозяином этих мест стал дух воина хана Кучума. Таким образом, происхождение двух суенгинских топонимов связано с этими легендами.
    И церковь в селе Суенга действительно была и стояла напротив скалы. Ерёмина Людмила Ивановна, наш проводник, великолепно знающая историю родного села, нам даже фамилию священника назвала: Красин Владимир Иванович. И дочь у него была. Звали Александрой…. Вот только со скалы она не падала….
    А письменных источников, подтверждающих или опровергающих эти утверждения, мы не нашли.
    Но ведь легенды от этого не стали менее привлекательными...
    Сказания села Суенга придают этим местам таинственность, вызывают удивление. Можно смело полагать, что жители этих мест обладали потрясающей фантазией. …А было ли то, не было, наверное, это не важно. В этих легендах связь поколений. Пусть живут они, и уже современные бабушки рассказывают своим внукам сказания старины глубокой.
    Мы будем бесконечно рады, если наша работа, наряду с исследованиями Кочкиной Елены, фильмом Рюминой Марины Николаевны, будет способствовать сохранению этих потрясающих легенд. Ведь «память сохраняет только то, что мы сами дадим ей на сохранение». 
    А когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия.


Дата публикации: 14 Октября 2018

Автор: Гутова Арина, выпускница МБОУ Маслянинской СОШ №1 2016 год

Отправитель: МБОУ СОШ №1

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...