НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Ача. Легенды села

Анатолий Иванович Туралин - один из старейших жителей села (чей род является основателем Ачи) охотно поведал истории, связанные с образованием села, и некоторые подробности из жизни предков.
«Бабушка рассказывала, что племя наше «турала» приехало в Сибирь в 1625 году и поселилось на речке Могилина, которая впадает в реку Ача. До этого они жили на Иртыше, а когда Ермак завоевал Сибирь, то он этому племени (они плохо жили, нищета была) дал грамоту: освободил от налогов и воинской подати, в общем, они не служили в армии, и налоги не платили;  налог назывался ясак в переводе с монгольского. Тогда Кучум командовал Сибирью. И вот он налогом их облагал, а Ермак освободил, дал бумагу и сказал: «Можете занимать любую землю в Сибири».
Ну а там степи были, вот они сюда на восток и приехали. Староста одной семьи заболел, и они остановились здесь. Выкопали землянки, пять штук, их даже сейчас заметно.
- Здесь  вообще ничего не было?
- Ничего не было. Вот эта речушка. И вот они остановились здесь. Их пять семей было, одна осталась. А остальное племя поехало дальше на восток, они основали город Ачинск Красноярского края. 
Вот считай три века прошло, и наше племя жило, и налогов не платило. Ни один царь не отменял приказа Ермака, те, кто налог не платили, назывались «ясашинские» - в армию их не брали. В 1812 году была Отечественная война - всех берут, а их не брали, это, говорят, ясашинцы.
Бабка говорила, что когда «ихнее» племя с Иртыша уезжало, а Ермак погиб на Иртыше, на острове его схоронили на берегу, а они ночью выкопали останки и увезли сюда. Могилу заделали так, как там было. И вот, где Могилина, тут где-то схоронили и наказали никому не говорить. Не знаю, правда или нет, мне было восемь лет, когда она это говорила, а ей 85, она уже перед смертью говорит: «Только никому не говори, молчи». Бабушка Фёкла Николаевна Туралина. Была Турала, а когда документы начали делать, и переименовали.
Вот они, туралинцы, и основали деревню. Дом первый построили за речкой. Лес везде был.
- А лес белый был?
- Нет. Белый лес - берёзы, а здесь лиственница.  И дом тот первый рублен с лиственницы. Пил не было, топорами рубили. Дом триста лет простоял.
Потом начали поселяться  казаки – Соболевы – они с Дона приехали, донские казаки. После этого поговорка такая была – звали их чалдоны. А Туралины - татары.
- А название почему такое у села?
- А вот поговорка такая была: что-нибудь спрашивают у человека, а он в ответ: «А чо?» Так и прозвали Ача. Ещё, когда образовался тракт Барнаул – Томск, проезжие спрашивали у местных, как деревня называется, а он им в ответ: «А чо?» так и стали называть: Ача.
Позже, когда пришла Советская власть, после казаков приехали заводские рабочие – Затинщиковы, потом Ивановы. Вот основные фамилии. 
Род Туралиных в колхоз вступил  только в 1932 году. Сначала образовался колхоз – назвали его «имени Ленина». Ленин же как говорил: «Заводы рабочим, а земля крестянам». Племя турала жили в Заречке (так называется нижняя часть села за рекой), раз налоги не платили, то работали, пахали для себя. Сеяли на конях, коней было много. Ездили в Томск и закупали плуги, косилки. Однажды приехали с района и говорят: «Вы налоги не платите, в колхоз не вступаете, лучшие земли у вас до Сосновы. Земли эти мы забираем, а вам останется болото». Так и сделали. Это был 32-ой год - и тогда засуха была. В колхозе всё засохло, а у них влага в болоте  была, и такая пшеница уродилась! Позже опять приехал этот самый с профкома или с профсоюза: «Ну вступайте, иначе и эту землю у вас отберём». Вот и вступили. И назвали этот колхоз «Профсоюз». Этот колхоз богаче жил. Потом  начали объединяться «Ленин» с «Профсоюзом». Назвали «колхоз имени Ленина». А потом уже подсоединили «колхоз имени Сталина» (Елфимово). Там поселенцы на год раньше даже были.
 
Церковь была на горе.  Поповский дом – где сейчас столовая. А наши дома были ближе, дворы, конюшня. Вот в 1929-м я родился в этих домах, в этой церкви крестился, а потом отцу построили дом, их было четыре брата, мы переехали в Заречку и там жили.
- Были в селе мельницы?
- Мельница была на Аче (реке). Дениса Соболева».
  И Анатолий Иванович рассказал, как Денис построил мельницу и молол всё людям, выполнял заказы. Был богатым человеком. Однажды он шёл вечером домой с мельницы, и его встретили два бандита и потребовали деньги. Денис отдал им все деньги и просил не трогать его. Когда же бандиты отошли, он вытащил наган и пристрелил их. А ночью уехал из деревни. И после этого мельница начала распадаться. С тех пор это место называют Денисова гора. В 1951 году  Денис прислал письмо, в котором сообщалось, что он жив-здоров, находится в Красноярском крае в Тувинской церкви. Ему было уже под сто лет. Выяснилось, что Денис был племянником жены Василия Туралина, родного брата Анатолия Ивановича.
Рассказал также Анатолий Иванович и про Михалину мельницу, которая находилась на расстоянии двух километров от Ачи – за речкой. Сваи от этой мельницы до сих пор живые.

   Очень интересно было послушать о  жизни самого Анатолия Ивановича, о его школьных годах, о том, где и как трудился, какие награды получил. В войну ему было 12 лет. До войны отец его был председателем колхоза. А дед Николай, ещё до Советской власти, был старостой деревни. 
Сам Анатолий Николаевич работать начал с 14 лет. Сначала в колхозе хлеб косил, потом пригласили в МТС учиться на тракториста. Работал на тракторе. Отряд передовой был, «Красные знамёна». В комсомол его приняли, когда он уже на тракторе работал. (В школе учительница Вера Степановна заставила грядки копать, Анатолий спросил: «Чьи грядки?» - «Веры Степановны». - «Вот пусть Вера Степановна и копает. У меня дома под капусту не копано». Поэтому и не приняли в пионеры – недисциплинированный. И в комсомол в школе не взяли по этой же причине.) 
После того, как билет дали, в газете заметку написали, что комсомолец  Анатолий Туралин перевыполняет нормы.
Потом пошёл в армию. Выучился на шофёра. Его отправили в школу механиков.  Был назначен старшиной транспортного взвода. Чуть позже был отправлен в Китай обучать вождению китайских шофёров. Шесть месяцев работал там. Был представлен к китайским наградам.
Показал Анатолий Иванович и русские награды: орден «Знак Почёта», медали «Юбилей Ленина», «Победа над Германией», «50 лет Октября», «60 лет Победы»; трудовые: «Девятая пятилетка», «Отличник соревнований в СССР». На основании этого значка он имел преимущество при выделении  квартиры. Дом, в котором сейчас живёт Анатолий Иванович с женой, строили сами, нанимали  белорусов. Сам же Анатолий Иванович жил и работал в Болотном, на нефтепроводе 25 лет. В Аче не жил с 1949 по 1989 годы. Квартиру ему хотели дать в городе, но Анатолий Иванович решил остаться здесь: «Я родился в Аче, наше племя здесь жило. Вот тут и приехал умирать».
В 1948 году, по воспоминаниям Антолия Ивановича, в Ачу приехала биологическая разведка. В сосновом лесу работали, бурили, всё перекопали, говорили, что там есть уголь.
«А дед Алексей рассказывал, что где река Сосновка, за школой, на хуторе есть гора и там камни большие. Так вот там золотоискатели золото искали. Не знаю, нашли или нет. А на той стороне Сосновки (реки) был кирпичный завод – кирпич делали. Там всё изрыто, речку прудили. С той стороны глина, кирпичный завод был, а с этой золото искали».

Недалеко от дома Анатолия Ивановича находится карьер, в котором есть глина и жёлтый песок. Однажды приехал врач из Новосибирска, взял эту глину. Позже сказал, что она лечебная.
Песок из карьера на дорогу машинами возили. Одно время хотели со второй Юрги проводить железную дорогу сюда. И построить в Аче стеклянный завод. Да только лес не позволили резать: «племя турала тогда этот лес отстояли, что никуда его не резать, ничего, вдруг пожар, так сгорит деревня».
У каждой семьи был надел и кусок леса: «Вот Иванов  надел, значит и эта земля, и тои околки: лес это твой. А вот от фермы лес идёт, называется Поповский надел. Он где-то километра два, до реки Могилина. И дом этот Поповский, такой домина, семья такая была.
- Площадь какая-нибудь была, где гуляла молодёжь?
- Клуб вон там был, где Малаховы живут (на горе). Потом там школу образовали, а клуб перенесли в церковь, в церкви был клуб».
По словам Анатолия Ивановича, заведующий клубом, Соболев Виктор, в холодные зимние вечера иконами печку топил. Когда местные жители об этом узнали, стали называть его: «Витька-неверен». Вызвали его в сельсовет и просили больше так не делать: «Ты, Витька, лучше не надо; вот весной разлив, и, это, лучше вон в речку»... Так и случилось. В воскресенье пришли на мост мужики и бабы и увидели, как Витька иконы с моста кидает. Из деревни он потом уехал: «Бабы его побили за такое дело, так он сам и уехал».
На этом наша беседа с Анатолием Ивановичем закончилась. А историй, связанных с селом, ещё много. И наша задача не забывать их, а передавать своим потомкам.





Лето 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 27 Июня 2018

Отправитель: Лилия Сажина

Вам нравится? 19 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...