НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


С любовью к делу и к ученикам: о Надежде Егоровне Зайченко

На вопрос о том, что в жизни для вас самое главное, многие люди отвечают по-разному. У каждого человека есть свои взгляды на окружающую действительность, свои ценности и приоритеты.  Так вот, именно работа стала смыслом жизни учителя истории Верх-Ичинской школы Куйбышевского района Зайченко Надежды Георгиевны, которая более 40 лет посвятила педагогической деятельности.
«Главное – утверждает Надежда Георгиевна – служить своему делу честно и преданно, любить свою работу, любить свой предмет, своих учеников и верить в них».
Ей, как она говорит, «Повезло». Детские увлечения историей определили ее дальнейшую судьбу. Еще совсем маленькой девочкой с огромным вниманием и интересом слушала она рассказы бабушки о богатом историческом прошлом с. Куликово Теньгушевского района Мордовской АССР. Именно здесь в семье Егора Михайловича и Степаниды Ивановны Марининых родилась Надя в 1929 г. и именно здесь прошло ее детство, которое, как и для многих детей того времени, закончилось с приходом страшной войны, коснувшейся тогда каждой семьи и унесшей жизни миллионов людей.
Из воспоминаний Надежды Георгиевны:
 «Когда началась война, я была самая старшая из трех сестер и на тот момент училась в четвертом классе. Папу забрали на фронт, и все заботы по дому и работа в колхозе тяжелой ношей легли на женские и детские плечи. Мы работали по 12 часов в сутки. Во время летних каникул помогали взрослым в поле: жали, пололи, пахали, укладывали сено в стога. В течение учебного года после занятий вязали двупалые перчатки, шили кисеты, заполняли их табаком и отправляли в посылках на фронт».
Уже в восемнадцатилетнем возрасте в 1947 г. Надежда получила одну из первых наград - медаль за доблестный труд в годы ВОВ. Наград, кстати говоря, будет еще не мало.
Не смотря на тяжелейшие испытания и все трудности военного времени, Надя любую свободную минуту тратила на любимое занятие – чтение. Она запоем читала историческую и художественную литературу, а затем пересказывала прочитанное маме.
Ее первыми прочитанными произведениями стали сказки А. С. Пушкина, лирика Лермонтова, Есенина, Блока… В 12-ти летнем возрасте она прочла «Айвенго» В. Скотта, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Историю буржуазной французской революции XVIII века». И это лишь начало списка, который можно продолжать долго.
Не секрет, что образование являлось ценностью во все времена. А профессия учителя считалась эталоном образованности, воспитанности, интеллигентности и порядочности. Именно поэтому Надя, окончив школу, решила стать педагогом и поступила на исторический факультет Темнековского учительского института. После его окончания в 1949 году, по распределению поехала работать в Еврейскую автономную область с. Надеждинск Хабаровского края Биробиджанского района.
«Школа! Что меня ждет меня за ее дверями?», - часто такой вопрос задают себе молодые учителя. И порою трудно бывает найти на него ответ. Но я знала одно, что переступая порог школы – задержусь здесь надолго» - вспоминает Надежда Георгиевна. Конечно, как и все молодые педагоги, первое время испытывала чувство тревоги, скорее это было связано с отсутствием опыта и некоторой неуверенностью в себе. Но все тревоги развеялись, когда с головой окунулась в нелегкую, но благородную работу учителя,.
Надежда Георгиевна преподавала историю и географию, вела политический кружок для учителей по изучению истории ВКПб и на полставки подрабатывала воспитателем интерната, находящимся при школе.
В 1950 г. вышла замуж за пограничника, ветерана ВОВ Алексея Ивановича Зайченко и через четыре года вместе с супругом переехала в Куйбышевский район с. Верх-Ича.
А здесь снова пришлось осваиваться в новом педагогическом коллективе, который с пониманием и уважением отнесся к подготовленному специалисту,  как к трудолюбивому, грамотному и ответственному педагогу. 
Она читала лекции о международных отношениях СССР с зарубежными странами. Вела кружок, способствующий формированию коммунистического мировоззрения педагогов и школьников. Распространяла научные и политические знания, как в коллективе, так и среди своих учеников.
Воспитание гражданина России невозможно без ответа на вопросы: «Кто мы?» и «Откуда мы?». История своей малой Родины, её героические страницы - вот, основа патриотизма.
Следуя этому принципу, Надежда Георгиевна приступила к скрупулезному, большому, многолетнему труду по изучению истории школы, села и района. Именно она стала основателем Верх-Ичинского школьного музея.
 Все началось с письма в Томский архив с просьбой сообщить ей историю возникновения села. Постепенно в эту работу были вовлечены не только педагоги, но и учащиеся.   Туристические маршруты по селам , беседы, лекции, конференции, доклады, отчеты, организация и проведение встреч со старожилами сел, ветеранами войны и труда, тружениками тыла и другими интересными людьми, запись их воспоминаний, оформление папок и альбомов, поиск материалов, сбор экспонатов - все это результат огромной краеведческой деятельности, представленной в 1966 году в историческом уголке.
В 1974 г., в здании новой школы, для всех экспонатов была выделена отдельная комната. А в январе 1986 года музею присвоено звание «Школьный музей», который является сейчас неотъемлемой частью Верх-Ичинской общеобразовательной школы.
 За организацию работы школьного музея и участие в областном смотре Надежда Георгиевна награждена почетными грамотами Куйбышевского РОНО и Новосибирского обкома ВЛКСМ.
Она воспитала не одно поколение учеников, с которыми до сих пор поддерживает связь и которые с большой благодарностью, любовью и уважением отзываются о ней. Многие пошли по ее стопам, выбрав профессию учителя. Одна из них - бывшая ученица, последовательница, преемница, - учитель истории, сегодняшний руководитель музея - Захарова Любовь Александровна.
А Надежда Георгиевна, находясь на заслуженном отдыхе,  и сейчас не сидит без дела. Она продолжает пристально следить за политической ситуацией в стране и мире, читать произведения литературы, отдавая предпочтение историко-приключенческим романам. А также она прекрасно владеет крючком и спицами. В это занятие, как и в любое другое, она вкладывает всю душу, радуя ажурными салфетками и ковриками, теплыми носочками  своих близких родственников. Которых у Надежды Георгиевны  не мало: трое детей, пять внуков и пять правнуков.
Одна из дочерей, Щербакова Надежда Алексеевна, около 30 лет работает учителем математики в школе № 3 г. Куйбышева.создавая учительскую династию. 
За многолетний добросовестный труд, за величайшую преданность своей профессии, за вклад в развитие школьного музея Надежда Георгиевна награждена огромным количеством почетных грамот и благодарностей, благодарственных писем различного уровня.
 «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель» - сказал когда-то великий русский писатель Л. Н. Толстой.
Так вот, Надежду Георгиевну можно по праву считать совершенным учителем, посвятившим половину своей жизни кропотливому, благородному делу и внесшему неоценимый вклад в изучение истории родного края.
.


Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 19 Сентября 2018

Автор: Светлана Щербакова

Отправитель: Светлана Щербакова

Вам нравится? 13 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...