НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.

ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Заселение Сибири

Предыстория и начало русской колонизации. История появления людей и их расселения на территории современной Новосибирской области насчитывает многие тысячелетия. Древние жители дали собственные названия рекам, степям, населенным пунктам на территории верхнего Приобья, которые сохранились до сегодняшнего дня и стали неотъемлемой частью культурного пространства. В период монгольских завоеваний XIII в. тюркоязычное население Южной Сибири смешалось с монголами, но сохранило свой язык. В западной части Новосибирской области жили барабинские татары, в северо-восточной, по берегам Оби, – чатские. В конце XV в. земли барабинских татар и их сородичей, расселившихся по Тоболу и среднему течению Иртыша, объединились в одно ханство. К нему присоединились земли Тюменского ханства, и это государственное образование со столицей в городе Искер (Кашлык) получило наименование Сибирское ханство.

Присоединение Сибири к России, начавшееся в последние десятилетия XVI в., связано с важным событием, произошедшим на территории нашей области. Здесь летом 1598 г. на левом берегу Оби недалеко от устья речки Ирмень (вблизи современного Ордынска) произошел разгром сибирского хана Кучума[5], что создало предпосылки для развертывания мирной колонизации. Началось активное переселение русских в Сибирь преимущественно из северных районов европейской части страны. Правительство отправляло сюда «прибранных» (завербованных) царскими воеводами крестьян, ссыльных, жителей городов (посадских людей). Решающую роль в формировании постоянного крестьянского населения сыграли вольные переселенцы. Их привлекали слухи о свободных плодородных землях и вольной жизни. Правительство активно стимулировало занятие хлебопашеством, так как завоз продовольствия из центральных районов страны был обременительным.

Первые упоминания о населенных пунктах. Кривощеково

Заселение территории области началось из Томско-Кузнецкого земледельческого района, который располагался вдоль реки Томь и вокруг Томска. Хлеба, производимого здесь в конце XVII в., не хватало, и воеводы вместо выдачи служилым людям жалованья наделяли их землей[6]. В конце XVII . начале XVIII вв. стали появляться русские деревни в бассейнах рек Ояш, Чаус, Иня, Барлак. Первая заимка была основана в 1695 г. боярским сыном Алексеем Кругликом. Деревня Кругликово до сих пор существует в Болотнинском районе. Сохранились деревни Гутово и Изылы в Тогучинском районе. Село Кубовая в Новосибирском сельском районе (в 16 км от современного Пашино).

В документе 1708 г. упоминается деревня Кривощёковская – поселение на территории будущего Новосибирска. Ее основателем считается Федор Креницын по прозвищу Кривощек[7]. Кривощеково в начале XIX в. являлось центром одноименной волости, и проживавшие в нем крестьяне были приписаны для отработки государственного налога к Алтайским горным заводам.

В 1823 г. в 30 дворах села проживало 88 ревизских душ, а общая численность населения составляла 194 чел. В структуре фамильного состава на первом месте были Погадаевы (6 семей), затем Каренгины (5 семей), Шмаковы, Некрасовы, Кузнецовы (по 4 семьи). Остальные 12 фамилий насчитывали 1-2 семьи. По сравнению с другими волостными центрами Кривощеково выглядело бедным. В среднем на двор приходилось 4 дес. посева, 5 лошадей и 4,5 коровы[8]. Основными занятиями населения были хлебопашество, рыбная ловля и извоз.

Остроги и оборонительные линии

Крестьяне расселялись под защитой оборонительных линий, создаваемых в южных районах Западной Сибири. Их основу составляли военно-инженерные сооружения. В 1703 г. вблизи устья реки Умрева вырос Умревинский острог. В 1713 г. на берегу Оби поставлен Чаусский острог, в 1716 г. в устье реки Берди – Бердский острог. В 1722 г. в Барабинской степи вдоль дороги, соединявшей Тару с Томском (и ставшей впоследствии частью Московско-Сибирского тракта), основаны Усть-Тартасский, Каинский и Убинский укрепленные пункты. Наличие оборонительных линий создало предпосылки для промышленного освоения территории.

В августе 1764 г. со строительства плотины на реке Нижний Сузун началась закладка уникального предприятия. Сузунского медеплавильного завода. В 1765 г. завод дал первые плавки меди, а в конце 1766 г. на его основе заработал монетный двор, чеканивший до 1781 г. медные монеты с примесью серебра[9]. В конце XVIII-начале XIX в. города-крепости Каинск и Колывань стали терять свое военное значение. Их расположение в благоприятных природно-климатических условиях способствовало в большей степени развитию земледелия и скотоводства, чем промышленности и торговли[10]. В 1830 г. на юго-западном склоне Салаирского кряжа была обнаружена золотая россыпь и заложен Егорьевский прииск.

[5] Кузнецова Ф.С. История Сибири. 2-е изд. Новосибирск, 1999. Ч. I: Присоединение к России. С. 68.

[6] Кузнецова Ф.С. История Сибири. С. 154.

[7] Новосибирск: энциклопедия. С. 460.

[8] Мамсик Т.С. Село Кривощеково в 1823 г.: население и хозяйство // Страницы истории Новосибирской области. Люди, события, культура: Первая областная научно-практическая конференция краеведов. М., 1995. Ч. I. С. 124, 125.

[9] Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. II. С. 386

[10] Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. Новосибирск, 1998. С. 198.

ЧТО ИЗВЕСТНО О ВАШИХ КРАЯХ?

Портал «Народная летопись» будет интересен всем, кто родился в Новосибирской области, живёт здесь, или планирует сюда переехать.

Узнайте, что уже известно о вашем крае:

НОВОСТИ САЙТА

14.06.2019

Краеведческая площадка в рамках открытого межрайонного Фестиваля

14 июня 2019 года на территории Болотнинского района проведён открытый межрайонный фестиваль «Дорогою добра 95 лет», одно из целого ряда мероприятий, посвященных 95-летию района. Цель данного Фестиваля – привлечение внимания общественности, учеников и педагогов к истории образования Болотнинского района, пропаганды ценностей и традиций малой Родины, формирование патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения.

         В день проведения Фестиваля организована работа нескольких площадок по различным направлениям. Краеведческая площадка «Наш дом – Болотнинский район» предполагала проведение двух масштабных мероприятий: семинар «Система духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве Болотнинского района: механизмы интеграции дополнительного и общего образования» и семинара-практикума «Народная летопись: выбор темы, сбор материала, форма представления».

         Семинар по духовно-нравственному воспитанию проведён на базе районного историко-краеведческого музея и нашёл многочисленный отклик у педагогических и музейных работников. Педагоги представили опыт своей работы по формированию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая занятиями урочной и внеурочной деятельности школьников.

         В семинаре-практикуме «Народная летопись» приняли участие специалисты управлений образования, руководителя домов творчества, педагоги образовательных организаций, работники районного историко-краеведческого музея и библиотечной системы. Модератором данного семинара выступил Н.А. Александров, писатель-публицист, член Союза писателей России. Для участия с семинаре-практикуме приглашены активные авторы и пользователи данного ресурса: О.И. Ёлгина, учитель истории и обществознания Корниловской школы, И.В. Таскаева, библиотекарь центральной районной библиотеки. Участницы поделились опытом работы на портале «Народная летопись»: как правильно определиться с темой, какой необходимо собрать материал и каким образом поместить его на данном электронном ресурсе. С более подробной информацией о выборе темы, написании текста, его оформлении и правилах публикации можно ознакомиться на портале «Народная летопись», по ссылке: http://letopisi54.ru/school/ . В ходе семинара подведены итоги конкурса методических разработок педагогов, победители презентовали свои материалы, которые разрабатывали на основе текстов «Народной летописи». Неизгладимое впечатление произвели работы: Т.Ю. Белоусовой, воспитателя детского сада «Сказка» (конспект ННОД «Рассказы деда Арефы»); Л.С. Савочкиной, воспитателя МКОУ СОШ № 16 (конспект нетрадиционного родительского собрания в форме квест-игры «Сторона моя, родная»); Л.В. Карповой, учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 16 (конспект урока «Волшебный мир Болотнинского народного театра»). В завершении мероприятия организаторы краеведческой площадки отмечены благодарственными письмами, а победители конкурса методических разработок награждены грамотами управления образования администрации Болотнинского района.

            Гостей и участников семинара не оставили равнодушными воспитанники Детской школы искусств, которые порадовали зрителей вокальными и инструментальными выступлениями.


20_06 (1).JPG 20_06 (3).JPG 20_06 (2).JPG 20_06 (4).JPG 20_06 (5).JPG 20_06 (6).JPG 20_06 (7).JPG 20_06 (9).jpg 20_06 (10).jpg  20_06 (11).jpg


10.12.2018

Закончена работа над книгой "Народная Летопись Болотнинского района"


Дорогие земляки!

Рады сообщить, что закончена работа над книгой "Народная Летопись Болотнинского района". В полноцветную книгу объемом 576 страниц вошло 336 статей, которые написали 171 автор, использовано 1170 иллюстраций. Книга посвящена 95-летию района.

Руководитель проекта "Народная Летопись НСО"
Николай Александров
09.06.2018

Каким судом судите…

Дорогие мои авторы, друзья, товарищи, братья и сестры!

Привожу только маленькую толику цитат из работ, прибывших за последний месяц и не принятых редакцией к публикации.
Цитаты не вырваны из контекста, смысл их ясен и без всех многостраничных статей.
Вот некоторые из работ детей до 14 лет:
– «Большевики, кого не смогли заставить отречься от Христа и снять крест с груди, тут же расстреливали или топили»;
– «Колчаковцы и беляки вели себя, как фашисты, отбирали зерно, лошадей и уводили молодых парней»;
– «Сталин хуже Гитлера»;
– «Они убивали, грабили, жгли, эти строители СССР».
У меня нет вопросов к детям, здесь все по принципу: «Что посеешь, то пожнёшь». У меня вопрос к родителям, учителям и прочим воспитателям: доколе вы будете вести гражданскую войну? Доколе вы будете сеять рознь и смуту? Доколе судить тех, кто родил вас? Доколе танцевать сатанинские пляски на могилах наших предков?
Не дай Бог, чтобы нашим детям пришла в голову прихоть судить вас вашим судом.

Руководитель проекта "Народная Летопись НСО"
Николай Александров