НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


«Первопроходцы школы-интерната. Трудом велик и славен человек…» (О педагогической династии Овчинниковы-Лешуковы)

«Первопроходцы школы-интерната. Трудом велик и славен человек…»
 (О педагогической династии Овчинниковы-Лешуковы)


«Это  нужно не мёртвым, это нужно живым…»
Р. Рождественский

Много среди нас есть людей интереснейших, удивительнейших и замечательнейших: своей судьбой, своими поступками или своими личностными качествами. Всегда такие люди были и будут…
Мы же расскажем лишь о двух парах,  из этого многочисленного списка. О двух парах, потому  что это семья и здесь все связаны, и всё взаимосвязано.
Знакомьтесь: - родные сестры Рудаковы Зинаида Александровна (Овчинникова) и Екатерина Александровна (Лешукова), их мужья: Овчинников Иван Григорьевич и Лешуков Михаил Карпович.
     
Овчинниковы – Лешуковы – и вот вам целая плеяда учителей, с которых начиналась история Куйбышевской школы-интерната! Они были первыми.
Посвятим каждому из них хотя бы по несколько строк – они этого достойны! Короткие, сухие автобиографичные строки – а сколько лет жизни за ними, событий, поворотов судьбы?! Их судьбы показательны, потому что таковыми были детство, юность, молодость и зрелость у миллионов советских граждан тех лет!

Сестры Рудаковы Зинаида и Екатерина родились в далёкой деревеньке Холмогорского района Архангельской области, в многодетной семье: 6 девочек и 2 мальчика (оба брата погибли в ВОВ, неся службу в морфлоте), Зинаида Александровна – 22.05.1921 года рождения, а Екатерина Александровна – 08.12.1929 года рождения.

Зинаида Александровна, закончив в 1939 году Архангельское педучилище, преподавала сначала в сельской школе, а затем в областном центре в начальных классах. Когда началась война, пошла на курсы медсестер, одновременно преподавая в школе. В военное время тяжело было всем! А в тылу, буквально, «стар да млад» остались. Вместе со своим классом Зинаида Александровна трудилась на сельхозработах в колхозах области. «Около суток,- вспоминает она,- ехали как то в далекий колхоз на прополку яровых, на заготовку кормов. Устроились там в небольшом здании сельской школы». Работая на полях, успевали даже шефствовать над семьями, где отцы и мужья ушли на фронт. Зарплату  выдавали зерном, и приезжие школьники во главе со  своей учительницей, сами мололи его на жерновах, а затем пекли лепешки или варили кашу. Изредка снабжали их молоком. Работали добросовестно – деревенские за то уважали, а бригадир по окончании работы написал даже благодарственное письмо в адрес районного отдела народного образования.

За своей любимой учительницей ходили ученицы и в военный госпиталь, где Зинаида Александровна проходила практику после мед. курсов. Они помогали раненым, писали письма для их родных и знакомых. Именно здесь, в ноябре 1942года, Зинаида Александровна познакомилась со своим будущим мужем Овчинниковым И. Г., доставленным в Архангельский госпиталь с тяжелым ранением ноги.

А далее и попытки уйти на фронт, и работа II секретарем Райкома комсомола по организации комсомольско-молодежных бригад. Работа сутками, без выходных, под девизом: «Всё для фронта, всё для Победы!»

В 1947г. она снова вернулась в школу. С 1961г. для Зинаиды Александровны началась педагогическая эпопея в Куйбышевской школе-интернате Новосибирской области в качестве учителя начальных классов. Сюда, в далёкий, но родной для мужа, Сибирский край судьба забросила и Овчинниковых, и Лешуковых по приглашению родного брата её мужа Никиты Григорьевича Овчинникова, занимавшего в то время руководящий пост в административной системе Куйбышевского района (к слову, это именно он систематизировал Августовские педагогические конференции в районе и сделал их традиционными).

И здесь, в школе-интернате, помимо своей основной работы, Зинаида Александровна воспитывая 3-х своих собственных детей (2 дочери и сын), была в гуще общественной жизни школы: была членом ГК партии, возглавляла группу народного контроля, руководила в интернате методическим объединением учителей начальных классов, часто посещала пионерские сборы и комсомольские собрания в школе.

С выходом в 1976 году на заслуженный отдых, неутомимая Зинаида Александровна возглавила Совет ветеранов в школе-интернате и руководила им 16 лет. Сама, имея почетное звание: Труженица тыла в ВОВ 1941-1945гг, Зинаида Александровна ежегодно организовывала встречи ветеранов войны и тружеников тыла по проведению уроков Мужества для воспитанников школы-интерната (эта славная традиция до сих пор живет в нашей школе!).
Многолетняя, добросовестная работа Зинаиды Александровны – Отличника народного просвещения – отмечена государственной медалью «За доблестный труд во время ВОВ», «За добросовестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда» и юбилейными медалями Великой Победы. 22 мая 2016 года Зинаида Александровна отметила свой 95-летний юбилей!

Иван Григорьевич Овчинников – муж Зинаиды Александровны, ветеран ВОВ, педагог с 40-летним  стажем, первый директор Куйбышевской школы-интерната. Их удивительный союз – ровесник Победы – 5 ноября 1945 года! Вместе они прожили до своей Золотой свадьбы. В 2000 году отметили 55-летие своей совместной, такой насыщенной жизни.
Иван Григорьевич родился в 1914 году в с. Ершовка Колыванского (Пихтовского) района  Новосибирской области в семье, где тоже, как у Зинаиды Александровны, было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки.

В 1937г вся семья была репрессирована, как «зажиточная» семья крестьян, и сослана в Томскую область, в Нарым. Ненадолго, т. к. Иван вместе со своим младшим братом Никитой (1919г.р), обойдя все инстанции в Томске, добился реабилитации родителей. И уже осенью 1937 года семью вернули назад, но на разоренное, практически пустое место.
Иван Григорьевич, закончив Томский педтехникум, некоторое время отработал в качестве директора в одной из 7-летних школ Колыванского района НСО.

С первых дней Отечественной войны ушел на фронт. Был «активным участником боёв на Карельском фронте в составе 122-й стрелковой дивизии, в дивизионной разведке с 12 сентября 1941 года по 3 ноября 1942 года». Дважды был ранен (легко) в голову, третье (тяжелое) ранение в ногу в ноябре 1942 г. надолго приковало его к больничной койке Архангельского госпиталя. В результате ранений Иван Григорьевич утратил годность к строевой службе, но после выписки из госпиталя  снова пошел на фронт. И уже «в составе батареи 45 м/м пушечного артдивизиона 131 Армейского Запасного Стрелкового полка»  участвовал в боях за освобождение  Будапешта и Вены, о чем свидетельствуют его боевые награды, а всего их у Ивана Григорьевича 14 правительственных наград! День Победы он встретил в госпитале г. Баден в Австрии.

После демобилизации вернулся в школу. Женился на той, с кем познакомился в госпитале Архангельска. Около 15 лет
проработал директором в одной из средних школ этого города, заочно закончил педагогический институт. По приглашению своего младшего брата, вместе с семьей, вернулся в родную Сибирь. Приказом  зав. Облоно был назначен директором Куйбышевской школы-интерната от 27. 08. 1960 года: готовил школу к открытию и занимался комплектованием кадров. Тогда и были приглашены супруги Лешуковы.

Здесь обязательно нужно упомянуть о показательном эпизоде, характеризующем Ивана Григорьевича, как человека смелого (недаром в разведку ходил!), с твердой гражданской позицией. Летом 1961г Иван Григорьевич не принял(!) у строителей школу из-за многочисленных недоделок, пока их не устранили. И дети приступили к занятиям только 16 октября 1961 г (день рождения нашей школы). Этого Ивану Григорьевичу не простило  уже отрапортовавшее «наверх»  начальство об открытии в Куйбышеве новой школы в честь «космического года».10.11.1961г Иван Григорьевич от директорства был отстранен…

Он проработал в нашей школе учителем географии до 27.11.1967г, организовав в эти годы метеоплощадку (на месте современной хоккейной коробки), проводя краеведческую работу с детьми, сопровождая их в регулярных походах по местам родного края.

На пенсию Иван Григорьевич ушел из средней школы №9 в 1974г. Но школы-интерната он не забывал: и на уроки Мужества приходил, и на пионерские сборы, и на юбилеи школы, и 9-го мая – обязательно!

Вот такой это мужественный человек, Отличник народного просвещения – Овчинников И. Г. 10 июля 2001г, в возрасте 87 лет, Иван Григорьевич ушел из жизни.

Если на страшное военное и послевоенное время одной из сестер Рудаковых – Зинаиде Александровне – выпали юность и молодость и были безвозвратно загублены, то на долю другой – Екатерине  Александровне – пришлись потерянное детство и тяжелая, безрадостная юность…

Екатерина Александровна Лешукова.
В декабре 1941г. Кате Рудаковой исполнилось всего 12 лет. Она также, как и её старшая сестра Зина, училась в Архангельске. Трудности военной поры делила со своими сверстниками. Каждое лето и осень работала в соседнем колхозе, помогая колхозникам выращивать и убирать овощи. Чуть повзрослев, она устроилась на работу в артель инвалидов «Восход», где во время каникул работала в швейном цехе, ремонтируя солдатские шубы-дубленки, а в учебное время работала надомницей: вязала носки и рукавицы для солдат.

После школы поступила в Архангельский Государственный Педагогический Институт на физико-математический факультет. Получила диплом с отличием и направление в Заполярье, в г. Нарьян-Мар на работу учителем математики. Проработала там 10 лет. Там же в 1958 году вышла замуж за Лешукова Михаила Карповича и в 1959 году родила дочь Валю.
В нашей школе-интернате Екатерина Александровна работала с первых дней открытия школы, с 30.08.1961г учителем математики, а затем и воспитателем в интернате, до 31.08.1978г.

Правительство РФ оценило её добросовестный труд во время ВОВ, присвоив ей звание ветерана ВОВ и награждая юбилейными медалями в честь дня Победы; она не только труженик тыла, но и ветеран педагогического труда.

Михаил Карпович Лешуков – муж Екатерины Александровны – интеллигентнейший и добрейшей души человек. Свою жизнь он посвятил нашей школе… Но сначала хотелось бы (в назидание потомкам) остановиться на его детстве – оно наиболее ярко «вырисовывает» тот мощный внутренний стержень этого, казалось бы, очень мягкого человека.
Родился Михаил Карпович 5 июня 1930 года в деревне Бор Усть-Цилемского района Республики Коми. Отец  работал землекопом на строительстве завода, мать вела домашнее хозяйство. В семье было четверо детей. С образованием колхоза в 1934 году родители стали рядовыми колхозниками. По ложному доносу его отец был репрессирован.
В 1937г, после многочисленных просьб (т. к. в школу принимали с 8 лет), Лешуков Миша поступил в 1 класс малокомплектной школы. В 1940 г, по окончании 3 класса, он получил травму ноги, развившуюся в тяжелую болезнь, грозившую ампутацией ноги (мама врачам не разрешила). Два года не ходил, затем сам, взявшись за лечение, раны свои залечил, постепенно смог ходить на костылях, а затем и без них – и на все это ушло долгих 9 лет.
Но в 1941г больной мальчик оказывал посильную помощь колхозу: на дому вязал ивовые веники (норма – 1000 штук за лето). Летом 1941г его мать поставили готовить обеды работающим в поле, но будучи неграмотной, она возила сына на свою работу на тележке, чтобы он, будущий 5-ти классник(!), вел документацию на получение  и расход продуктов в полевой столовой.

С 4 по 9 класс Миша учился в селе Усть-Цилем, учился всегда успешно и помогал учиться другим. Это определило выбор его будущей профессии. В 1953 г. он с отличием закончил Архангельский педагогический институт.  Преподавал физику и астрономию, затем и математику в выпускных классах в Каргопольской средней школе №2, совмещая основную работу с общественной – был наставником молодых специалистов.

С 1956 по 1961годы Михаил Карпович работал учителем физики, затем завучем в одной из средних школ, где познакомился с Рудаковой Екатериной, на которой в 1958 г.  женился, в браке родилась дочь…  В школе Михаил Карпович был секретарем партийной организации.

И вот, в 1961г. он принял приглашение работать директором школы – интерната г. Куйбышева Новосибирской области Овчинникова И. Г. и переехал с семьёй в Сибирь. Преподавал физику и математику, позднее природоведение и ОБЖ, был классным руководителем первого выпуска школы в 1963году.

Его кабинет физики в школе-интернате считался лучшим в городе, и он, в числе первых, стал применять технические средства в обучении учащихся. Михаил Карпович всегда пользовался заслуженным уважением как среди своих коллег, так и среди учеников.

30 лет он вел физику. Регулярно выступал на городском методическом объединении учителей физиков и публиковал свои статьи в сборнике Института усовершенствования учителей. Более  14 лет проработал заместителем директора по учебной и учебно-воспитательной работе. К тому же, он много лет вел школьные кино и шахматный кружки.

В 1990 году, в возрасте 60 лет, Михаил Карпович пытался уйти на пенсию, но оказалось, что без школы жить не смог. И 15 января 1993 года, по приглашению директора, он вернулся в школу инженером по охране труда, проработав до 17.06.2010г

Благодаря этому замечательному человеку и учителю, значительно пополнились ряды хороших специалистов технических профессий. Его общий стаж работы – 57 лет, из них почти 46 лет (!) Михаил Карпович посвятил школе-интернату.

За многолетний добросовестный труд он был отмечен государством:
В 1959 г – почетная грамота Министерства просвещения РФ;
В 1970г – медаль «За доблестный труд»;
В 1981г – занесен (как и его жена) в «Книгу почёта Куйбышевского Дома Учителя»;
В 1986г – медаль «Ветеран труда».

У Михаила Карповича нет статуса «Труженик тыла» и даже статус «Дети войны» не присвоен, как  впрочем, и многим другим, потому что, по чьей-то оплошности чего-то не хватило, что-то не записали, утеряли, не учли…(скорее всего документацию в деревнях и селах того военного времени вели такие же вот, как и Михаил Карпович, малолетки или малограмотные люди). Но факт остается фактом: они работали в военное время, будучи детьми, эти многочисленные, обойденные Справедливостью, Миши Лешуковы, а значит, они были самыми настоящими маленькими тружениками тыла!

Что мы имеем в итоге?
- Все четверо – первые учителя школы-интерната, составившие костяк педагогического коллектива в 1961г.
- Все они – люди труда, трудовая династия педагогов  Овчинниковых - Лешуковых.
- У всех у них за плечами либо трудное «репрессивное» детство и юность, либо тяжёлая военная юность и детство.
- И все они «хлебнули» не менее тяжелое время восстановления разрушенной войной страны.
Время постоянной борьбы за выживание! Борьбы за свою собственную жизнь, да чтобы другие жили и радовались…
А мы должны знать о таких людях, чтить их, помнить, пример брать – пример Стойкости, Мужества и Великого Самопожертвования!

Кто забывает Цену счастья мирной жизни, тому может тоже придется платить… уже за свою беспечность.   




Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 02 Октября 2018

Автор: Козлова Ирина Иннокентьевна

Отправитель: Ирина Козлова

Вам нравится? 15 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...